Госбюджетное финансирование политических партий
Как показывает европейская практика, бизнес от политики необходимо максимально отделять.
Партия есть организованное общественное мнение.
Бенджамин Дизраэли
Не так давно украинскийпарламент принял закон о финансировании партий из госбюджета. Эта инициативанашла поддержку и у Петра Порошенко, который заявил, что партии должны зависетьтолько от избирателей, а условием такой независимости является именно государственноефинансирование. При этом принятие подобного закона в сложное для страны время разделилообщественность и вызвало волну критики. Так, многие политики уверяют, что подобнаяпрактика является привычной для большинства стран Европы, в то время как некоторыеотечественные эксперты видят ряд рисков в процессе финансирования политическихпартий из государственной казны.
Стоит заметить, что в2000 году Верховная Рада Украины уже принимала соответствующий закон очастичном государственном финансировании политических партий, но по итогу он небыл реализован, главной причиной чего было отсутствие денег в бюджете. С 2013года международные организации, в частности, ОБСЕ и Европейская комиссия «Задемократию через право», стали настоятельно рекомендовать нашей стране ввестигосфинансирование партий. Представители организаций уверяли, что таким образом можнопрервать влияние олигархов на партии и предотвратить возможные нарушения вовремя агитационной деятельности, но тогда украинские парламентарии отклонилиэту идею, посчитав, что она не найдет поддержки у населения.
Закономерно возникаетвопрос – поддержат ли эту инициативу украинцы сегодня, когда у государства нетсредств на индексацию зарплат и пенсий, когда налоговое бремя и тарифынеустанно растут? К тому же, как свидетельствуют данные последних соцопросов,партиям доверяет только 1,5% украинцев, в то время как астрологам — 2%, о чемзаявил глава Комитета избирателей Украины Алексей Кошель. И потом, поможет ли введениетакой системы усилить в Украине демократию и побороть пресловутую коррупцию?
Как показывает европейскаяпрактика, бизнес от политики необходимо максимально отделять, поэтому предпочтительно,чтобы финансирование партий происходило за государственные средства, так какэто, как принято считать, позволяет осуществлять надзор за поступлениемпожертвований на счета субъектов избирательного процесса. Так, партии в Евросоюземогут получать деньги главным образом только от физических лиц, при этом внекоторых странах законодательно определяется финансовый лимит. По заявлениюпредставителя проекта Совета Европы по противодействию коррупции в УкраинеКвентина Рида, такие лимиты есть в Великобритании, Австрии, Чехии, где партии икандидаты не могут себе позволить, например, неограниченно скупать эфирноевремя. Финансовые лимиты эксперт порекомендовал установить для партий на времяизбирательных процессов и в Украине, поскольку главная цель системыгосфинансирования политсил – это снижение общей стоимости выборов, детальныйучет потраченных средств и уменьшение рисков чрезмерного влияния на вкладчиков.
Наиболее важный элемент,вокруг которого происходит регулирование финансирования партий, например, в Германии,это прозрачность, предусматривающая годовую отчетность по всем партийнымдоходам, расходам, долгам, активам, и раскрытие личности доноров. Так, любоефизическое, юридическое лицо или организация, которые внесли более чем 10.000евро в фонд любой политсилы, должны быть включены в годовой отчет партии, в товремя как информация о донорах, чьи пожертвования превышают 50.000 евро, должнабыть доступна безотлагательно. Помимо запретов на зарубежные и анонимныевклады, в Германии партии не имеют права принимать какие-либо трансферы изполитических фондов и партийных групп в парламенте. Финансовых лимитов в страненет, но общим ограничением для партийных расходов является привлечение средствчастных лиц.
Согласно правиламгосфинансирования политических партий в Германии, в общей сложности ежегодно междупартиями распределяются 150.800.000 евро в форме государственных грантов запреодоление определенного проходного барьера. Если речь идет о выборах вБундестаг или Европейский парламент, то партии должны получить более 0,5%голосов. Существуют еще и так называемые косвенные субсидии, когда во времяпредвыборной кампании партиям предоставляется бесплатное эфирное время на всехнаходящихся в государственной собственности и эксплуатируемых радио-телевизионныхсетях, и бесплатные агитационные билборды, арендованные у коммерческихпровайдеров муниципальными властями.
Определенно, в каждойстране есть свои правила и традиции государственного финансированияполитических партий. Однако, несмотря на то, что это уже давно сложившиесясистемы со своими особенностями, которые работают согласно международнымстандартам, в них периодически происходят политические коррупционные скандалы. Кэтому стоит добавить, что по данным Евробарометра, международного проектарегулярных опросов общественного мнения, осуществляемого под эгидой ЕвропейскойКомиссии, лишь 35% западных европейцев считают себя проинформированными обуровне коррупции в своей стране.
Выходит, под влияниемопределенных обстоятельств госфинансирование партий все-таки может производитьобратный «коррупционный» эффект. Тем не менее, раз уж украинские власти решиливнедрить подобную систему, необходимо понимать, что ключевым политическиминструментом для содействия эффективной деятельности партий и финансированияполитических кампаний является прозрачное, всеобъемлющее, своевременное ипонятное раскрытие информации о финансировании партий в сочетании собеспечением соблюдения закона и честным мониторингом этого процесса средствамимассовой информации.
- Як змінюється технічний рекрутинг: люди чи машини? Ніна Гузей 13:42
- Де людство схибило? Дана Ярова 11:01
- Зміст договору замовлення твору Олександр Мисенко 10:49
- Сила самопізнання Олександр Скнар вчора о 21:10
- Скасування усиновлення: що говорить закон і судова практика Леся Дубчак вчора о 19:31
- Політичне страхування в Україні: від точкових рішень до системи Антоніна Прудко вчора о 17:36
- Cтраховка не покриє: страхування вашого генератора та сонячної станції Ростислав Никітенко вчора о 09:29
- Реальный кейс: как удалось оспорить незаконную мобилизацию и закрыть уголовное дело Віра Тарасенко 24.08.2025 16:11
- "Ценз осілості Портнова" і українців, що виїхали за кордон від війни - що спільного? Валерій Карпунцов 23.08.2025 20:46
- Штраф як фіскальний інструмент: де межа між правопорядком і свавіллям? Олександр Рось 23.08.2025 18:34
- Профайлінг у бізнесі України: як підвищити ефективність та знизити кадрові ризики Василь Фенчак 23.08.2025 12:29
- О причине возникновения технологической цивилизации Володимир Стус 23.08.2025 00:59
- Представник Ватикану у Польщі нагородив рашистського посла Андрєєва Володимир Горковенко 22.08.2025 21:51
- Баланс між контролем та гнучкістю Сильвія Красонь-Копаніаж 22.08.2025 21:06
- "Штаб у Лондоні" чи виборчий штаб на Банковій? Дана Ярова 22.08.2025 18:45
- Замість ліквідації – фаховість: недбала експертиза НАБУ стала загрозою для інвестклімату 523
- "Ценз осілості Портнова" і українців, що виїхали за кордон від війни - що спільного? 221
- Закон про лобіювання. Що має знати бізнес? 182
- Айсберг корпоративної безпеки 165
- Що не так із управлінням водними ресурсами в Україні 126
-
Десятка сімей із найбільшими статками – від цукерок M&M's до нафти в ОАЕ
Життя 21373
-
Як відновитися після тривог – поради психологині та неврологині
Життя 11812
-
"Удар по ринку праці". Польський бізнес розкритикував вето Навроцького
Бізнес 10602
-
Від $22 тисяч до майже мільйона: з чого зроблені костюми преміумкласу та хто їх носить – фото
Життя 7414
-
Intel попередила про ризики для бізнесу через передання 10% компанії уряду США
Бізнес 6187