Новое платье короля
Каждая новая власть клянется, что будет отстаивать интересы народа. Но стала ли модель «постмайдановского правительства» прозрачнее и ближе к украинцам, чем модель «правительства Януковича»?
Через два месяца в Украине будет дан официальный старт предвыборной компании, за которой последует перезагрузка власти. Каждая новая власть, по традиции, клянется, что будет отстаивать интересы своего народа, а не политических элит. Гарантией этого обещания стала реализация в Украине международной инициативы «Партнерство «Открытое Правительство». Стала ли модель «постмайдановского правительства» прозрачнее и ближе к своему народу, чем модель «правительства Януковича»?
Прозрачность правительства
На сегодняшний день международная инициатива объединяет 113 стран мира. Все они подписали Декларацию, которая обязывает реализовать новую модель правительства на основе прозрачности работы и вовлечения общественности в государственное управление. World Justice Project проводит ежегодный анализ достижений Открытого Правительства в каждой стране и публикует соответствующие отчеты на своем веб-сайте.
Открытость правительств эксперты оценивают по четырем индикаторам: открытость правительственных данных, эффективность обжалования действий чиновников, реализация права людей на информацию и участие граждан в управлении государством. Кроме того, определяется место страны среди стран-участниц Инициативы и рейтинг страны в регионе.
Итак, правительство Украины времен Януковича занимало 43 место по «открытости» в списке из 102 стран и 4 место из 13 стран в регионе. Общая оценка трансформации правительства – 0.56 (максимально возможный балл 1.0). Спустя три года масштабных реформ в сфере развития гражданского общества, Украина оказалась на 46 месте из 113 стран, сохранив 4 место в регионе и понизив общий балл до 0.55.
Другими словами, не смотря на принятие в Украине множества стратегических документов, касающихся развития гражданского и информационного обществ, электронной демократии и электронного управления, модель украинского правительства не только не изменилась – она стала более закрытой. Такой вывод международных экспертов, мягко говоря, идет в разрез с бравыми докладами наших чиновников об успехах в области открытых данных и электронных технологий. Кто же из них прав?
Больше данных и никакой ответственности
Посмотрим, как за это время поменялись индикаторы-маркеры Открытого Правительства.
Первый: открытость правительственных данных. Действительно, этот показатель вырос на 20%. Нам стало доступно больше разнообразных правительственных данных, чем до Майдана.
Второй: эффективность обжалования действий чиновников. И этот показатель подрос на 11%. Так в чем же дело? Почему общая оценка говорит об отсутствии реальных изменений?
Третий: вовлеченность общественности в управление государством. Показатель, оценивающий участие людей в процессах, связанных с принятием государственных решений, понизился на 14%.
Четвертый: реализация права на информацию. И этот показатель, показывающий насколько высока вероятность получения в органах власти ответа по сути вопроса, тоже понизился на 14%.
Электронное отчуждение
Эти цифры говорят о том, что правительство не изменило закрытый подход выработки политики, а приняло новую модель поведения по отношению к обществу, которую можно назвать «электронным отчуждением». Произошел сдвиг взаимоотношений правительства и общества от «все закрыто», к «все итак открыто – не беспокойте нас».
Вываливая горы правительственной информации на официальных веб-сайтах, чиновники отказываются отвечать на вопросы и запросы о конкретной информации. Внедрив технологию формальных электронных консультаций, правительство снизило количество реальных публичных гражданских обсуждений и слушаний.
Между тем, идея Открытого Правительства предусматривает обратное: переход от вертикального и закрытого управления к более децентрализованному управлению, основанному на сотрудничестве и открытости. А это не возможно без изменения существующей модели правительства на новую.
- Синдром 3I/ATLAS Володимир Стус вчора о 21:34
- Сайт як стратегічний сейлз-інструмент: чому бізнесу потрібна власна платформа Ярослав Халецький вчора о 18:27
- Висновок експерта у галузі права: правова природа та оцінка судовою практикою Леся Дубчак вчора о 16:17
- Як українці тікають у світ симулякрів, коли небо стає все дірявішим Максим Гардус вчора о 14:23
- Україна після розпаду СРСР: західні припущення та наслідки для економіки Сергій Дідковський вчора о 13:59
- Суперфуди made in Ukraine: чи може Україна стати експортером нової "їжі здоров’я"? Наталія Павлючок вчора о 08:58
- Eнергетичний дарвінізм: юридична стратегія M&A в умовах кризи Ростислав Никітенко 14.09.2025 21:07
- Життя починається за межами зони комфорту: як наважитися на зміни Олександр Скнар 14.09.2025 13:00
- Інвестори "Аркади": ілюзія добудови та реальність судових процесів Арсен Маринушкін 13.09.2025 17:30
- Як готелю вижити без світла і тепла: уроки енергетичної автономії Роман Сидоренко 13.09.2025 13:40
- Правда, Пятачок? Володимир Стус 12.09.2025 20:42
- Зняття Трампом санкцій з авіакомпанії "Белавіа", це черговий крок на зустріч путіну Андріян Фітьо 12.09.2025 17:51
- Соціальні пріоритети програми дій Уряду на 2025-2026 рік Андрій Павловський 12.09.2025 17:12
- Державний аграрний реєстр: як працює онлайн-платформа для підтримки фермерів Олександр Мінкін 12.09.2025 16:27
- Створення Спільноти публічних закупівельників: крок до європейських стандартів Євген Якубовський 12.09.2025 15:10
- Соціальні пріоритети програми дій Уряду на 2025-2026 рік 383
- "М’які" компетентності за жорсткими стандартами: координати довіри в оцінюванні суддів 335
- Дипломатія кадрових помилок 315
- Санкції та профіцит нафти. Що чекати українським аграріям від цін на ДП? 251
- Всередині бульбашки: як соціальні медіа спотворюють політичну реальність 139
-
Колишній голова КМДА отримав підозру за рішення повністю зупинити метро у 2014 році
Бізнес 35389
-
Регулятор назвав топ скарг на мобільний зв'язок: зняли кошти, не перенесли залишок
Бізнес 7121
-
10 найкращих образів премії "Еммі": Скарлетт Йоганссон, Селена Гомес і Педро Паскаль
Життя 5821
-
Мінус 100 мільярдів гривень. Хто заплатить за боргову кризу в енергетиці
Бізнес 3894
-
Порт індійської Adani не взяв на розвантаження танкер з російською нафтою – Reuters
Бізнес 3814