Стоит ли вкладывать деньги в Украинский бизнес?
Это самый актуальный вопрос последней недели, и он требует развернутого ответа.
Это самый актуальный вопрос последней недели, и он требует развернутого ответа. Для начала стоит обратить внимание на тех людей, которые мне его адресуют. Это не иностранные инвесторы, и даже не местные олигархи, которые ответ для себя уже нашли, а самые что ни на есть местные предприниматели средней руки. На секунду мне даже показалось, что за этим вопросом прячется другой. Думаю, что они спрашивают совсем не о том, куда им деть свои доходы, а о том, будет ли кто-то спасать их бизнес, и существует ли такая вероятность в принципе. Если бы мне задали этот второй вопрос, то я конечно бы ответил, что никто вас и ваши компании спасать не будет. Вы взрослые люди, которые взяли на себя ответственность перед сотрудниками, клиентами, и в первую очередь перед самими собой. Вы сами решаете, что и как будет происходить с вашей компанией, а если сидеть и уповать на явление какого-то сказочного иностранного инвестора, то ваш бизнес нужно сворачивать прямо сейчас.
Я бы сказал именно так, если бы так был сформулирован вопрос, но меня настойчиво спрашивают о целесообразности инвестирования в украинский бизнес, а раз так, то мне приходится проводить банальный ликбез.
У любой инвестиции есть всего два основных параметра – это доходность и риски. Ничего нового ещё человечество не придумало. Также существует закономерность, которая вместе с ростом доходности увеличивает риски. К сожалению, обратной закономерности нет. Это значит, что если риски возрастают, они не обязательно поднимают потенциальную доходность. Сегодня в Украине выросли только риски, а средняя доходность осталась прежней, или даже снизилась. Это простая логика, которая говорит о том, что инвестиционная привлекательность Украины падает, и будет падать ещё какое-то время.
Теперь, когда с простой логикой разобрались, можно немного углубиться в тему, и оценить местные рынки с точки зрения инвестора. Спад экономики обнажил не только наши недостатки, но и приятно удивил. Во-первых, у нас в стране оказалось достаточно сильное производство продуктов питания. Если посмотреть на полки магазинов, и конкретно на цены мясных, молочных и других сельхоз продуктов, то мы увидим, что они растут значительно медленнее, чем падает национальная валюта. Это говорит о том, что у нас своё, стабильное сельхоз производство. Аналогичная ситуация в России, вызвала моментальный скачек цен, а украинские производители, могут себе позволить не делать резких движений. Это сигнал для инвесторов. Хороший сигнал, который говорит о стабильности в отрасли. Во-вторых, с кризисом активизировались сотни компаний разработчиков программного обеспечения, и веб-проектов. Они мобильны, изворотливы, и к началу 2015-го года успели подготовить и вывести на рынок множество новых проектов. Эти проекты каждый в отдельности, представляют собой работающую бизнес-модель, которая уже так, или иначе функционирует. Все эти проекты ориентированы на привлечение западных инвесторов, а многие даже ориентированы на англоязычного пользователя. Это достижение совсем другого плана, это попытка нового поколения предпринимателей решить проблему местного кризиса самостоятельно.
Вот на что будет смотреть реальный иностранный инвестор, а нам, оказывается, есть что показать. К сожалению, ни один, ни второй пример – не достижение государственной политики, а проявление живого рынка, и заслуга каждого конкретного менеджера, или предпринимателя.
В результате рассуждений, мы видим два типа украинского бизнеса. Первый – пассивный ожидающий, обреченный на смерть, и второй – мобильный, стабильный, работающий, и готовый к новым свершениям. Так вот, к первым никогда не придет никакой инвестор, а вторых, в случае сохранения темпов, и напора, ожидает неминуемый успех.
- Ukrainians as the Antibodies of the World’s Immunity Олександр Черних 11:27
- Бізнес під вогнем: які рішення врятували компанії та стануть нормою у післявоєнній Україні Антон Мирончук 09:17
- Зупинення провадження до рішення КСУ Владислав Штика 01:38
- Нова політика зайнятості для України: між втратами та шансами на відродження Андрій Павловський вчора о 17:42
- Українці як антитела світу Олександр Черних вчора о 11:58
- Підсумки осені на ринку нерухомості: дефіцит, обережний попит і нові ризики Дан Сальцев 13.12.2025 14:43
- Кожен другий підприємець робить ці помилки. Як масштабуватися і не згоріти Олександр Висоцький 13.12.2025 09:15
- Прозорість як конкурентна перевага в будівництві: не модний тренд, а питання виживання Ангеліна Біндюгіна 12.12.2025 01:33
- Закон ППП: нові фінансові можливості для медицини Ірина Сисоєнко 11.12.2025 17:38
- Як Уряд тихо вимкнув Prozorro, щоб віддати порт Чорноморськ "своїм" на 40 років Георгій Тука 11.12.2025 16:30
- Вигоряння через фінансовий хаос: як цьому запобігти за допомогою здобуття фінансових знань Інна Бєлянська 11.12.2025 16:16
- Як перемогти прокрастинацію: "Закон задоволення" та переговори із власним мозком Олександр Скнар 11.12.2025 11:44
- Бронювання у 2025 році: як бізнесу підтвердити "критичність" і зберегти працівників Андрій Лотиш 11.12.2025 10:41
- Англійська як нова вимога до держслужби: чому без неї вже неможливо працювати Інна Лукайчук 10.12.2025 18:26
- Саботаж мобілізації ув’язнених – злочин проти національної безпеки Микола Ореховський 09.12.2025 20:36
- Як Уряд тихо вимкнув Prozorro, щоб віддати порт Чорноморськ "своїм" на 40 років 3161
- Вигоряння через фінансовий хаос: як цьому запобігти за допомогою здобуття фінансових знань 483
- Нова політика зайнятості для України: між втратами та шансами на відродження 211
- "16 днів проти насильства": як війна змінила не тільки життя, а й масштаби насильства 185
- Зупинення провадження до рішення КСУ 150
-
Репараційний кредит. Росія оголосила, що вимагатиме від Euroclear майже 200 млрд євро
Фінанси 3192
-
НБУ випустив монети на честь спецоперації "Павутина" і дронів Magura – фото
Фінанси 2699
-
Червоні прапорці: як зрозуміти, що дитина може переживати насильство
Життя 2303
-
Тільки діти грабіжників матимуть подарунки до Різдва: аргентинський апокаліпсис та його уроки
2115
-
"Не продається". Exor відхилила пропозицію Tether про викуп "Ювентуса" за 1,1 млрд євро
Бізнес 1994
