home-icon
Авторські блоги та коментарі до них відображають виключно точку зору їхніх авторів. Редакція ЛІГА.net може не поділяти думку авторів блогів.
01.05.2019 18:04

Бельгия 1830: Валлония + Фландрия - Украина 2019: 73% + 25%

История выборов 2019 доказывает: украинцы оформились в политическую нацию. Так нужно ли торить путь усиленной украинизации и делить избирателей на элиту и маргиналов? Спойлер: НЕТ

В апреле 1830 толпа брюссельских работяг, разгоряченная сатирическим театральным представлением, особо не сговариваясь о дальнейших действиях, начала прямо на улицах концентрировать вокруг себя массы недовольных бельгийцев и требовать от Голландского монарха отделения. Месяц спустя и масштабные протесты захлестнули всю территорию будущей Бельгии, несмотря на огромные национальные и религиозные разногласия двух ее основных территорий: Фландрии и Валлонии, власть Голландской элиты начала трещать. Еще неделю спустя в пылу буквально пары боевых стычек независимость от бывшего гегемона была добыта. Великие Нидерланды потеряли такое приятное прилагательное Великие. А на скелете новорожденной империи восстало крайне сложное государство. И хотя на этапе революции обе части новой страны забыли о своих разногласиях, будучи вовлеченными в борьбу со старой элитой, как только общий неприятель был низвергнут, национальный конфликт обострился вновь.

В то же время Герлах Этьен- глава Национального конгресса и автор будущей Конституции стал отцом новой Бельгийской нации. Со статусностью тогдашнего титула государственного мужа его роднил только титул барона и полученное давно образование юриста, хотя сам Герлах почти всю жизнь писательствовал и был успешен главным образом благодаря этому. Избегая публичности во время создания Нового государства-Бельгии, он вызывал недовольство у населения, но еще больше роптала местная старая элита, потерявшая связи с центром силы и очень нервно переживающая за свое место в новом государстве. И покуда Этьеном не была поднесена корона первому бельгийскому монарху Леопольду, он так и вызывал раздражение своей антиэлитарностью и оторванностью от правящих кругов.

Нет, в 2014 году Украина не обрела Новую Независимость от старого гегемона, а избранный через 5 лет Зеленский вовсе не Этьен при очень отдаленном сходстве в манере поведения. История двух параграфов выше такова, что любая историческая параллель по большей части притянута за уши, основывается на лозунгах или тщательно подобранном наборе фактов и часто служит просто манипуляцией для восхваления или очищения одной из сторон.

Случилось так и с клише Галичина (читай-Львовская область) - Украинский Пьемонт. Спойлер: нет, она не Украинский Пьемонт, и вообще нет никакого Пьемонта в Украине. Он исторически и географически есть только в Италии, а само клише Грушевского (а именно он автор этой чудной фразы) сейчас используется абсолютно в другом контексте. Добавлю еще большую крамолу к своим словам, Украине вообще не нужен Пьемонт, ну на этом этапе так точно.

Пантелеймон Кулиш пророчески писал, что когда-то маленькая Галичина спасет большую Украину. И был чертовски прав, маленький Львов и культурно близкие к нему территории спасли нас от маргинального падения в 2013. Когда силами именно этих регионов не дали в очередной раз растоптать мечты Украины на европейский вектор, когда сплотились против Президента, который малость спутал берега и границы разумного. Украиноцентричность маленькой Галичины и ее пассионарное, но крайне деятельное меньшинство подтолкнули всю Украину на правильный путь, убрав ее с вечного цивилизационного перекрестка. И как Петра Порошенко по окончанию его президентства, Галичину есть за что благодарить.

Однако время идет, и в 2019 мы уже имеет Украину со строящейся идентичностью, ту самую Украинскую Украину. И при президентстве Зеленского она не будет демонтирована, хотя бы потому, что президентство Зеленского оканчивает ее переходный этап и знаменует стабильный период постепенного развития. Демократичность выборов, триумф новой коммуникации над канцеляризмом генсековских пятиминуток в эфирах, драйв, энергия и задор. Думаю, именно такой хотят видеть Украину ее граждане. Прежде всего модной, популярной, а не с постоянным ревизионизмом истории, сведением идентичности к украинскому языку и одностороннему пониманию украинского культурного поля.

Поймите правильно, язык, национальная символика - не больше чем атрибутика государства, при виде которой стоит испытывать уважение, должно быть банально не все равно. Однако сама национальная идентичность все больше привязана к государству, а еще теснее к его успеху. И если с первым мы справились, выстояв в противостоянии 2014-го и дальнейших годов против сил, которые ни много ни мало не понимают контуров наших границ на мировой карте. Если мы спустя  28 лет имеем уже 6-го Президента, а последние выборы при всех опасениях были едва ли не эталонными, то политически наша нация точно состоялась. С 2014 никто не хочет в колыбель русского мира, быть младшим братом и точно большая часть Украины не ассоциирует себя именно с этим государством, хоть и в разной степени. Таким образом, роль спасителя и Пьемонта уже ни к чему, она была отлично исполнена, и время перейти к новому этапу. Вы ведь не хотите, чтоб пожарные залили ваш дом водой и пеной, когда у вас нет и намека на пожар, так вот и тут спасение уже ни к чему.

Второе, новый период строительства Украины скорее всего будет озаглавлен строительством и новой идентичности. Поймите, во второй раз новым нациям не нужны жесткие границы в виде деления на свой-чужой, языковые барьеры, деревянные ценности. В эпоху глобализации даже жесткий внешний вектор может обернуться дырой в государственном кармане. И вот еще одна правда из 21 века. Несмотря на патриотизм, никто не хочет быть на стороне проигравших. Государство-лузер, а лузерство -  параметр прежде всего экономический может привлечь только радикальные слои населения под свое крыло. Оцените тот же пример Судана, Северной Кореи ну и далеко не будем ходить - России. Именно экономика, успех страны, быть украинцем-модно являются скрепами (уж простите) украинской идентичности. Поверх этого ляжет многогранная и цветастая украинская культура, где книги на украинском (да-да, это тоже важно) будут брать тиражи в +50000 штук и на это будут деньги, украинские фильмы и украинская музыка будут брать достаточные для развития и блеска кассы даже внутри страны. Именно так функционируют новые нации, Польша (ну кроме своего поворота в 2015), Чехия, Хорватия, которая была в националистической повестке после Югославии, тому пример. Идентичность, мода на свое есть только у успешных, бедность по сути маргинальна. Как многострадальную Бельгию в 19 веке спаяла сначала железная дорога и торговля, а потом растущее богатство, это же должно произойти с Украиной. Именно по этой причине президентство Зеленского, который да, уравновесит радикальную и жесткую украиноцентричную повестку, будет логичным продолжением украинской нации. В результате получится такой себе баланс между постепенно стекающимся в формат украинской модерновой нации большинством и пассионарным “пьемонтским” меньшинством, которое не позволит сойти с выстраданного пути.

А возвращаясь к Украинскому Пьемонту и части людей, которые только благодаря результатам голосования причислили себя едва ли ни к Ордену Почетного Легиона, записав прочих в маргиналов, стоит отметить следующее. Для Новой Украины потребуется элита, в самых разных сферах, и если уж кто-то проводит границы на 25% и прочих, то знаете ли, нужных людей легче найти среди 75%. Впрочем, куда приятнее и легче искать их среди 100%.

Відправити:
Якщо Ви помітили орфографічну помилку, виділіть її мишею і натисніть Ctrl+Enter.
Останні записи