Социальная сеть как инструмент политической манипуляции
С развитием социальных сетей земной шар превращается в «глобальную деревню» ....
С развитием социальных сетей земной шар превращается в «глобальную деревню» где все друг друга лайкнули, а некоторые по два раза. Теория шести рукопожатий Милгрэма – Трэверса становится просто аксиомой. Соцсети заняли весомую роль в жизни современного человека, при том, что многие испытывают настоящую зависимость без них. Как говорил Герман Гессе: «мы свободны только в выборе зависимости», – и каждый выбрал на какой сорт «наркотика» ему подсесть… Использование соцсетей стало практически неотъемлемой частью личной коммуникации и развития бизнеса, а, следовательно, важнейшим инструментом политической борьбы.
Пользователи и разработчики условно распредели предназначение и тематику сети, но политический контент присутствует абсолютно в каждой из них. Facebook, Tvitter, Telegram, Instagram, VK, YouTube – стали важнейшими площадками для политической деятельности, более эффективными по возможностям и манипуляционному воздействию чем классические каналы коммуникации.
Про переломную роль соцсетей в победе на выборах говорят не только известные политтехнологи, но и лидеры государств. Американский президент Дональд Трам в интервью телеканалу Fox Business в 2017 году признал, что без соцсетей он не выиграл бы выборы. Конечно, Трамп далеко не первый кто использует технологию, которая помогла победить во всех значимых избирательных компаниях и устроить десятки революций по всему миру начиная с начала 2000-х годов, но официальные заявления такого рода - большая редкость.
Благодаря своим возможностям: быстрого, бесплатного контакта с целевой аудиторией, неограниченного доступа, большого охвата, гибкости, вариативной стилистики, слабой цензуре, прямого диалога и личностного восприятия носителей информации, возможности рекламы, а также наличию таргетов – соцсети являются самым эффективным инструментом для манипуляции общественным мнением. Конечно этот инструмент не должен быть единственным в избирательной компании, но он является ключевым среди всего Digital.
Не так давно и на постсоветское пространство пришло понимание возможностей соцсетей – в качестве политического инструмента. СМИ стали уделять больше внимания своим аккаунтам в сети, а для некоторых информационных ресурсов они стали основной площадкой вещания. Помимо официальных страниц у политических деятелей, появились фермы «ботов» и «троллей», которые действуют по определенным скриптам и методичкам, реагируют на критику политика или наоборот атакуют оппонента, а также продвигают другие необходимые месседжи в общество. Для примера можно прочесть комментарии постов на страницах политических деятелей первого эшелона, а особо «смелым» – не согласиться с позицией автора…
Во всех сообществах, страницах и группах с большим количеством подписчиков, которые освещают интересные события города или имеют развлекательный характер – с разной периодичностью появляются посты негативного или позитивного оттенка конкретных политиков или политических смыслов, причем инфоповод для этого совсем не обязателен.
Более прогрессивные политические силы создают «пул независимых экспертов» – лидеров мнений, которые через свои посты, блоги, эфиры, интервью и комментарии продвигают конкретные смыслы. Обычно такие договора заключают с профильными блогерами тайно, да и в целом стараются не афишировать важность соцсетей для общественной и политической жизни, но в последнее время происходят изменения.
Сначала в марте 2017 года в ответ на массовые протесты в РФ, которые в основном объединили молодёжь, впервые с трибун Госдумы, по приглашению вице-спикера, выступила одиозная блогерша – Саша Спилбегр, которая в своей речи высказалась о необходимости поиска компромисса с властью и участия в выборах. После чего партия ЛДПР инициировала создание «Совета Блогеров» России, но большинство потенциальных участников проигнорировало такое предложение, по крайней мере публично.
Спустя год, и в Украине прошла закрытая встреча провластных блогеров с гарантом Конституции. В основном она запомнилась скандалом из-за селфи с президентом, но для украинской политики, в контексте всего вышесказанного, такая встреча является прецедентом признания роли соцсетей и агентов влияния на процесс формирования общественного мнения.
Соцсети используются как инструмент внутренней, так и внешней политики. «Комментаторы» активно ведут свою деятельность на территории других стран, яркий пример тому «тролли» из Ольгино, а также проплаченный политический контент в группах разной направленности. Проигрывая информационную войну в ранее популярных на территории Украины российских сервисах «ВКонтакте" и других площадках, входящих в холдинг Mail.ru Group, Президент подписал указ о их блокировке на неопределенный период.
Стоит отметить, что превосходя по возможностям классические СМИ, активность в соцсетях практически не попадает под законодательство о выборах. «Дня тишины» для пабликов и блогеров - не существует. Яркий пример тому президентская компания в РФ 2018 года. При заведомо известном результате, весь русскоязычный сегмент Instagram, Telegram, VK и Ютуб в день голосования был наполнен рекламным видео и постами о достижениях российского президента. Причем контент был абсолютно идентичный для всех пабликов, блогеров и звезд шоу-бизнеса.
Учитывая актуальные тенденции использования социальных сетей как инструмента манипуляции общественным мнением победа на президентских выборах 2019 года в Украине обеспечена тому кандидату, который наиболее эффективно сможет использовать эту технологию, как для избирательной компании, так и возможных протестных акций.
- Судовий захист при звернені стягнення на предмет іпотеки, якщо таке майно не відчужено Євген Морозов 13:02
- Система обліку немайнової шкоди: коли держава намагається залікувати невидимі рани війни Світлана Приймак 11:36
- Чому енергетичні та газові гіганти обирають Нідерланди чи Швейцарію для бізнесу Ростислав Никітенко 08:47
- 1000+ днів війни: чи достатньо покарати агрессора правовими засобами?! Дмитро Зенкін вчора о 21:35
- Горизонтальний моніторинг як сучасний метод податкового контролю Юлія Мороз вчора о 13:36
- Ієрархія протилежних правових висновків суду касаційної інстанції Євген Морозов вчора о 12:39
- Чужий серед своїх: право голосу і місце в політиці іноземців у ЄС Дмитро Зенкін 20.11.2024 21:35
- Сталий розвиток рибного господарства: нові можливості для інвестицій в Україні Артем Чорноморов 20.11.2024 15:59
- Кремль тисне на рубильник Євген Магда 20.11.2024 15:55
- Судова реформа в контексті вимог ЄС: очищення від суддів-корупціонерів Світлана Приймак 20.11.2024 13:47
- Як автоматизувати процеси в бізнесі для швидкого зростання Даніелла Шихабутдінова 20.11.2024 13:20
- COP29 та План Перемоги. Як нашу стратегію зробити глобальною? Ксенія Оринчак 20.11.2024 11:17
- Ухвала про відмову у прийнятті зустрічного позову підлягає апеляційному оскарженню Євген Морозов 20.11.2024 10:35
- Репарації після Другої світової, як передбачення майбутнього: компенсації постраждалим Дмитро Зенкін 20.11.2024 00:50
- Що робити під час обшуку? Сергій Моргун 19.11.2024 19:14
-
Віктор Ющенко та партнери відчужили право на видобуток газу на Полтавщині
Бізнес 132939
-
"Ситуація критична". У Кривому Розі 110 000 жителів залишаються без опалення
Бізнес 20910
-
Британія утилізує п'ять військових кораблів, десятки гелікоптерів і дронів задля економії
Бізнес 9101
-
За вітраж Тіффані троє учасників торгів змагалися 6 хвилин – його продали за $12,48 млн: фото
Життя 8687
-
Як тренування в спортзалі можуть нашкодити: помилки початківців
Життя 7547