Стоит ли вкладывать деньги в Украинский бизнес?
Это самый актуальный вопрос последней недели, и он требует развернутого ответа.
Это самый актуальный вопрос последней недели, и он требует развернутого ответа. Для начала стоит обратить внимание на тех людей, которые мне его адресуют. Это не иностранные инвесторы, и даже не местные олигархи, которые ответ для себя уже нашли, а самые что ни на есть местные предприниматели средней руки. На секунду мне даже показалось, что за этим вопросом прячется другой. Думаю, что они спрашивают совсем не о том, куда им деть свои доходы, а о том, будет ли кто-то спасать их бизнес, и существует ли такая вероятность в принципе. Если бы мне задали этот второй вопрос, то я конечно бы ответил, что никто вас и ваши компании спасать не будет. Вы взрослые люди, которые взяли на себя ответственность перед сотрудниками, клиентами, и в первую очередь перед самими собой. Вы сами решаете, что и как будет происходить с вашей компанией, а если сидеть и уповать на явление какого-то сказочного иностранного инвестора, то ваш бизнес нужно сворачивать прямо сейчас.
Я бы сказал именно так, если бы так был сформулирован вопрос, но меня настойчиво спрашивают о целесообразности инвестирования в украинский бизнес, а раз так, то мне приходится проводить банальный ликбез.
У любой инвестиции есть всего два основных параметра – это доходность и риски. Ничего нового ещё человечество не придумало. Также существует закономерность, которая вместе с ростом доходности увеличивает риски. К сожалению, обратной закономерности нет. Это значит, что если риски возрастают, они не обязательно поднимают потенциальную доходность. Сегодня в Украине выросли только риски, а средняя доходность осталась прежней, или даже снизилась. Это простая логика, которая говорит о том, что инвестиционная привлекательность Украины падает, и будет падать ещё какое-то время.
Теперь, когда с простой логикой разобрались, можно немного углубиться в тему, и оценить местные рынки с точки зрения инвестора. Спад экономики обнажил не только наши недостатки, но и приятно удивил. Во-первых, у нас в стране оказалось достаточно сильное производство продуктов питания. Если посмотреть на полки магазинов, и конкретно на цены мясных, молочных и других сельхоз продуктов, то мы увидим, что они растут значительно медленнее, чем падает национальная валюта. Это говорит о том, что у нас своё, стабильное сельхоз производство. Аналогичная ситуация в России, вызвала моментальный скачек цен, а украинские производители, могут себе позволить не делать резких движений. Это сигнал для инвесторов. Хороший сигнал, который говорит о стабильности в отрасли. Во-вторых, с кризисом активизировались сотни компаний разработчиков программного обеспечения, и веб-проектов. Они мобильны, изворотливы, и к началу 2015-го года успели подготовить и вывести на рынок множество новых проектов. Эти проекты каждый в отдельности, представляют собой работающую бизнес-модель, которая уже так, или иначе функционирует. Все эти проекты ориентированы на привлечение западных инвесторов, а многие даже ориентированы на англоязычного пользователя. Это достижение совсем другого плана, это попытка нового поколения предпринимателей решить проблему местного кризиса самостоятельно.
Вот на что будет смотреть реальный иностранный инвестор, а нам, оказывается, есть что показать. К сожалению, ни один, ни второй пример – не достижение государственной политики, а проявление живого рынка, и заслуга каждого конкретного менеджера, или предпринимателя.
В результате рассуждений, мы видим два типа украинского бизнеса. Первый – пассивный ожидающий, обреченный на смерть, и второй – мобильный, стабильный, работающий, и готовый к новым свершениям. Так вот, к первым никогда не придет никакой инвестор, а вторых, в случае сохранения темпов, и напора, ожидает неминуемый успех.
- Синдром 3I/ATLAS Володимир Стус вчора о 21:34
- Сайт як стратегічний сейлз-інструмент: чому бізнесу потрібна власна платформа Ярослав Халецький вчора о 18:27
- Висновок експерта у галузі права: правова природа та оцінка судовою практикою Леся Дубчак вчора о 16:17
- Як українці тікають у світ симулякрів, коли небо стає все дірявішим Максим Гардус вчора о 14:23
- Україна після розпаду СРСР: західні припущення та наслідки для економіки Сергій Дідковський вчора о 13:59
- Суперфуди made in Ukraine: чи може Україна стати експортером нової "їжі здоров’я"? Наталія Павлючок вчора о 08:58
- Eнергетичний дарвінізм: юридична стратегія M&A в умовах кризи Ростислав Никітенко 14.09.2025 21:07
- Життя починається за межами зони комфорту: як наважитися на зміни Олександр Скнар 14.09.2025 13:00
- Інвестори "Аркади": ілюзія добудови та реальність судових процесів Арсен Маринушкін 13.09.2025 17:30
- Як готелю вижити без світла і тепла: уроки енергетичної автономії Роман Сидоренко 13.09.2025 13:40
- Правда, Пятачок? Володимир Стус 12.09.2025 20:42
- Зняття Трампом санкцій з авіакомпанії "Белавіа", це черговий крок на зустріч путіну Андріян Фітьо 12.09.2025 17:51
- Соціальні пріоритети програми дій Уряду на 2025-2026 рік Андрій Павловський 12.09.2025 17:12
- Державний аграрний реєстр: як працює онлайн-платформа для підтримки фермерів Олександр Мінкін 12.09.2025 16:27
- Створення Спільноти публічних закупівельників: крок до європейських стандартів Євген Якубовський 12.09.2025 15:10
- Соціальні пріоритети програми дій Уряду на 2025-2026 рік 383
- "М’які" компетентності за жорсткими стандартами: координати довіри в оцінюванні суддів 335
- Дипломатія кадрових помилок 315
- Санкції та профіцит нафти. Що чекати українським аграріям від цін на ДП? 251
- Всередині бульбашки: як соціальні медіа спотворюють політичну реальність 139
-
Колишній голова КМДА отримав підозру за рішення повністю зупинити метро у 2014 році
Бізнес 35389
-
Регулятор назвав топ скарг на мобільний зв'язок: зняли кошти, не перенесли залишок
Бізнес 7121
-
10 найкращих образів премії "Еммі": Скарлетт Йоганссон, Селена Гомес і Педро Паскаль
Життя 5821
-
Мінус 100 мільярдів гривень. Хто заплатить за боргову кризу в енергетиці
Бізнес 3894
-
Порт індійської Adani не взяв на розвантаження танкер з російською нафтою – Reuters
Бізнес 3814