Переполох налоговых уклонистов
Попытка противодействовать фиктивному превращению наемных работников в ФОПы
Появление законопроекта 5054 от 09.02.2021, направленного на урегулирование трудовые отношения в Украине, может вызвать не абы какую панику определенной категории предпринимателей. Прежде всего, собственников больших торговых центров, фитнес-клубов, крупных предприятий сферы торговли и обслуживания, а зачастую и просто интернет-магазинов.
Беспокойство их может проявиться в самых крайних формах предвещаний, вплоть до обвинений 5054-го в намерении переделать всех предпринимателей в наемных работников. А значит вообще в разрушении основ малого бизнеса, в коллапсе и Армагеддоне свободной частной хозяйственной деятельности. Под давлением таких столь тяжких подозрений давайте спокойно, как экономисты, проанализируем ситуацию.
В течение долгого времени, по крайней мере, не менее 10 лет, в Украине сформировалась схема уклонения от налогообложения путем превращения наемных работников в предпринимателей.
Администрация предприятия вынуждала своего штатного работника обрести статус предпринимателя, и переводила его, таким образом, в ФОПа. В итоге он становился фиктивным предпринимателем, но законодательно получал налоговое право называться бизнесменом. Фиктивность оставалась за рамками производственных отношений владельца бизнеса и его работника, продолжая висеть на нем моральным грузом. Однако с точки зрения законодательных норм, у него возникало право работать на упрощенной системе налогообложения.
Содержание деятельности работника от таких налоговых трансформаций абсолютно никак не поменялось. Продавец, скажем, супермаркета бытовой техники, все реализуемые товары продолжал получать со склада. Но реализация их, по документам, производилась не от имени торгового предприятия, а как бы лично предпринимателем. Такое замыливание глаз вполне возможно, ибо, в соответствии с упрощенной системой налогообложения, ФОП обязан отчитаться перед налоговой инспекцией только о величине дохода. И абсолютно не обязан представлять отчетность об источнике появления проданных товаров. При таких условиях можно заявить о продаже чего угодно, хоть атомной бомбы с одесского рынка – все равно подтверждающие документы у него никто не имеет право затребовать.
Такая фальсификация сокращает налоговые платежи в бюджет (см. детали в моем блоге).
При такой схеме ущерб несет не только государство. Во-первых, наемный работник подпадает под ответственность за фиктивное предпринимательство. Во-вторых, он же становится объектом социального ущемления своих прав. И, в- третьих, само предприятие, «балующееся» уклонизмом, несет урон своего делового рейтинга.
Трудно перечислить все социальные потери такого физического лица. Это и ухудшение условий его пенсионного стажа (ибо все социальные платежи, налог на доходы физического лица, ЕСВ и т.д.) оказываются минимальными. Следовательно, уменьшение пенсий работника в перспективе. Это и отсутствие отпускных, больничных, медицинского обеспечения.
Работодатель тоже несет репутационные потери. Объемы его деятельности распыляются между большим количеством «предпринимателей». Следовательно, трудно получить представление о реальных объемах предприятия. Значит, невозможно оценить его рейтинг. Это может препятствовать притоку инвестиций, в том числе иностранных, на развитие бизнеса.
Чтоб подвести черту нашему анализу, сделаем заключение – если принятому законопроекту 5054 удастся сломать порочную систему фиктивного предпринимательства, то семь футов ему под килем. Но для этого потребуется сломить жесткое сопротивление крупного бизнеса. А его следует ожидать – вплоть до организации многолюдных митингов и протестов на Банковой. Уклонистам есть что терять, поэтому нас ждет новая многодневная волна возмущений, аналогичная протестам о переводе ФОПов на работу с кассовыми аппаратами. Протестов с явными признаками проплаченности и по экипировке, и вообще по материальной обеспеченности.
- Кому дадут отсрочку: новые правила для многодетных отцов и не только Віра Тарасенко вчора о 23:41
- Gaming в Онтаріо, або як Операторам успішно отримати ліцензію Ольга Ярмолюк вчора о 17:48
- Аудити безпеки в громадах: інноваційна методика для громад Галина Скіпальська вчора о 14:22
- Що приховала влада у державному бюджеті 2024 року? Любов Шпак вчора о 13:05
- "Гостомельська пастка" для місцевого самоврядування Володимир Горковенко вчора о 10:25
- Топ 5 податкових порушень у 2025 році Сергій Пагер вчора о 08:57
- Як почути майбутнє? Молодь, офлайн-спілкування і роль дорослих Олексій Сагайдак 19.05.2025 15:49
- Секс під час війни: про що мовчать, але переживають тисячі Юлія Буневич 19.05.2025 14:04
- Крутити корупційні схеми на загиблих – це за межею моралі Володимир Горковенко 19.05.2025 10:13
- Україна: 68 місце за якістю життя і 87 за зарплатами – сигнал для реформ Христина Кухарук 18.05.2025 17:58
- Вибір, як ключовий квант життя Алла Заднепровська 18.05.2025 13:44
- Пристань для Ocean-у Євген Магда 16.05.2025 18:32
- Регламентування та корпоративні політики для електронного документообігу Олександр Вернигора 16.05.2025 17:15
- Покроковий алгоритм бронювання військовозобов’язаних працівників Сергій Пагер 16.05.2025 12:23
- Зупинити СВАМ – завдання стратегічного значення Євген Магда 15.05.2025 18:32
-
Що змінило хід виборів у Румунії і який урок з них має винести Україна
Думка 10825
-
Новий формат переговорів. Про що Трамп дві години говорив з Путіним
9760
-
Зумери поступово відмовляються від навички, яка супроводжувала людство протягом 5500 років
Життя 9407
-
Зеленський-2025 проти зразка 2019 року. Як шість років та війна змінили президента України
5688
-
Євросоюз опублікував новий економічний прогноз для України: очікування погіршилися
Фінанси 4071