Направо кругом: что делать, если вашу профессию признали устаревшей
Автоматизация стремительно меняет рынок труда: профессии, которые еще несколько лет назад были актуальны, устаревают с пугающими темпами. О том, что делать, если вам «повезло» иметь одну из таких.
Автоматизация стремительно меняет рынок труда: профессии, которые еще несколько лет назад были актуальны, устаревают с пугающими темпами. О том, что делать, если вам «повезло» иметь одну из таких.
Когда читаешь в сети статьи о том, какие профессии исчезли за последние 100 лет, невольно начинаешь смеяться: городские зажигатели фонарей, кольщики льда, «будильники» ... Ну кому в голову могло такое прийти? Подобные вещи кажутся дикостью сейчас, когда будильник у каждого в смартфоне, уличные лампы зажигаются сами, а готовый к употреблению лед можно наморозить дома. Вот только действительно — еще совсем недавно (в контексте цивилизации) все эти повседневные сейчас вещи были из ряда фантастики.
Сегодня же мы живем в этой фантастике — и темпы ее проникновения во все сферы жизни только набирают оборот. И точно так же, как когда-то электричество вытеснило профессию зажигателей фонарей, диджитализация, виртуализация и роботизация захватывают все больше пространства, традиционно принадлежавшего людям. Исследование Oxford Martin School сделало довольно-таки неутешительный вывод: около 47% профессий исчезнут в ближайшие 25 лет из-за интенсивной компьютеризации. Это было в 2013 году — осталось всего 20…
Одни из самых «рискованных» профессий, согласно исследованию, — страховые агенты, специалисты по логистике, банковские работники, юристы, модели, обслуживающий персонал и еще более трех сотен вариантов, вероятность исчезновения которых выше 70%. Даже самих себя ученые не пожалели, признав, что проводимые людьми исследования уже значительно уступают машинным с применением big data.
Факт из реального мира: уже сейчас есть успешные виртуальные модели, не отличимые от реальных. Еще один: даже такие «социальные» профессии как бармены могут вскоре уступить роботам, которые знают более 2000 рецептов коктейлей.
В общем, тема жизненная, и не застрахован почти никто. И что же делать, если завтра рынок скажет «увы, ваша профессия больше не существует»? Вариантов, как всегда, больше одного.
Первый — адаптировать свою специальность к новым реалиям. Рассмотрю на собственном примере: допустим, с Human Resources машины начинают справляться лучше людей (что немного иронично и даже тревожно), и теперь подбором, обучением и развитием сотрудников занимаются алгоритмы. Они же определяют, каким будет HR-бренд компании, какие каналы использовать для его продвижения, как замерять эффективность. Что человек может противопоставить этой безжалостной результативности? Как минимум — переключиться на работу непосредственно с людьми. Машина пока что не умеет отличать качественно составленное резюме от действительно компетентного человека; не сможет провести интервью и проверить личностные качества кандидата, комфортно ли с ним будет остальным; не сможет выстраивать крепкие доверительные отношения с персоналом и вряд ли овладеет всем набором soft skills, необходимым в работе HR-специалиста. Всего лишь смещение акцентов — и вы снова «на гребне волны», а компании продвигают эйчаров-людей как конкурентное преимущество. Такое решение, с поправками на специфику занятия, доступно практически всем — просто сделайте анализ сильных и слабых (точнее, «человечных» и «цифровых») обязанностей в вашей профессии и посмотрите, куда это может привести.
Следующий вариант, более радикальный — посвятить себя творчеству. Тенденция видна уже сейчас: чем больше нам доступно стандартизированных вещей, тем больше ценится качество и уникальность ручной работы. Правда, у этого подхода есть несколько проблем. Во-первых, не все обладают талантом создавать что-то уникальное. Во-вторых, увы, иногда красивые и уникальные вещи не находят должного признания. В-третьих, финансовый успех гарантирован не всем, и это всегда большой риск.
Третья возможность — самая радикальная: поменять профессию и начать с чистого листа. Страшно? Скорее всего. Но не так сложно, как кажется на первый взгляд — особенно если есть интерес, желание и стремление. Опять пример из личной практики: в промышленном сельском хозяйстве еще несколько лет назад была такая специальность, как звеньевые — люди, которые вручную пропалывали поля, орудуя тяпками или даже топорами. Теперь для этого есть спецтехника, которая справляется с задачей намного эффективнее. Но что делать людям, которые всю жизнь проработали этими самыми звеньевыми? В Винницкой области у нас в компании работают семь прекрасных женщин, которые не побоялись резких перемен — и после упразднения специальности пошли покорять новые профессиональные вершины. Теперь они успешно строят новые карьеры на птицефабрике.
Социально ответственный бизнес, в свою очередь, тоже не должен игнорировать проблему тотальной автоматизации. Да, многие процессы таким образом становятся лучше, эффективнее — но бизнес для людей невозможно делать, пренебрегая людьми. Это должно быть частью HR-политики компании: «да» инновациям и технологичности и «да» — талантливым, мотивированным людям, которые привносят в бизнес жизнь и творческую нотку. Пусть у каждого будет возможность найти себя заново — как, например, в нашей программе «Новые горизонты», позволяющей сменить направление деятельности в рамках команды компании.
Автоматизация труда будет все больше менять рынок труда. Насколько сбудутся предсказания оксфордского исследования, насколько наша жизнь станет похожей на «Черное зеркало» ... сказала бы «посмотрим» — но на самом деле это зависит только от нас самих.
- Корпоративний добробут: турбота про співробітників чи форма м’якого контролю? Анна Пархоменко 15:04
- Як AI змінює структуру бізнесу: замість відділів – малі команди і агентні системи Юлія Гречка 14:07
- Жіноче лідерство в українському бізнесі: трансформація, яка вже відбулася Наталія Павлючок 09:50
- Проведення перевірок в частині вчинення мобінгу: внесено зміни до законодавства Анна Даніель 01:16
- Суд не задовольнив позов батька-іноземця про зміну місця проживання дитини Юрій Бабенко вчора о 17:15
- Як повернутись до програмування після довгої IT-перерви Сергій Немчинський вчора о 16:39
- Моральна шкода за невиконання рішення суду Артур Кір’яков вчора о 14:21
- Путінський режим знову показує своє справжнє обличчя: цього разу – проти азербайджанців Юрій Гусєв вчора о 10:51
- Зелений прорив 2025: як відновлювана енергетика відкриває шлях для України Ростислав Никітенко вчора о 10:22
- "Розумні строки" протягом 1200 днів: чому рішення у справі стає недосяжним Максим Гусляков 28.06.2025 20:49
- Мир начал избавляться от иллюзий, связанных с ИИ Володимир Стус 27.06.2025 23:54
- Триваюче правопорушення – погляд судової практики Леся Дубчак 27.06.2025 16:19
- Дике поле чи легальна сила: навіщо Україні закон про приватні військові компанії (ПВК)? Галина Янченко 27.06.2025 16:03
- Реформа "турботи" Андрій Павловський 27.06.2025 12:07
- Оцінка девелоперського проєкту з позиції мезонінного інвестора, як визначити дохідність Роман Бєлік 26.06.2025 18:39
- Президент поза строком: криза визначеності й мовчання Конституційного суду України 731
- "Розумні строки" протягом 1200 днів: чому рішення у справі стає недосяжним 316
- Реформа "турботи" 239
- Житлово-будівельні товариства: як знизити ризики у новому житловому будівництві 117
- Краще пізно, ніж бідно: чому після 40 саме час інвестувати в фондовий ринок 107
-
На Черкащині викрили незаконний видобуток каолінів: за майже три роки – 14 000 тонн
Бізнес 6719
-
21 удар по одному заводу. У Дрогобичі розповіли про наймасштабнішу атаку за час війни
Бізнес 5238
-
Антиамбітність – не лінь, а вибір: чому slow success набирає обертів
Життя 4282
-
Втратив бізнес в окупації та пережив два інсульти. Як ветеран відкрив поліграфічну фірму в Одесі
Бізнес 3422
-
Золотий гребінець. Хто заробляє на курятині найбільше
Бізнес 2585