Социальная сеть как инструмент политической манипуляции
С развитием социальных сетей земной шар превращается в «глобальную деревню» ....
С развитием социальных сетей земной шар превращается в «глобальную деревню» где все друг друга лайкнули, а некоторые по два раза. Теория шести рукопожатий Милгрэма – Трэверса становится просто аксиомой. Соцсети заняли весомую роль в жизни современного человека, при том, что многие испытывают настоящую зависимость без них. Как говорил Герман Гессе: «мы свободны только в выборе зависимости», – и каждый выбрал на какой сорт «наркотика» ему подсесть… Использование соцсетей стало практически неотъемлемой частью личной коммуникации и развития бизнеса, а, следовательно, важнейшим инструментом политической борьбы.
Пользователи и разработчики условно распредели предназначение и тематику сети, но политический контент присутствует абсолютно в каждой из них. Facebook, Tvitter, Telegram, Instagram, VK, YouTube – стали важнейшими площадками для политической деятельности, более эффективными по возможностям и манипуляционному воздействию чем классические каналы коммуникации.
Про переломную роль соцсетей в победе на выборах говорят не только известные политтехнологи, но и лидеры государств. Американский президент Дональд Трам в интервью телеканалу Fox Business в 2017 году признал, что без соцсетей он не выиграл бы выборы. Конечно, Трамп далеко не первый кто использует технологию, которая помогла победить во всех значимых избирательных компаниях и устроить десятки революций по всему миру начиная с начала 2000-х годов, но официальные заявления такого рода - большая редкость.
Благодаря своим возможностям: быстрого, бесплатного контакта с целевой аудиторией, неограниченного доступа, большого охвата, гибкости, вариативной стилистики, слабой цензуре, прямого диалога и личностного восприятия носителей информации, возможности рекламы, а также наличию таргетов – соцсети являются самым эффективным инструментом для манипуляции общественным мнением. Конечно этот инструмент не должен быть единственным в избирательной компании, но он является ключевым среди всего Digital.
Не так давно и на постсоветское пространство пришло понимание возможностей соцсетей – в качестве политического инструмента. СМИ стали уделять больше внимания своим аккаунтам в сети, а для некоторых информационных ресурсов они стали основной площадкой вещания. Помимо официальных страниц у политических деятелей, появились фермы «ботов» и «троллей», которые действуют по определенным скриптам и методичкам, реагируют на критику политика или наоборот атакуют оппонента, а также продвигают другие необходимые месседжи в общество. Для примера можно прочесть комментарии постов на страницах политических деятелей первого эшелона, а особо «смелым» – не согласиться с позицией автора…
Во всех сообществах, страницах и группах с большим количеством подписчиков, которые освещают интересные события города или имеют развлекательный характер – с разной периодичностью появляются посты негативного или позитивного оттенка конкретных политиков или политических смыслов, причем инфоповод для этого совсем не обязателен.
Более прогрессивные политические силы создают «пул независимых экспертов» – лидеров мнений, которые через свои посты, блоги, эфиры, интервью и комментарии продвигают конкретные смыслы. Обычно такие договора заключают с профильными блогерами тайно, да и в целом стараются не афишировать важность соцсетей для общественной и политической жизни, но в последнее время происходят изменения.
Сначала в марте 2017 года в ответ на массовые протесты в РФ, которые в основном объединили молодёжь, впервые с трибун Госдумы, по приглашению вице-спикера, выступила одиозная блогерша – Саша Спилбегр, которая в своей речи высказалась о необходимости поиска компромисса с властью и участия в выборах. После чего партия ЛДПР инициировала создание «Совета Блогеров» России, но большинство потенциальных участников проигнорировало такое предложение, по крайней мере публично.
Спустя год, и в Украине прошла закрытая встреча провластных блогеров с гарантом Конституции. В основном она запомнилась скандалом из-за селфи с президентом, но для украинской политики, в контексте всего вышесказанного, такая встреча является прецедентом признания роли соцсетей и агентов влияния на процесс формирования общественного мнения.
Соцсети используются как инструмент внутренней, так и внешней политики. «Комментаторы» активно ведут свою деятельность на территории других стран, яркий пример тому «тролли» из Ольгино, а также проплаченный политический контент в группах разной направленности. Проигрывая информационную войну в ранее популярных на территории Украины российских сервисах «ВКонтакте" и других площадках, входящих в холдинг Mail.ru Group, Президент подписал указ о их блокировке на неопределенный период.
Стоит отметить, что превосходя по возможностям классические СМИ, активность в соцсетях практически не попадает под законодательство о выборах. «Дня тишины» для пабликов и блогеров - не существует. Яркий пример тому президентская компания в РФ 2018 года. При заведомо известном результате, весь русскоязычный сегмент Instagram, Telegram, VK и Ютуб в день голосования был наполнен рекламным видео и постами о достижениях российского президента. Причем контент был абсолютно идентичный для всех пабликов, блогеров и звезд шоу-бизнеса.
Учитывая актуальные тенденции использования социальных сетей как инструмента манипуляции общественным мнением победа на президентских выборах 2019 года в Украине обеспечена тому кандидату, который наиболее эффективно сможет использовать эту технологию, как для избирательной компании, так и возможных протестных акций.
- Землі заказника "Лівобережний" у Дніпрі: історія зміни статусу та забудови Павло Васильєв вчора о 22:23
- Пам'яті жертв Другої Світової війни або чому ми не святкуємо! Дмитро Пульмановський вчора о 16:11
- Що робити, коли дії співробітника призвели до фінансових втрат? Олександр Висоцький вчора о 11:13
- Кабальні "угоди Яресько" блокують економічне відновлення України Любов Шпак вчора о 11:09
- Изменения в оформлении отсрочки от мобилизации с 06.05.2025 Віра Тарасенко 07.05.2025 23:36
- Безбар’єрність у лікарнях: чому доступ до медичних послуг виходить за межі пандусів Ігор Ткаченко 07.05.2025 15:10
- Де отримати криптоліцензію у 2025 році? Юлія Барабаш 07.05.2025 12:25
- Як сплачує податки та подає звітність контрольована іноземна компанія (КІК) Сергій Пагер 07.05.2025 09:19
- Тренди світових витрат засобами візуалізації: військо, освіта, охорона здоров’я Христина Кухарук 06.05.2025 19:13
- Як роботодавцю повернути кошти, сплачені працівнику за скасованим рішенням суду Альона Прасол 06.05.2025 14:30
- Чому підприємці бояться виходити на новий рівень і як подолати цей бар’єр? Олександр Висоцький 06.05.2025 14:12
- "Ситник проти України" – чи може справедливість бути упередженою? Дмитро Зенкін 06.05.2025 12:57
- Нові правила подачі заявок на торговельні марки Сергій Барбашин 06.05.2025 11:45
- Суд відмовив у позові до ФОП щодо псування техніки після ремонту Артур Кір’яков 05.05.2025 19:08
- Літо, тераси та куріння: чи є заборона для літніх майданчиків? Олег Сніцар 05.05.2025 17:12
- Регіональні тренди запитів "Відео ШІ" в Україні: піки, спад і соціальні фактори 172
- Літо, тераси та куріння: чи є заборона для літніх майданчиків? 172
- Тренди світових витрат засобами візуалізації: військо, освіта, охорона здоров’я 109
- Чому ми приймаємо нелогічні фінансові рішення? 104
- Кабальні "угоди Яресько" блокують економічне відновлення України 54
-
Брно відправило до України перші подаровані Харкову тролейбуси – фото
Бізнес 11388
-
Чому Путін святкує 9 травня. Справжня історія Другої світової, яку не вчать у Кремлі
9436
-
Правопис без правил: дев'ять дивних винятків, які ми взяли як норму
Життя 6645
-
Психолог назвав фразу, яку часто недооцінюють, але вона шкодить стосункам
Життя 5985
-
Угода Україна–США: три ключові вигоди для нашої держави
Думка 5650