Авторські блоги та коментарі до них відображають виключно точку зору їхніх авторів. Редакція ЛІГА.net може не поділяти думку авторів блогів.
08.10.2018 14:02

Мусорная наша культура

Засновник та керуючий партнер компанії КиївБудДевелопмент (KBD), голова Асоціації сміттєпереробників України

Переработка и раздельная сортировка мусора – одно из требований Евросоюза. Год назад был подписан закон о сортировке мусора. Что у нас сейчас?

Недавно возле моего дома поставили два мусорника желтого цвета. Бабушки «притормаживали» возле них, заглядывали внутрь, долго ходили вокруг да около. Часто собирались по два-три человека да обсуждали что-то, периодически на них поглядывая. По назначению не использовали, весь мусор  выбрасывали в старый-добрый зеленый мусорник. Вот так и скучали новые желтые баки  для пластика, оставаясь лишь тихим отголоском новых норм сортировки мусора  ЗУ "Об отходах".

Через некоторое время начальник ЖЕКа заботливо прикрепил на желтые мусорники обьявления об их предназначении. Там было написано, что пластиковые бутылки должны быть чистыми. Что туда можно выбрасывать только полупрозрачные бутылки. И что перед тем, как выбросить, бутылку желательно скрутить. Возле дырки, куда нужно засовывать бутылки, приклеили распечатанную на А4 красную стрелку, мол, сюда всовывать.

Я решил попробовать. Пришел домой, нашел пакет и сложил туда все пустые пластиковые бутылки, которые были дома. Перед этим открутил крышки и сложил еще в один пакет. Следующим утром выбрасывать нес уже не один, а целых три пакета. И радостно как-то было, почувствовалась осведомленность, ответственность.

Радость куда-то улетучилась, когда я, не дойдя до тех самых желтых мусорников, увидел, как мужчина среднего возраста уверенно засовывает в дырку стеклянные и алюминиевые банки. Когда он закончил, я заглянул в мусорник и увидел там обертки от мороженного, банановые шкурки и какую-то бумагу. Расстроился.

«Знаешь, люди мне рассказывали, что видели, как мусоровозчики сбрасывают мусор со всех мусорников – и обычных, и для стекла, и для пластика – в одну машину. Спокойно так», - говорит по телефону мой друг Андрей Никончук, эксперт по вопросам ЖКХ. Спрашиваю его, что же так происходит, а он отвечает, что просто нет никакого контроля за перевозчиками. А им, собственно всё равно на виды отходов, их задача – отвезти мусор из пункта «А» в пункт «Б».

Пунктов «Б», кстати, несколько. Помимо мусорных полигонов и стихийных свалок, есть еще и единственный в Украине мусоросжигающий завод. Называется «Энергия». И там сжигается всего 3% мусора. К слову, ежегодно мы с вами «продуцируем» ни много ни мало – 450 млн тонн мусора. Остальные 97% хоронят на полигонах площадью 167 000 гектаров , а это превышает территорию природно-заповедного фонда страны. Вот такая в Украине у мусора тяжкая судьба.  

Те стеклянные бутылки, которые мужчина настойчиво впихивал в трубу бака для пластика, будут разлагаться около 1000 лет. Кроме того, от одной такой бутылки, захороненной на полигоне, может случится пожар – на стекло будет попадать солнечный свет и она может сыграть роль линзы, провоцируя пожар. Так и случилось два года назад на Грибовичском мусорном полигоне, что возле Львова. Тогда в последствии погибло 4 человека.

Если бы бутылки были отсортированы, то стекло бы, скорее всего, пошло на переработку. С него бы сделали стекловату или стеклобетон. Никончук мне сказал, что стекло вообще можно перерабатывать сколько угодно раз, оно не теряет свойств.

Ну а алюминиевые банки, которые оказались в желтом мусорнике, в идеале могли бы превратиться в новые банки. Собственно, пластик при желании человека – будущий полиэстер, синтепон, нейлон.

Но, к сожалению, такие превращения для Украины – редкость. Что уж там, мы и макулатуру покупаем за границей, потому что своей нет. А все попытки что-то изменить – тщетны. Хоть мусорная отрасль и прибыльная, а для Украины – более чем, почему-то инвестиционной инициативы почти не вызывает.  Недавно пытались провести конкурс для инвесторов будущего нового мусороперерабатывающего завода. Условие – наличие земли и денег. Кандидатов не нашлось. Наверное, одна из причин кроется в далеком 2005 году. Тогда крупный украинский холдинг «Гринко» построил в Киеве первую в стране мусоросортировочную линию мощностью 200 тыс. тонн в год, а потом объявил о больших амбициях: открыть филиалы в 12 крупнейших городах Украины. Собирались построить еще  один мусороперерабатывающий завод мощностью 500 тыс тонн в год. Планы  у ребят были действительно грандиозные. Кто бы мог подумать, что вскоре фирма разорится и исчезнет из рынка.

Даже несмотря на то, что жестких ограничений на стройку мусороперерабатывающего завода нет, и, согласно ДБН, его можно построить хоть на Крещатике – не строят все равно. Свозить продолжают на полигоны, где никто не контролирует, кто и что выбрасывает. Иными словам, можно хоть выгрузить свинец и ртуть – никто не заметит.

Все так привыкли ко свалкам. Но если подумать, идея обращения с мусором осталась у нас такой, как была в советские времена. О переработке тогда не знали, знали только о захоронениях на полигонах. Нормально для того времени, ведь практически все отходы были органическими. Полиэтилен практически не использовали. Никаких угроз – всё спокойно гнило на свалках.

Сегодня же практически любой пищевой товар – в упаковке. От этого никуда не деться. От пластика, стекла и металла, я имею ввиду. Если его не сортировать, о переработке и речи идти не может. А если нет переработки – есть экологическая катастрофа, которая с каждой мусоровозкой, выгружающей отходы на свалке – ближе.

Естественно, украинцы это осознают. Хоть на интуитивном уровне, да чувствуют. Периодически спохватываются и кричат о губительном вреде полигонов,  их угрозах и о стихийных свалках. Пишут посты о том, как кто-то бросает окурки на асфальт. Рассказывают о культурных европейцах. Словом, поверхностно и так по-популистски оценивают наш мусорный вопрос. Но не все понимают, что всё начинается с сортировки. И рано гордится тем, что дошел до мусорного бака и выбросил огрызок. Нет в этом «плюсов», если выбросил ты его к оберткам с мороженного и бутылкам. Всё «наполнение» мусорника останется таким же, просто поменяет локацию. Но не поменяет градус пагубного влияния на экологию.

Проблема с бытовыми отходами – это не просто тема для проевропейской риторики. Это и не поле для бизнеса. Здесь просто нет смысла мыслить коммерчески и, к примеру, сбрасывать стройматериалы в ближайший лес в надежде на то, что и так никто не обратит внимания. И нет смысла всячески игнорировать вопрос с полигонами, куда удобно приезжать некоторым нашим согражданам и забирать мусор на переработку. И  нет логики в том, чтобы ставить жесткие рамки для инвесторов нового мусороперерабатывающего завода – может, не стоит требовать от них наличия земли, а просто предоставить им её?

Проблема с бытовыми отходами – это и не вопрос исключительно властей. В конце концов, мусор не появляется на полигонах. Он появляется в наших квартирах – не важно, президент ты, студент или предприниматель. Здесь стоит вопрос общей культуры поведения, простого человеческого осознания.

И возвращаясь к истории с желтыми мусорниками в моем дворе: я таки подошел к тому мужчине и сказал, что бак предназначен исключительно для пластика. На что он ответил: «А, вот я дурак -  даже не прочитал, шо тут написали! Увидел картинку с бутылкой и подумал-то, что сюда бутылки кидать. Спасибо, что сказали, я бы и не знал».

Вот-то в чем проблема.

 

 

 

Відправити:
Якщо Ви помітили орфографічну помилку, виділіть її мишею і натисніть Ctrl+Enter.
Останні записи