Часть III. Порядок разглашения тайной информации
В предыдущих постах речь шла о порядке раскрытия конфиденциальной информации. Теперь поговорим о порядке разглашения тайной информации.
Порядок доступа к разным видам информации урегулирован по-разному. В отношении тайной информации закон как будто бы непреклонен. Не подлежат разглашению сведения, составляющие государственную или другую предусмотренную законодательством тайну (ст. 46 ЗУ "Об информации").
Законы "О нотариате", "О банках и банковской деятельности", "О страховании" уже менее категоричны – соответствующие виды тайн могут быть разглашены по требованию суда и правоохранительных органов. А вот ЗУ "Об аудиторской деятельности" не предусматривает возможности раскрытия аудиторской тайны. Наконец, ГК и ХК также не содержат случаев, когда бы допускалось принудительное разглашение коммерческой тайны.
Основание для разглашения, общее для всех видов информации с ограниченным доступом, содержится в последней части ст. 30 ЗУ "Об информации". Речь идет об информации, которая является предметом общественного интереса или право общественности знать которую преобладает над правом ее владельца на ее защиту.
Однако наиболее актуальная проблема состоит в том, могут ли условия разглашения тайной информации содержатся не только в специальных законах, посвященных соответствующим видам тайн, но и в любых других законах.
В этом смысле интересны следующие положения ст. 30 ЗУ "Об информации": порядок обращения тайной информации и ее защиты определяется соответствующими государственными органами при условии соблюдения требований, установленных этим Законом. Порядок и сроки обнародования тайной информации определяются соответствующим законом.
В нашей правовой системе часто используются принцип приоритета норм специальных законов. Например, изменение системы налогообложения допускается только внесением изменений в законы по вопросам налогообложения, изменение уголовного закона допустимо только путем изменения Уголовного кодекса. Поэтому нет ничего необычного в том, чтобы Верховная Рада Украины, как соответствующий государственный орган, определяла бы в законах порядок обращения тайной информации при условии соблюдения требований ст.ст. 30, 46 ЗУ "Об информации". Практически это означает, что при конфликте положений ЗУ "Об информации" и положений других неспециальных законов применяться должны положения законодательства об информации и, в частности, – законов, касающихся соответствующих видов тайн.
К неспециальным законам, регулирующим вопросы разглашения, относится например ЗУ "О прокуратуре", который позволяет получить доступ к коммерческой и банковской тайне (и только к таким видам тайн!), а также к любой конфиденциальной информации. ЗУ "О милиции" говорит о доступе только к коммерческой и банковской тайне, не упоминая уже при этом другие виды тайн и конфиденциальную информацию (п. 17 ст.11). Еще в меньшей степени классификацию видов информации учитывает УПК, прямо указывая на возможность доступа лиц, осуществляющих дознание, следователей, прокуроров и суда лишь к банковской тайне, а также тайне личной корреспонденции.
Новая редакция Закона "О предупреждении и противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем", которая вступает в силу с 21 августа 2010 г., также не учитывает приведенную классификацию видов информации. В частности, в ст.ст. 6 и 20 Закона говорится о том, что субъекты первичного финансового мониторинга обязаны предоставлять по запросу специально уполномоченного органа любую информацию, включая банковскую и коммерческую тайну, тайну страхования. Учитывая характер новой редакции этого закона весьма существенно, что другие виды предусмотренных законодательством тайн в нем не упоминаются.
А вот ст. 22-1 ЗУ "Об антимонопольном комитете Украины" дает возможность АМКУ получить доступ к любой информации с ограниченным доступом, автоматически охватив этим понятием даже адвокатскую тайну, что абсолютно недопустимо.
Судебная практика также зачастую встает на сторону неспециальных законов. Так, в п. 13.3 Рекомендаций ВХСУ от 29.10.2008 г. № 04-5/247 подчеркивается, что принадлежность истребованных органами АМК сведений к информации с ограниченным доступом (определение которой приведено в статье 30 Закона Украины "Об информации") не освобождает предприятие от обязанности относительно предоставления такой информации.
- Справедлива індексація розміру пенсії: ВС зобов'язав ПФ провести індексацію пенсії Світлана Приймак вчора о 15:25
- Без Господарського кодексу: що тепер кардинально зміниться Дмитро Зенкін вчора о 12:34
- План щодо врегулювання конфлікту Володимир Горковенко вчора о 10:29
- Сторічна угода: несподіваний аспект Євген Магда вчора о 06:02
- Чи варто оскаржувати наказ на податкову перевірку після її початку? Світлана Приймак 16.01.2025 15:25
- Лідерство через усвідомлення: трансформація бізнесу Наталія Растегаєва 16.01.2025 13:46
- Свіже рішення у справі щодо захисту митних інтересів України Дмитро Зенкін 16.01.2025 12:34
- Інновації в енергетичному трейдингу: як технології змінюють ринок електроенергії та газу Ростислав Никітенко 16.01.2025 10:06
- Зло не може бути умиротворене, або чому Україна має перемогти Віктор Круглов 15.01.2025 17:52
- Закон про підвищення акцизів на сигарети – це випробування економічної відповідальності Олег Пендзин 15.01.2025 14:27
- Неприпустимість насильства проти адвокатів: випадок у Бучанському ТЦК Світлана Приймак 15.01.2025 14:00
- Масштабування українського бізнесу та чому варто орієнтуватися на експорт Даніелла Шихабутдінова 15.01.2025 12:51
- Європейські спонсори тероризму Володимир Горковенко 14.01.2025 23:46
- Ограниченно пригодные: важные детали о ВВК и мобилизации Віра Тарасенко 14.01.2025 22:01
- Компанії втрачають мільйони через неефективну логістику: як оптимізувати процеси та бюджет Сергій Кочергін 14.01.2025 18:38
-
"Стане прикладом для України". У Львові будують зразковий ринок – фото
Бізнес 6535
-
Bloomberg: Команда Трампа готує два підходи до санкцій проти РФ для примусу до миру
Бізнес 3179
-
Глобино заперечило чутки про співпрацю з Росією. Каже, що це замовна кампанія
Бізнес 2098
-
Ексміністр енергетики Литви Неверович очолив наглядову раду Енергоатому
Бізнес 2009
-
Десять тонн на кілометр. Як краматорське підприємство розпочало нове життя на Закарпатті
Бізнес 1966