Авторські блоги та коментарі до них відображають виключно точку зору їхніх авторів. Редакція ЛІГА.net може не поділяти думку авторів блогів.
17.06.2016 12:56

Закон о финансовой реструктуризации–спасение или бесполезный документ?

Керуючий партнер юридичної фірми PRAVOVEST

Весной-летом 2015 года мы были свидетелями длительных переговоров Украины и внешних кредиторов о реструктуризации нашего госдолга. В 2016 году уже отечественные предприятия и банки могут попробовать себя в этих ролях.

14 июня 2016 года Верховная Рада приняла во втором чтении и в целом законопроект №3555 о финансовой реструктуризации долгов бизнеса. Этот документ был подан Кабмином ещё осенью-2015 и за его принятие банкиры долго просили депутатов. Закон рассматривается как один из способов решения серьёзной проблемы банковского сектора Украины – огромной проблемной задолженности юридических лиц. Как же будет работать новый закон и решает ли он главную проблему?

Размеры проблемы

Чтобы понять, почему банковское сообщество инициировало разработку этого законопроекта (в написании текста принимали участие Нацбанк, Независимая ассоциация банков Украины, эксперты ЕБРР и Всемирного банка), достаточно посмотреть на объёмы «плохих» кредитов.

По официальным данным и методологии НБУ, на начало мая 2016 г., кредитная задолженность юрлиц перед банками составляет почти 778 млрд. гривен, из которых, около четверти относится к разряду проблемных кредитов. По неофициальным  оценкам того же Нацбанка и финансовых экспертов, проблемная задолженность корпоративных клиентов составляет 40-50%.

Даже если брать официальную статистику, то около 183 млрд. гривен «зависли» на неработающих кредитах. Если отталкиваться от оценки экспертов – это 310-390 млрд. гривен.

Эти цифры косвенно подтверждаются и данными по резервам банков, по активным операциям – они выросли уже до 323 млрд. гривен. Это резервы банков по кредитам на основе оценки их шансов на возврат, чем хуже качество кредита – тем больший процент от суммы ссуды банк резервирует на счёте.


Именно отчисления в резервы и стали главной причиной огромных убытков банковской системы за 2014 и 2015 годы – 53 и 66,6 млрд. гривен соответственно.

Для лучшего понимания размера этих цифр достаточно сравнить их с другими показателями, например:

Общая сумма кредитов населения (все потребительские кредиты, кредитные карты, автокредиты, ипотека) составляет по состоянию на май-2016 менее 146 млрд. гривен.

Доходы госбюджета Украины в 2016 году – 595 млрд. гривен.

Расходы на оборону и безопасность в бюджете-2016 – 113,6 млрд. гривен.

Транши от МВФ Украине в 2015 году – 167,5 млрд. гривен (6,7 млрд. долл.).

Ещё раз приведу официальную статистику Нацбанка, согласно которой, проблемная задолженность юрлиц перед банками составляет 183 млрд. гривен , по оценкам финансовых аналитиков – эта сумма 310-390 млрд. гривен .

Что предлагает закон

Закон «О финансовой реструктуризации» предлагает бизнесу и кредиторам на протяжении трёх лет действия его норм, достигнуть взаимовыгодных условий решения проблем с задолженностью.

Заемщик и кредиторы могут договориться о:

1. Списание части суммы задолженности

2. Смене валюты займа

3. Изменение срока выплаты долга и размере платежей

4. Снижение или вовсе отмене начислении процентов по долгу

5. Привлечение заёмщиком нового заёмного финансирования или инвестиций, и передаче ранее заложенного имущества в залог новому кредитору

6. Передаче залогового, или другого имущества должника в собственность банка

7. Конвертации долга в капитал должника

8. Реорганизации бизнеса (слияние, присоединение, дробление и пр.)

9. Смене руководства компании.

Реструктуризированными могут быть, в том числе, и долги предприятий, активы которых расположены за рубежом.

При этом в процедуре реструктуризации могут принимать участие не только финансовые компании, но и физлица-кредиторы. Впрочем, без участия минимум одной финансовой компании процедуру начать не удастся.

Важно, что по закону права на реструктуризацию не имеют компании, в отношении которых начата процедура банкротства и фирмы, владельцами которых являются связанные с банком-кредитором лица.

Закон вступит в силу через три месяца после публикации – ориентировочно это будет октябрь-2016.

Но это никак не означает, что сразу начнутся дела по реструктуризации. Сначала должен быть сформирован Наблюдательный совет.

Наблюдательный совет состоит из девяти человек – по одному от НБУ, Минфина, Минэкономики, Минюста и пять от экспертного сообщества, утвержденных комитетом Верховной Рады. Набсовет создаёт Секретариат и Арбитражный комитет, а также утверждает список арбитров.

Возможные споры в рамках процедуры реструктуризации будут решаться в арбитраже – то есть без участия суда, что является быстрой процедурой. Однако решение арбитража является окончательным, и оно не может быть оспорено в будущем в суде.

Как происходит сама процедура начала реструктуризации:

 

1. Заемщик подает в Секретариат письменное заявление о начале реструктуризации.

1.1. К заявлению обязательно прилагается письменное согласие кредитора (кредиторов) на реструктуризацию;

1.2. Согласие обязательно должны предоставить обладатели не менее 50% кредитной задолженности должника (без учёта долга перед связанными лицами);

1.3. Если уже есть открытые судебные дела – информация о них обязательно предоставляется.

2. Если заявление отвечает требованиям закона, на следующий рабочий день Секретариат принимает решение о начале процедуры проведения финансовой реструктуризации.

Секретариат рассылает кредиторам сообщение с датой первых сборов по делу – они должны пройти в период с 7 по 10 рабочий день после начала процесса реструктуризации.

В срок до 7 рабочих дней перед сборами заемщик должен предоставить кредиторам всю информацию о текущей задолженности, обоснование необходимости реструктуризации и прогноз по финансовым и операционным показателям бизнеса на следующие 12 месяцев.

2.1. Кредиторы могут привлечь независимого эксперта для подготовки вывода и аудитора для подтверждения отчетности.

3. Начало работы над принятием Плана реструктуризации, с созданием Координационного комитета (финкомпании-кредиторы) и Комитета кредиторов (не финкомпании-кредиторы).

4. После начала процедуры реструктуризации вводится мораторий сроком в 90 дней, который затем может быть продлен еще на 90 дней.

4.1. На протяжении действия моратория прекращаются выплаты по финансовым обязательствам, и останавливается начисление штрафных санкций в случае просрочек;

4.2. Отчуждать залоговое имущество по кредитам и прочие необоротные активы заемщика;

4.3. Передавать во владение имущество должника третьим лицам;

4.4. Проводить реорганизацию бизнеса (слияния, дробления и пр.).

5. План финансовой реструктуризации может быть утвержден всеми привлеченными кредиторами, или двумя третями участников. При втором случае план передается на рассмотрение в арбитраже и после решения арбитра считается утвержденным.

5.1. Во время голосования кредиторов количество голосов каждого участника распределяется пропорционально сумме задолженности перед ним (без учета связанных лиц и начисленных штрафных санкций).

6. У кредиторов и заемщика есть 90 дней на утверждение плана финансовой реструктуризации. В случае необходимости он может быть продлен еще на 90 дней. Если по истечении 180 дней стороны не пришли к обоюдному решению – процедура прекращается.

Таким образом, время до вступления в силу закона лучше потратить на начало переговоров с кредиторами.

При этом все кредиторы могут согласовать между собой одно учреждение, которые будет представлять их в процессе переговоров.

В случае, если предприятия одного собственника имеют кредиты в одном банке, то всё дело может рассматриваться в рамках одной процедуры, а не по каждой компании отдельно.

Если имеется долг перед банком, который был признан неплатёжеспособным, тогда от его имени выступает Фонд гарантирования вкладов.

Закон есть, а будет ли он работать реально?

Все же рассматривать закон №3555 как панацею не стоит.

В самом законе существует ряд недостатков, кроме этого, есть вопросы к желанию кредиторов решать свои проблемы с помощью данного механизма.

Во-первых, непонятна избирательность закона. Воспользоваться его нормами не смогут физлица-заемщики. Также начать процедуру не получиться без привлечения финансовой компании-кредитора.

Таким образом, очень чётко прослеживается, что закон принимался специально под банки.

Во-вторых, непонятно почему надо было принимать отдельный закон, а не просто усовершенствовать нормы уже существующего Закона «О банкротстве».

В-третьих, принятый закон может не помочь банковской системе, а наоборот, ещё больше подорвать её. Всё из-за нормы о моратории, которая блокирует возможности взыскания залогового имущества. В результате, по факту, банк просто может быть отдалён на полгода от погашения долга, в том числе, по способам получения прав на залоговое имущество. В течение этого времени банку придется фиксировать убытки из-за неработающего кредита, нести затраты на персонал, юридическую службу.

Хорошо, если банк сотрудничает с юридической компанией по данному вопросу и может, соответственно, приостановить оплаты внешним подрядчикам. К сожалению, в отечественных банках сложилась практика, когда учреждение «перегружено» различными юридическими департаментами и управлениями, работники которых получают зарплату независимо от реальных результатов их работы.

В-четвертых, сам банк может быть просто не заинтересован в решении проблемы из-за недополучения дохода, ранее учтённого в своих документах. Ведь что мешало банкам проводить реальные процедуры реструктуризации до этого закона? Часто финучреждения выбирают путь долгих судебных процессов, чтобы закрыть свой финплан, пусть и через время, чем идти на уступки и фиксировать убыток по кредитному договору.

Единственным аргументом для банков может стать то, что работающий кредит позволит расформировать часть резервов по нему, если ранее он был проблемным.

Лично я считаю, что намного более эффективным законом может стать Закон «О медиации», вместе с соответствующими изменениями в процессуальные кодексы, проекты которого уже много лет подаются на рассмотрение Верховной Рады (последний был подан в 2015 году). Этот закон позволит создать механизм урегулирования спорных вопросов без судебных тяжб, причём, принять участие в таких переговорах смогут все желающие стороны, а не только «избранные», как в Законе о реструктуризации.

Якщо Ви помітили орфографічну помилку, виділіть її мишею і натисніть Ctrl+Enter.
Останні записи
Контакти
E-mail: [email protected]