«Диктаторские законы» - тогда и сейчас
Действующая власть постепенно реализовывает то, что не удалось власти предыдущей.
Довольно часто в СМИ можно встретить новости или комментарии очередного эксперта по всем вопросам в стиле «этот депутат голосовал за “диктаторские законы” и получил награду/остался в Раде/просто хорошо живет – доколе?».
Напомню, этот пакет законов предполагал: заочное осуждение, ограничения для СМИ, возможность блокировки интернет-сайтов, цензуру в интернете, фото-видео-фиксацию нарушений ПДД, обязательную регистрацию абонентам мобильной связи, ограничения в проведении митингов, и т.д. – каждый может ознакомится с полным перечнем законов, они в свободном доступе.
И, наверное, это правильно, такие дерзкие посягательства на свободу слова и самовыражения не должны оставаться незамеченными. Но, как всегда, есть это маленькое «но». Проблема в том, что часть тех самых законов уже действует, а часть, так или иначе, готовится к голосованию или обсуждается. Например:
Процедура заочного уголовного преследования – принята в марте этого года, законопроект № 5610. Теперь заочное осуждение может применяться Генеральной прокуратурой до дня начала работы Государственного бюро расследований.
Уголовная ответственность за «экстремистскую деятельность» — изготовление и распространение, в том числе через Интернет, материалов, которые призывают (обосновывают, оправдывают) к насильственной смене или захвату власти. На конец июня 2017 года DW в своем расследовании нашла более 50 приговоров, вынесенных украинскими судами за последние три года по статье 109 Уголовного кодекса – «Действия, направленные на свержение конституционного строя и насильственный захват власти». Из них 36 так или иначе связаны с распространением соответствующих призывов через соцсети.
Автоматическая видео- и фото-фиксация нарушений ПДД – в июле прошлого года МВД запустило пилотный проект системы автофиксации нарушений правил дорожного движения в двух городах: Киеве и Одессе.
Вводилось понятие «общественных объединений, исполняющих функции иностранных агентов» – организаций, финансирование которых осуществлялось из иностранных источников – Законопроекты № 4128 и № 4126 касаются религиозных организаций, действующих в Украине, но имеющих руководящие центры в других государствах (пока проголосовать за них не удалось). Во что в СМИ превратили фразу «их финансирует Кремль», думаю, не надо объяснять?
Национальная комиссия по госрегулированию связи и информатизации получала право без решения суда ограничивать доступ к интернет-ресурсам – в начале марта министр информационной политики Украины Юрий Стець поручил ведомству составить список сайтов, которые необходимо закрыть. 15 мая Президент Украины Петр Порошенко подписал Указ №133/2017, в результате чего были заблокированы сервисы Mail.ru, «Яндекс», а также «ВКонтакте» и «Одноклассники». В июне Мининформполитики передало в СБУ список из 20 сайтов, подлежащих закрытию.
Предоставление услуг мобильной связи разрешалось только при условии заключения письменного договора между оператором и потребителем – этот вопрос поднимался и активно дискутировался и в 2015 году, и в августе этого года. В этот раз его обсуждение инициировала Госслужба спецсвязи. Да, пока эта норма не принята, но активность ее обсуждения говорит о том, что к этому идет.
Безусловно, это не все нормы законов из пакета 16 января, но, на мой взгляд, эти самые важные. Возможно, кого-то 3,5 года назад расстроил запрет передвигаться колоннами по 5 машин, наказание за клевету или за нарушение правил проведений митингов? Сомневаюсь.
Но почему тогда было нельзя, и принятие законов привело к эскалации событий на Майдане, а сейчас – можно, и некоторым, если не всем, решениям аплодируют стоя? Что изменилось?
Почему до сих пор кому-то в голову приходит говорить «они голосовали за законы 16 января»? С самой датой что-то не так? Возможно, эти законы нельзя было голосовать именно 16-го числа, а в другие дни и по отдельности – вполне можно.
- "Візуальний огляд" водія на стан наркотичного сп’яніння: аспект законності Євген Морозов 20:08
- Благодійна діяльність в Україні під час дії воєнного стану Оксана Соколовська 16:10
- Юридична практика у спорах з банками: реальний приклад Павло Васильєв 12:18
- Нові правила експортного контролю: виклики та можливості для українського бізнесу Ростислав Никітенко 12:12
- Від entry-level до CEO: розбираємо головні бар'єри для жінок у корпоративному світі Юлія Маліч 12:10
- Про Молдову, вибори і російський слід Галина Янченко 09:58
- Судовий збір при заявлені цивільного позову у кримінальному провадженні Євген Морозов вчора о 20:02
- Скасування Господарського кодексу: ризики для бізнесу та економіки Володимир Бабенко вчора о 17:11
- Розпочато роботу над вебплатформою судових рішень War Crime Леонід Сапельніков вчора о 14:41
- Маємо забезпечити армію якісним майном Дана Ярова вчора о 14:21
- Нові зміни до Кримінального кодексу України: що потрібно знати Оксана Соколовська вчора о 13:27
- Судова практика: відміна виконавчого напису приватного нотаріуса Павло Васильєв вчора о 12:31
- Сектори польської економіки, в які інвестує український бізнес Сильвія Красонь-Копаніаж вчора о 12:10
- Санкції та їх оскарження в ЄС: що варто знати українському бізнесу та адвокатам Ростислав Никітенко вчора о 12:08
- Відвід судді: закон, практика та поради Владислав Штика 03.11.2024 23:06
-
Освітні втрати набирають обертів: чому школярі масово виїжджають і не планують повертатися
Думка 25864
-
Укрнафта пробурила найглибшу свердловину за останні вісім років. Дає нафту та газ
Бізнес 11301
-
Найбільший завод з виробництва свинцю в Україні визнали банкрутом
Бізнес 11181
-
Німеччина отримала першу компенсацію за недопостачений Газпромом газ
Бізнес 5792
-
Хазяїн Грузії, Потопельники зі США, Українські скамери оббирають росіян. Найкращі історії світу
5048