«Диктаторские законы» - тогда и сейчас
Действующая власть постепенно реализовывает то, что не удалось власти предыдущей.
Довольно часто в СМИ можно встретить новости или комментарии очередного эксперта по всем вопросам в стиле «этот депутат голосовал за “диктаторские законы” и получил награду/остался в Раде/просто хорошо живет – доколе?».
Напомню, этот пакет законов предполагал: заочное осуждение, ограничения для СМИ, возможность блокировки интернет-сайтов, цензуру в интернете, фото-видео-фиксацию нарушений ПДД, обязательную регистрацию абонентам мобильной связи, ограничения в проведении митингов, и т.д. – каждый может ознакомится с полным перечнем законов, они в свободном доступе.
И, наверное, это правильно, такие дерзкие посягательства на свободу слова и самовыражения не должны оставаться незамеченными. Но, как всегда, есть это маленькое «но». Проблема в том, что часть тех самых законов уже действует, а часть, так или иначе, готовится к голосованию или обсуждается. Например:
Процедура заочного уголовного преследования – принята в марте этого года, законопроект № 5610. Теперь заочное осуждение может применяться Генеральной прокуратурой до дня начала работы Государственного бюро расследований.
Уголовная ответственность за «экстремистскую деятельность» — изготовление и распространение, в том числе через Интернет, материалов, которые призывают (обосновывают, оправдывают) к насильственной смене или захвату власти. На конец июня 2017 года DW в своем расследовании нашла более 50 приговоров, вынесенных украинскими судами за последние три года по статье 109 Уголовного кодекса – «Действия, направленные на свержение конституционного строя и насильственный захват власти». Из них 36 так или иначе связаны с распространением соответствующих призывов через соцсети.
Автоматическая видео- и фото-фиксация нарушений ПДД – в июле прошлого года МВД запустило пилотный проект системы автофиксации нарушений правил дорожного движения в двух городах: Киеве и Одессе.
Вводилось понятие «общественных объединений, исполняющих функции иностранных агентов» – организаций, финансирование которых осуществлялось из иностранных источников – Законопроекты № 4128 и № 4126 касаются религиозных организаций, действующих в Украине, но имеющих руководящие центры в других государствах (пока проголосовать за них не удалось). Во что в СМИ превратили фразу «их финансирует Кремль», думаю, не надо объяснять?
Национальная комиссия по госрегулированию связи и информатизации получала право без решения суда ограничивать доступ к интернет-ресурсам – в начале марта министр информационной политики Украины Юрий Стець поручил ведомству составить список сайтов, которые необходимо закрыть. 15 мая Президент Украины Петр Порошенко подписал Указ №133/2017, в результате чего были заблокированы сервисы Mail.ru, «Яндекс», а также «ВКонтакте» и «Одноклассники». В июне Мининформполитики передало в СБУ список из 20 сайтов, подлежащих закрытию.
Предоставление услуг мобильной связи разрешалось только при условии заключения письменного договора между оператором и потребителем – этот вопрос поднимался и активно дискутировался и в 2015 году, и в августе этого года. В этот раз его обсуждение инициировала Госслужба спецсвязи. Да, пока эта норма не принята, но активность ее обсуждения говорит о том, что к этому идет.
Безусловно, это не все нормы законов из пакета 16 января, но, на мой взгляд, эти самые важные. Возможно, кого-то 3,5 года назад расстроил запрет передвигаться колоннами по 5 машин, наказание за клевету или за нарушение правил проведений митингов? Сомневаюсь.
Но почему тогда было нельзя, и принятие законов привело к эскалации событий на Майдане, а сейчас – можно, и некоторым, если не всем, решениям аплодируют стоя? Что изменилось?
Почему до сих пор кому-то в голову приходит говорить «они голосовали за законы 16 января»? С самой датой что-то не так? Возможно, эти законы нельзя было голосовать именно 16-го числа, а в другие дни и по отдельности – вполне можно.
- Припинення дії свідоцтва на ТМ у звязку з її невикористанням Ганна Палагицька 13:11
- Нові мита Трампа: що чекає на Україну та Ізраїль у новій торговій реальності Олег Вишняков вчора о 18:27
- Корупція у Президента чи безвідповідальність вартістю 2 млрд грн? Артур Парушевскі вчора о 14:23
- Регулювання RWA-токенів у 2025 році: як успішно запустити проєкт Іван Невзоров вчора о 13:50
- Непотрібний президент Валерій Карпунцов вчора о 13:38
- Стягнення додаткових витрат на навчання дитини за кордоном: на що необхідно звернути увагу Арсен Маринушкін вчора о 13:21
- Оформлення права власності на частку у спільному майні колишнього подружжя Альона Прасол вчора о 10:29
- В Україні з’явився "привид" стагфляції, що пішло не так? Любов Шпак вчора о 10:27
- Юридичне регулювання sweepstakes: основні аспекти та огляд за юрисдикціями Роман Барановський 02.04.2025 16:19
- Нелегальний ринок тютюну: як зупинити мільярдні втрати для бюджету України? Андрій Доронін 02.04.2025 15:05
- Перевірка компаній перед M&A: аудит, юридичні аспекти та роль менеджера Артем Ковбель 02.04.2025 02:12
- Адвокатура в Україні потребує невідкладного реформування Лариса Криворучко 02.04.2025 01:14
- Ретинол і літо: якими ретиноїдами можна користуватися влітку Вікторія Жоль 01.04.2025 09:44
- К вопросу о гегелевских законах диалектики. Дискуссия автора с ИИ в чате ChatGPT Вільям Задорський 01.04.2025 06:23
- Рекордні 8549 заяв на суддівські посади: що стоїть за ключовою цифрою пʼятого добору? Тетяна Огнев'юк 31.03.2025 21:11
-
Ексголова Харківської ОДА Кучер очолив наглядову раду держкомпанії "Ліси України"
Бізнес 17529
-
"Найкрутіший код": До 50-річчя Microsoft Білл Гейтс відкрив доступ до його першої ОС
Бізнес 16744
-
Шмигаль: Дефіцит фінансування відбудови України у 2025 році – майже $10 млрд
Фінанси 12616
-
Сигнали дефіциту: як тіло "підказує", що йому бракує вітамінів і мікроелементів
Життя 11790
-
Чи є в Трампа інструменти, щоб примусити Путіна до справжнього миру – Foreign Policy
9144