Новое платье короля
Каждая новая власть клянется, что будет отстаивать интересы народа. Но стала ли модель «постмайдановского правительства» прозрачнее и ближе к украинцам, чем модель «правительства Януковича»?
Через два месяца в Украине будет дан официальный старт предвыборной компании, за которой последует перезагрузка власти. Каждая новая власть, по традиции, клянется, что будет отстаивать интересы своего народа, а не политических элит. Гарантией этого обещания стала реализация в Украине международной инициативы «Партнерство «Открытое Правительство». Стала ли модель «постмайдановского правительства» прозрачнее и ближе к своему народу, чем модель «правительства Януковича»?
Прозрачность правительства
На сегодняшний день международная инициатива объединяет 113 стран мира. Все они подписали Декларацию, которая обязывает реализовать новую модель правительства на основе прозрачности работы и вовлечения общественности в государственное управление. World Justice Project проводит ежегодный анализ достижений Открытого Правительства в каждой стране и публикует соответствующие отчеты на своем веб-сайте.
Открытость правительств эксперты оценивают по четырем индикаторам: открытость правительственных данных, эффективность обжалования действий чиновников, реализация права людей на информацию и участие граждан в управлении государством. Кроме того, определяется место страны среди стран-участниц Инициативы и рейтинг страны в регионе.
Итак, правительство Украины времен Януковича занимало 43 место по «открытости» в списке из 102 стран и 4 место из 13 стран в регионе. Общая оценка трансформации правительства – 0.56 (максимально возможный балл 1.0). Спустя три года масштабных реформ в сфере развития гражданского общества, Украина оказалась на 46 месте из 113 стран, сохранив 4 место в регионе и понизив общий балл до 0.55.
Другими словами, не смотря на принятие в Украине множества стратегических документов, касающихся развития гражданского и информационного обществ, электронной демократии и электронного управления, модель украинского правительства не только не изменилась – она стала более закрытой. Такой вывод международных экспертов, мягко говоря, идет в разрез с бравыми докладами наших чиновников об успехах в области открытых данных и электронных технологий. Кто же из них прав?
Больше данных и никакой ответственности
Посмотрим, как за это время поменялись индикаторы-маркеры Открытого Правительства.
Первый: открытость правительственных данных. Действительно, этот показатель вырос на 20%. Нам стало доступно больше разнообразных правительственных данных, чем до Майдана.
Второй: эффективность обжалования действий чиновников. И этот показатель подрос на 11%. Так в чем же дело? Почему общая оценка говорит об отсутствии реальных изменений?
Третий: вовлеченность общественности в управление государством. Показатель, оценивающий участие людей в процессах, связанных с принятием государственных решений, понизился на 14%.
Четвертый: реализация права на информацию. И этот показатель, показывающий насколько высока вероятность получения в органах власти ответа по сути вопроса, тоже понизился на 14%.
Электронное отчуждение
Эти цифры говорят о том, что правительство не изменило закрытый подход выработки политики, а приняло новую модель поведения по отношению к обществу, которую можно назвать «электронным отчуждением». Произошел сдвиг взаимоотношений правительства и общества от «все закрыто», к «все итак открыто – не беспокойте нас».
Вываливая горы правительственной информации на официальных веб-сайтах, чиновники отказываются отвечать на вопросы и запросы о конкретной информации. Внедрив технологию формальных электронных консультаций, правительство снизило количество реальных публичных гражданских обсуждений и слушаний.
Между тем, идея Открытого Правительства предусматривает обратное: переход от вертикального и закрытого управления к более децентрализованному управлению, основанному на сотрудничестве и открытости. А это не возможно без изменения существующей модели правительства на новую.
- Місто Умань: його біль вилікує שִׂמְחָה (“радість”) Олександра Смілянець вчора о 19:03
- Порушення правил експлуатації комп'ютерних систем в Україні Іван Бєдний вчора о 15:44
- Як захистити свої права у справах проти ТЦК: ключові юридичні поради. Випуск 1 Павло Васильєв вчора о 15:35
- Прийняття спадщини: сучасні виклики, нюанси та уроки міжнародної практики Світлана Приймак вчора о 14:46
- Поділ спадщини між спадкоємцями, які прийняли її на праві спільної часткової власності Євген Морозов вчора о 10:31
- Кібернасильство як форма домашнього насильства: як розпізнати і що робити? Дмитро Зенкін вчора о 09:54
- Процедура виконання виконавчого листа чи судового наказу: права сторін Павло Васильєв 09.12.2024 16:55
- Тренди нормативно-правового регулювання водневих технологій у 2024 році Олексій Гнатенко 09.12.2024 13:36
- Як українським трейдерам успішно працювати на Nord Pool: умови доступу та юридичні тонкощі Ростислав Никітенко 09.12.2024 12:25
- А3. За межами звіту Наталія Качан 09.12.2024 10:00
- Важливе право на повторну ВЛК: практичний досвід і нюанси Світлана Приймак 09.12.2024 09:54
- Адвокатські справи із корупційними злочинами: як формується відповідальність Дмитро Зенкін 09.12.2024 09:47
- Підстави усунення спадкоємців від права на спадкування за законом Євген Морозов 09.12.2024 09:46
- Мобілізували студента? Суд каже: незаконно Арсен Маринушкін 08.12.2024 17:55
- Неналежне (неповне, недостатнє) обґрунтування позовної заяви: наслідки для заявника Євген Морозов 08.12.2024 10:23
-
Ваша особистість змінюється, коли ви говорите іноземною мовою — дослідження
Життя 8048
-
Росія виводить війська. Як поразка Кремля в Сирії вплине на війну в Україні
6978
-
Чи роблять діти людей щасливішими: що кажуть дослідження
Життя 4038
-
Китай не зміг врятувати сирійську владу. Для України це черговий сигнал
Думка 3885
-
На ринку понад 100 000 вакансій – кого шукають роботодавці
Життя 3306