Ветер в голове
Электроэнергия из окружающей среды – это не чудо, но реальность даже в Украине. Только эту реальность нужно поддержать, чтобы она не развеялась по ветру, то есть, чтобы ветроэнергетика в нашей стране выжила.
Срок окупаемости в проектах ветроэнергетикиоколо 7 лет. С существующим тарифом на ветровую энергетику в Украине – около 12лет. Со стремительным темпом девальвации гривны и не пересмотре тарифа к курсуевро, ветроэнергетические проекты имеют тенденцию увеличения срока окупаемостидо 25 лет с постановкой вопроса, а нужно ли инвесторам вообще заниматься такимипроектами в Украине. Ведь срок эксплуатации ветровых установок – 20 лет.
Но задаваться таким вопросом нужно,прежде всего, государству, да и нам – обычным потребителям. Ключевой вопрос, который актуален сегодня для всех нас– как снизить газовую зависимость нашей страны от России. Один из ответовочевиден – на корню вырезать все коррупционные схемы на бюджетном имуниципальном уровнях. Второй ответ – поставить стратегическую цель увеличитьдолю возобновляемой энергетики в энергобалансе страны.
Европа ориентируется до 2050 года в своем энергобалансе иметь до 80% генерации отальтернативных источников. Украина, подписав ассоциацию с ЕС, имеет план до 2020 года повысить частьгенерации возобновляемыми источниками до 11%. За 5 лет хорошая амбиция. Новыполнимая ли? Учитывая, что сегодня генерация возобновляемой энергетикисоставляет 1% + 5% - гидроэнергетика, которую можно отнести к возобновляемой энергетике.
Сейчас тариф для ветра составляет 11,3евроцента, для солнца - 33,5 евроцентов.
Справедливой доходностью инвестиционныхпроектов в европейской практике считается IRR 8-10%. С учетом страновыхрисков, для Украины справедливый размер IRR (Внутренняя норма доходности) можетсоставлять 15%. Однако мы видим, что при существующем тарифе норма доходностисолнечных проектов значительно превышает эту цифру. IRR =15% усолнечной энергетики достижим при «зеленом» тарифе 27 евроцентов. То есть тарифдля «солнца» явно завышен. Никто небудет отрицать, что завышен он был исключительно для одного инвестора – Клюева,который имел прямое влияние на принятие решений в нашей стране и сегоднянаходиться в розыске, как один из обвиняемых в убийстве Небесной Сотни.Возникает вопрос: а почему тариф не пересмотрен сегодня для восстановлениясправедливости и избежание ситуации, когда Украина будет платить Клюеву за СЭС(солнечную) генерацию? Поговаривают, чтов коридорах власти даже «ходит» законопроект, который отменит решение неплатить за генерацию электроэнергии на оккупированных территориях в случае,если у производителя есть кредит в «Ощадбанке»… Вот эта перспектива напоминает слова одного из высших руководителейстраны: «И тут или они в доле, или импотенты»… Вариант ответа выбирать не тороплюсь.
Очевидно, что сегодня ситуация наэнергорынке страны – архисложная. Война усугубляет ситуацию, денег нет. Но денег нет в случае, если распределение средств оставить как есть. Но если пересмотреть «зеленый» тарифдля ключевых видов возобновляемой энергетики, то тогда уберётся коррупционнаясоставляющая в тарифе, ориентированная исключительно на одного игрока всолнечной энергетике и даст возможность формироваться реальному рынку и в«солнце», и в «био»,и в «ветре». А «ветра», как и «био», внашей стране реально много. И если представить, сколько из них можно выработатьэлектроэнергии, то желаешь, чтобы у людей,принимающих решение в нашей стране,был «ветер в голове» в смысле создания условий для инвесторов, чтобы они приходили на рынок, для его активного развитияв долгосрочной перспективе с наличием справедливых и не гнущихся «на ветру»правил игры.
- Судовий захист при звернені стягнення на предмет іпотеки, якщо таке майно не відчужено Євген Морозов 13:02
- Система обліку немайнової шкоди: коли держава намагається залікувати невидимі рани війни Світлана Приймак 11:36
- Чому енергетичні та газові гіганти обирають Нідерланди чи Швейцарію для бізнесу Ростислав Никітенко 08:47
- 1000+ днів війни: чи достатньо покарати агрессора правовими засобами?! Дмитро Зенкін вчора о 21:35
- Горизонтальний моніторинг як сучасний метод податкового контролю Юлія Мороз вчора о 13:36
- Ієрархія протилежних правових висновків суду касаційної інстанції Євген Морозов вчора о 12:39
- Чужий серед своїх: право голосу і місце в політиці іноземців у ЄС Дмитро Зенкін 20.11.2024 21:35
- Сталий розвиток рибного господарства: нові можливості для інвестицій в Україні Артем Чорноморов 20.11.2024 15:59
- Кремль тисне на рубильник Євген Магда 20.11.2024 15:55
- Судова реформа в контексті вимог ЄС: очищення від суддів-корупціонерів Світлана Приймак 20.11.2024 13:47
- Як автоматизувати процеси в бізнесі для швидкого зростання Даніелла Шихабутдінова 20.11.2024 13:20
- COP29 та План Перемоги. Як нашу стратегію зробити глобальною? Ксенія Оринчак 20.11.2024 11:17
- Ухвала про відмову у прийнятті зустрічного позову підлягає апеляційному оскарженню Євген Морозов 20.11.2024 10:35
- Репарації після Другої світової, як передбачення майбутнього: компенсації постраждалим Дмитро Зенкін 20.11.2024 00:50
- Що робити під час обшуку? Сергій Моргун 19.11.2024 19:14
-
Віктор Ющенко та партнери відчужили право на видобуток газу на Полтавщині
Бізнес 132157
-
"Ситуація критична". У Кривому Розі 110 000 жителів залишаються без опалення
Бізнес 20906
-
Британія утилізує п'ять військових кораблів, десятки гелікоптерів і дронів задля економії
Бізнес 9096
-
За вітраж Тіффані троє учасників торгів змагалися 6 хвилин – його продали за $12,48 млн: фото
Життя 8687
-
Як тренування в спортзалі можуть нашкодити: помилки початківців
Життя 7545