Уполномоченный экономический оператор: долго, дорого…
В ближайшее время Верховная Рада будет голосовать законопроект об уполномоченном экономическом операторе, мы проанализировали этот проект закона и дали свои предложения.
Внедрения в Таможенный Кодекс положений об уполномоченном экономическом операторе долгое время ждали от законодателей. Этот важный законопроект почти год обсуждается в стенах Парламента. Депутаты предыдущего созыва приняли в первом чтении законопроект 7473, который касался того же вопроса.
Что дает данный законопроект?
Уполномоченный экономический оператор (УЭО) – это предприятие, которое исполняет любую функцию в цепи поставки, которое получило соответствующую аккредитацию, которая дает ряд преференций при таможенном оформлении товаров.
Законодатель предлагает два типа УЭО:
- УЭО-С – получение права на специальные упрощения.
- УЭО-Б – подтверждение безопасности и надежности.
Анализируя законопроект хочется остановится на двух аспектах, а именно, действительно ли такие упрощения, которые предоставляет данный статус являются существенными, а также сложно ли получить аккредитацию УЭО.
Статус УЭО в любом варианте предполагает первоочередной порядок прохождения таможенных формальностей, использование отдельной полосы в пунктах пропуска автомобильного транспорта (при их наличии), снижение степени риска автоматической системой таможенного оформления.
Также, предприятия получившие статус УЭО-С имеют право получить специальные упрощения:
- Общую финансовую гарантию
- Самостоятельное наложение пломб специального типа
- Процедура упрощенного декларирования
- Процедура выпуска товара за местонахождением
Хочется обратить внимание на то, что привилегия использования отдельной полосы для автомобильного транспорта упирается в вопрос инфраструктуры на пунктах пропуска, которые, как правило не оборудованы для использования данного преимущества. Также, интересно то, что для получения каждого из упрощений нужно получить отдельный сертификат, таким образом статус УЭО-С только дает возможность подать документы для получения сертификата на каждое из упрощений.
Отдельно обращаю внимание на то, что в законопроекте есть отдельные, на мой взгляд, технико-юридические неточности, а именно, документы для получения статуса АЭО подаются в органы таможенной службы, однако все проверки для получения данного статуса проводят «органы доходов и сборов», т.е. налоговые органы, что на мой взгляд может быть не совсем корректным исходя из текста закона. Очевидно, что законопроект писался без учета статуса новых Государственной налоговой службы и Государственной таможенной службы.
Проведение проверки для получения статуса УЭО предполагает кристально чистую биографию бенефициаров и должностных лиц предприятия-заявителя (отсутствие судимостей за экономические преступления, контрабанду, отсутствие систематических нарушений таможенного законодательства (в отличие от предыдущего законопроекта эти положения детально разъяснены), наличие устойчивого финансового состояния предприятия, надлежащая система бухгалтерского учета, транспортной и коммерческой документации, а также соблюдение стандартов их защиты и надежности, наличие производственных мощностей, сотрудников соответствующего квалификационного уровня. Законопроектом подробно расшифровываются каждый из критериев, из чего становится понятным, что таким критериям могут соответствовать только большие системные предприятия, с разветвленным штатным расписанием, большой материально базой, системным аудитом. Таким образом, данные критерии приведут к ослаблению малых и средних предприятий, т.к. создают конкурентные преимущества для крупных предприятий.
Процедура получения статуса УЭО занимает достаточно длительное количество времени, а именно со дня подачи заявки до получения предварительного заключения, которое дает возможность перейти к проверке предприятия проходит 30 дней, потом проверка предприятия занимает не более 120 дней, однако мы все знаем, что государственные органы не любят сокращать сроки, поэтому считаем, что со дня подачи заявление до момента окончания проверки проходит 150 дней. Следует сказать, что проверка может быть увеличена еще на 30 дней в случае необходимости.
После этого таможенные органы готовят заключение, черновик которого подается предприятию, которое имеет в запасе еще 30 дней на предоставление возражений, если такие имеются. Итого, мы уже насчитали минимум 180 дней с перспективой увеличения срока до 210. Этот срок может быть увеличен в зависимости от замечаний, указанных таможенным органом. Также, после получения статуса, предприятие мониторится таможенным органом, что означает возможность проведения проверок на соответствие квалификационным требованиям.
Исходя из вышеизложенного, на мой взгляд, данный законопроект должен пройти широкую дискуссию с представителями бизнеса, не только крупного, но малого и среднего, проект закона должен быть доработан с учетом предложений бизнеса и общественности.
- Як перемогти прокрастинацію: "Закон задоволення" та переговори із власним мозком Олександр Скнар 11:44
- Бронювання у 2025 році: як бізнесу підтвердити "критичність" і зберегти працівників Андрій Лотиш 10:41
- Англійська як нова вимога до держслужби: чому без неї вже неможливо працювати Інна Лукайчук вчора о 18:26
- Саботаж мобілізації ув’язнених – злочин проти національної безпеки Микола Ореховський 09.12.2025 20:36
- Західний регіон у глобальному контексті: можливості та виклики Мар'яна Луцишин 09.12.2025 16:46
- Спонсорство громадських організацій: як залучати пряме фінансування від бізнесу Олександра Смілянець 09.12.2025 14:23
- Майбутнє клієнтського досвіду: передбачуване, персоналізоване та проактивне Станіслав Нянько 09.12.2025 11:44
- Списки справ vs тайм-блокінг: коли що працює і як уникнути хаосу Олександр Скнар 09.12.2025 09:37
- Нитки, які рвуть обличчя: правда про улюблену процедуру зірок, яку від вас приховують Дмитро Березовський 09.12.2025 09:30
- Чи є мобілізація працівника підставою для продовження або перенесення щорічної відпустки Анна Мілієнко-Самсонова 08.12.2025 22:34
- "16 днів проти насильства": як війна змінила не тільки життя, а й масштаби насильства Галина Скіпальська 08.12.2025 15:11
- CSR-фандрейзинг: як бізнес і соціальні проєкти будують взаємовигідні партнерства Олександра Смілянець 08.12.2025 14:14
- Чому імпорт не гарантує світла: що стоїть за відключеннями "по аварійці" Ростислав Никітенко 08.12.2025 08:12
- Геніальність від народження? Філософія, маркетинг чи шлях розвитку? Вільям Задорський 06.12.2025 20:02
- Лобіювання як інструмент для українських ветеранів Олексій Шевчук 06.12.2025 18:16
- Бронювання працівників: правила та вимоги 425
- За що компанії можуть втратити статус "критично важливих" та що робити далі 318
- Переоцінка безпомилковості ШІ студентами: експериментальні докази 191
- "16 днів проти насильства": як війна змінила не тільки життя, а й масштаби насильства 151
- Не бути туземцем 127
-
"Голова служби пише заяву на звільнення". Сухомлин – про скандал з дорогою в Буковель
Бізнес 21652
-
Лагард вважає запропоновану ЄС схему репараційного кредиту "найближчою до міжнародного права"
Фінанси 16548
-
Нові контракти в ЗСУ коштуватимуть 552 млрд грн у 2026 році і понад 1 трлн грн у 2027-2028
Фінанси 3312
-
США активували радар Lockheed Martin для протиракетного захисту
Технології 3017
-
Хто вкладає у вуха Трампу думки щодо України – все стало очевидним
Думка 2270
