Авторські блоги та коментарі до них відображають виключно точку зору їхніх авторів. Редакція ЛІГА.net може не поділяти думку авторів блогів.
13.08.2013 23:57
Наш комплекс неполноценности?
Размышления, навеянные одной выставкой…
В «Мыстецком Арсенале» сейчас проходит прекрасная выставка – «Великое и величественное», - где, среди прочих работ, можно увидеть «украинскую Джоконду» - портрет девушки работы Николая Пимоненко, а также «украинскую инфанту» - портрет девочки работы художника Ивана Труша. Эти картины именно так и позиционируются в путеводителях и многочисленных статьях журналистов.
Может быть, это наша национальная черта… При недостатке необходимых персонажей в истории или искусстве нужно непременно найти аналог и «назначить» его на «вакантную должность». «Должность» «Джоконды» в украинском женском портрете до последнего оставалась незанятой, а свято место, как известно, пусто не бывает. И общими усилиями искусствоведов и журналистов на нем обосновалась лукавая дивчина в национальном костюме, которая к Моне Лизе имеет такое же непосредственное отношение, как, скажем, я к космонавтике. Хотя, на самом деле, упомянутый портрет и без связи с творением великого Леонардо вполне самодостаточен. А вот сравнения играют явно не на руку нашей барышни, ибо с «живописным колоссом», которым за века стала «Джоконда» (а она, как известно, «сама уже вправе выбирать, на кого ей производить впечатление, а на кого - не производить»), лучше не тягаться. Да и зачем? Нужно раскручивать своих героев, показывать их сильные стороны, а не заниматься подбором «аналогов».
И ведь это не единичный пример, их, увы, много. Навскидку: «украинская Сафо» - Маруся Чурай (кто-то еще Лесю Украинку приплетает), «украинский Рахманинов» - Сергей Борткевич (последний от этого только проиграл, его как бы опустили, поставили на второе место после Рахманинова, хотя по силе таланта и творческому наследию они равновелики), «украинский Микеланджело» (тоже представленный на выставке) – Пинзель. Последнее «назначение» в связи с успехом в Лувре растиражировано везде, где только можно. Не знаю, кто и когда решил, что украинский скульптор эпохи барокко – именно «Микеланджело», но это, простите, полный бред. Ведь такое, с позволения сказать, признание, вызывает некую ассоциацию, что Пинзель, конечно, может быть, и «Микеланджело», но только в местных масштабах. Пойдем дальше: никому ведь не приходит в голову заявить, что Микеланджело – «итальянский Пинзель». Звучало бы странно, не так ли?
А ведь дело не в том, что кто-то лучше, кто-то хуже… Пинзель – гениален, чтобы это понять, достаточно его работы увидеть. Просто эти мастера работали в разную эпоху, с разным материалом, в различном стиле… Они в разных «весовых категориях» и «на одном ринге» смотрелись бы нелепо.
Сравнения, подобные описанным выше, – это самое что ни на есть «хуторянство», пример того, что мы продолжаем мыслить категориями «своего села». С одной стороны, это большой «минус» для наших художников, писателей, композиторов, поскольку их лишают главного – права на самостоятельное культурное значение как в Украине, так и за ее пределами. С другой стороны – это плохо и для тех, кому такая позиция навязывается: создается впечатление, что мы отчаянно пытаемся найти настоящих героев на своей земле, но только вместо этого занимаемся навешиванием ярлыков, а «настоящее» как раз не замечаем в упор.
Может быть, это наша национальная черта… При недостатке необходимых персонажей в истории или искусстве нужно непременно найти аналог и «назначить» его на «вакантную должность». «Должность» «Джоконды» в украинском женском портрете до последнего оставалась незанятой, а свято место, как известно, пусто не бывает. И общими усилиями искусствоведов и журналистов на нем обосновалась лукавая дивчина в национальном костюме, которая к Моне Лизе имеет такое же непосредственное отношение, как, скажем, я к космонавтике. Хотя, на самом деле, упомянутый портрет и без связи с творением великого Леонардо вполне самодостаточен. А вот сравнения играют явно не на руку нашей барышни, ибо с «живописным колоссом», которым за века стала «Джоконда» (а она, как известно, «сама уже вправе выбирать, на кого ей производить впечатление, а на кого - не производить»), лучше не тягаться. Да и зачем? Нужно раскручивать своих героев, показывать их сильные стороны, а не заниматься подбором «аналогов».
И ведь это не единичный пример, их, увы, много. Навскидку: «украинская Сафо» - Маруся Чурай (кто-то еще Лесю Украинку приплетает), «украинский Рахманинов» - Сергей Борткевич (последний от этого только проиграл, его как бы опустили, поставили на второе место после Рахманинова, хотя по силе таланта и творческому наследию они равновелики), «украинский Микеланджело» (тоже представленный на выставке) – Пинзель. Последнее «назначение» в связи с успехом в Лувре растиражировано везде, где только можно. Не знаю, кто и когда решил, что украинский скульптор эпохи барокко – именно «Микеланджело», но это, простите, полный бред. Ведь такое, с позволения сказать, признание, вызывает некую ассоциацию, что Пинзель, конечно, может быть, и «Микеланджело», но только в местных масштабах. Пойдем дальше: никому ведь не приходит в голову заявить, что Микеланджело – «итальянский Пинзель». Звучало бы странно, не так ли?
А ведь дело не в том, что кто-то лучше, кто-то хуже… Пинзель – гениален, чтобы это понять, достаточно его работы увидеть. Просто эти мастера работали в разную эпоху, с разным материалом, в различном стиле… Они в разных «весовых категориях» и «на одном ринге» смотрелись бы нелепо.
Сравнения, подобные описанным выше, – это самое что ни на есть «хуторянство», пример того, что мы продолжаем мыслить категориями «своего села». С одной стороны, это большой «минус» для наших художников, писателей, композиторов, поскольку их лишают главного – права на самостоятельное культурное значение как в Украине, так и за ее пределами. С другой стороны – это плохо и для тех, кому такая позиция навязывается: создается впечатление, что мы отчаянно пытаемся найти настоящих героев на своей земле, но только вместо этого занимаемся навешиванием ярлыков, а «настоящее» как раз не замечаем в упор.
Якщо Ви помітили орфографічну помилку, виділіть її мишею і натисніть Ctrl+Enter.
Останні записи
- Стягнення коштів, які належать особі, яка має заборгованість перед боржником Євген Морозов 10:30
- Справи про адміністративні правопорушення, які розглядають ТЦК і СП Євген Морозов вчора о 12:18
- "Єдиний" спосіб оскарження результатів оцінки в рамках виконавчого провадження Євген Морозов 04.10.2024 12:19
- Wi-Fi у школах: на якому етапі ми зараз і як відбувається облаштування Петро Оленич 04.10.2024 12:07
- Perplexity AI: Коли пошуковик розуміє вас з півслова Олеся Стойко 04.10.2024 07:40
- Як збільшити прибуток через систематизацію бізнес-процесів Жанна Кудрицька 03.10.2024 22:44
- Визначаємо місця проживання дитини під час війни Світлана Приймак 03.10.2024 19:22
- Декілька роздумів щодо "тарифного подвигу" Укрпошти Олег Пендзин 03.10.2024 16:44
- Забезпечення прав людини в умовах війни Дмитро Зенкін 03.10.2024 14:16
- Відключення споживачів від комунальних послуг за борги по ЖКХ Євген Морозов 03.10.2024 12:24
- Я вдома! Як ефективно встановити і захистити особисті кордони Алла Заднепровська 03.10.2024 09:07
- Де знайти додаткові інвестиції: кредит, грант чи інвестор? Костянтин Соловйов 02.10.2024 20:37
- Мобілізація по новому. Особливості призову командирами ВЧ Ігор Калініченко 02.10.2024 17:34
- Зобов`язання ДПС України зареєструвати в ЄРПН податкову накладну Євген Морозов 02.10.2024 12:16
- Бізнес під прицілом: як новітні розвідтехнології стають щитом в умовах війни Ігор Шевцов 02.10.2024 10:21
Топ за тиждень
- Відбір постачальника – це не вся закупівля: ключові ролі в закупівельному процесі 293
- Мобілізація по новому. Особливості призову командирами ВЧ 249
- Відстрочка від мобілізації для студентів іноземних ВНЗ: Покарання невинних за чужі провини 228
- Де знайти додаткові інвестиції: кредит, грант чи інвестор? 120
- Бізнес під прицілом: як новітні розвідтехнології стають щитом в умовах війни 78
Популярне
-
Італія звинувачує сім осіб і дві компанії у бракованих деталях для літаків Boeing
Бізнес 5806
-
В Україні сповільнилося зростання реальних зарплат, у НБУ назвали причини
Фінанси 5141
-
"На черзі – власні ракети дальністю ураження 700 км". Стаття Горбуліна та Бадрака
3617
-
На Хмельницькій АЕС збудують захисні споруди вартістю 1,7 млрд грн
Бізнес 2790
-
"Чудовиська": що за дискусія навколо серіалу від Netflix
Життя 1897
Контакти
E-mail: [email protected]