О бедном лоббисте замолвите слов. Часть 1.
В Киеве прошел первый Международный GR форум. Началось обсуждение ключевых вопросов организации цивилизованного взаимодействия власти и бизнеса.
В Киеве прошел первый Международный GRфорум. Началось обсуждение ключевых вопросов организациицивилизованного взаимодействия власти и бизнеса.
Среди вопросов которые дискутировались, ключевоеместо занимал такой: Нужен ли закон олоббизме? Некоторые мысли по этому поводу.
С точки зрения теории, вспомним принцип «НЕЗАПРЕЩЕННОЕ ЗАКОНОМ ДОЗВОЛЕНО». Исходя из него, закон есть совокупностьограничений действий некоторого субъекта регулирования. Ограничения могут носитзапретительный, предписывающий и пр.характер. Чья деятельность может выступать предметом регулирования подобногозакона? Их не так много, это фигуранты процесса лоббирования (нормотворчества,законотворчества). В первую очередь это лицо принимающее решение (ЛПР), которымможет выступать как отдельно взятый государственный деятель, такимиполномочиями наделенный (Президент), так и коллегиальный орган (Парламент, Кабинетминистров и пр.). Вторым фигурантом выступает заказчик лоббисткого проекта (содержаниемкоторого является введение новых, изменение или отмена действующих норм, либопротиводействие таковым введению, изменению или отмене). Заказчиком можетвыступать как народ в целом, так иотдельные группы влияния либо влиятельные лица, чьи интересы зависят отконфигурации правового поля. Ну и третьим фигурантом является собственнолоббист, лицо или организация, выступающее посредником между первыми двумя,обеспечивающее актуализацию запроса на изменение правового поля, его формализацию(формирование текста проекта соответствующего документа), подбор и согласование аргументационного ряда, обеспечениенеобходимого информационного контекста, формирование потенциала продвижения имного других функций.
Предполагаемый Закон должен что-то ограничить, нато он и закон. Сократить количество фигурантов нельзя, существование перечисленныхролей обусловлено сущностью процесса. Запретить ЛПР принимать нормотворческиеинициативы от кого- либо кроме лицензированных лоббистов? Это наиболеесооблазнительная идея из всех возможных. Первое, что сделает любой ЛПР, всемиправдами и неправдами получит под себя лоббисткую лицензию и получит легальныйисточник доходов, начнет официально продавать и перепродавать свое внимание ирасположение. Имеет ли такой подход какое либо отношение к становлениюпрофессионального лоббизма, гражданского общества, демократического государстваили хотя бы противодействию коррупции? Аналогичный подход будет место и состороны наиболее влиятельных заказчиков – в большинстве случаев их будутобслуживать собственные лоббисты.
С другой стороны, на сегодня деятельность лоббистовникак не ограничена, если не переходит в криминальное поле в результатеиспользования таких инструментов убеждения ЛПР как подкуп, шантаж, физическоенасилие и пр. Законотворческая инормотворческая процедура достаточно урегулирована, начиная от Конституции иРегламента ВР до регламентов работы отдельных министерств и ведомств, а такжесозданных при них органах взаимодействия с обществом. На полученные доходы отлоббисткой деятельности также несложно легализовать в налоговом плане, онавполне вписывается в многоликую консультационную деятельность.
Есть мнение что закон о лоббизме поможет создатьрынок соответствующих услуг, а если точнее – даст возможность попасть на неготем, кто сейчас такой возможности не имеет.
Это распространенное и многократно проверенноезаблуждение.
- "Корисна дура" чи свідома роль? Георгій Тука 15:35
- Дострокове зняття догани з працівника Альона Прасол 14:53
- Виселення за борги: міфи, реальні загрози для боржника Павло Васильєв 12:58
- Чому стримується залучення коштів у сферу водопостачання та водовідведення? Дмитро Новицький 11:40
- Світло укранського бізнесу, що навчилося не гаснути Олег Вишняков 10:49
- Від балансу до гармонії: як інтегрувати роботу і життя без вигорання Олександр Скнар 09:35
- Скрегіт зубів: чому тепер це називають національною проблемою та як з ним боротись Анастасія Опанасюк 09:33
- Зимовий імпорт електроенергії та його вплив на фінансову стійкість бізнесу Ростислав Никітенко вчора о 20:55
- Секс під час війни: чому мозок "вимикає" бажання – і як повернути близькість без тиску Юлія Буневич вчора о 17:42
- Ukrainians as the Antibodies of the World’s Immunity Олександр Черних вчора о 11:27
- Бізнес під вогнем: які рішення врятували компанії та стануть нормою у післявоєнній Україні Антон Мирончук вчора о 09:17
- Зупинення провадження до рішення КСУ Владислав Штика вчора о 01:38
- Нова політика зайнятості для України: між втратами та шансами на відродження Андрій Павловський 14.12.2025 17:42
- Українці як антитела світу Олександр Черних 14.12.2025 11:58
- Підсумки осені на ринку нерухомості: дефіцит, обережний попит і нові ризики Дан Сальцев 13.12.2025 14:43
- Як Уряд тихо вимкнув Prozorro, щоб віддати порт Чорноморськ "своїм" на 40 років 3224
- Вигоряння через фінансовий хаос: як цьому запобігти за допомогою здобуття фінансових знань 527
- Нова політика зайнятості для України: між втратами та шансами на відродження 292
- Зупинення провадження до рішення КСУ 244
- Бронювання у 2025 році: як бізнесу підтвердити "критичність" і зберегти працівників 163
-
Китай вперше підняв у небо дрон-невидимку CH-7 з дальністю понад 11 000 км: що він може
Технології 15609
-
Репараційний кредит. Росія оголосила, що вимагатиме від Euroclear майже 200 млрд євро
Фінанси 10091
-
Підозрювана в державній зраді телеведуча Панченко потрапила під санкції ЄС
Бізнес 2546
-
"Це наш шлях вижити". Клімкін питає Лібанову про "холодну впертість" українців та як нам об’єднатись
2234
-
Як журналістка Світлана Мусійко заснувала ІТ-платформу, не знаючи коду
Технології 1809
