Зачем рожать очередную «законодательную мышь»?
Законопроект о моратории на строительство в Киеве трудно назвать решающим даже часть проблем застройки столицы, хотя необходимость системного подойти к законодательному регулированию строительной отрасли уже давно назрела.
Законопроект с «запретительным» названием «Про мораторій на будівництво об’єктівна окремих земельних ділянках в м. Києві» крайне лаконичен и состоит всего из 4статей.
http://w1.c1.rada.gov.ua/pls/zweb2/webproc4_1?pf3511=54767.
В преамбуле сказано, что этот закон устанавливает мораторий на строительство в г. Киеве домов, зданий, сооружений любого назначения, их комплексов,линейных объектов инженерно-транспортной инфраструктуры на отдельных объектахблагоустройства до утверждения нового Генерального плана г. Киева.
В ст. 1 («Введениеморатория на строительство объектов») перечислены зоны, где может бытьограничено строительство. Это земельные участки в скверах, ботанических садах,парках, лесопарках, рекреационных зонах, лесах г.Киева; в урочищах и надурочищами с крутыми склонами; с зеленыминасаждениями на придомовых территориях; на расстоянии до
Статья 1 еще раз (после преамбулы) подчеркивает,что мораторий действует до утверждения нового Генерального плана Киева иливнесения изменения в действующий.
Надо сказать, что уже с первых строк «Закон изчетырех статей» вызывает больше вопросов, чем дает ответов. Например, если с ботаническимисадами более-менее все понятно, то вот с парками, лесопарками и скверами, какговорится, могут быть варианты. В украинской столице совсем не редкость,когда на бумаге мы имеем парк или сквер,а на деле обычные заросли со свалкой мусора, этакий рай для бомжей иалкоголиков. У властей нет денег наприведение таких «медвежьих углов» в нормальное состояние. Что плохого, еслистроители возьмут на себя обязательства по благоустройству территории,обновлению коммуникаций, созданию социально-бытовых объектов, а взамен построятна части заброшенной территории жилье?
Отдельныйвопрос к норме, которая предполагает установить 100 метровую свободную отстроительства зону не только от берега реки Днепр, но и от ее «притоков, протоков и заток».
Напомню,что Водный кодекс Украины в ст.88 («Прибережныезащитные полосы») определяет, что длясредних рек защитная прибрежная линия устанавливается в
И, наконец, что делать, если принятие нового Генплана столицы (илиизменений в него) затянется на неопределенно длительный срок? Ведь законотворцыисходят только из одного варианта развития событий – новый Генплан примут иливнесут в него изменения. А если нет? Причем, авторы так торопились, что даже непрописали, до внесения каких именноизменений в Генплан действует их закон. А что, если в Генплан будутвнесены совершенно незначительные«косметические» правки? Все, закон, исходя из его же положений, перестанет действовать?
Статья 2 законопроектаимеет в себе возможную коррупционную составляющую. Она определяет,что выборочнаязастройканаземельныхучастках(указанных в ст.1) может осуществляться в случае: отчуждения земельного участка по мотивам общественной необходимости и для общественных потребностей, аварийной и чрезвычайной ситуации.
По-видимому, тут исповедуетсяпринцип: когда нельзя, но очень хочется, то можно. Иначе как понять крайне неопределенные, но красивые фразы о «мотивах общественной необходимости»или «общественной потребности»? Кто и как будет определять эту самуюнеобходимость или потребность? Киевсовет? Громада? Каким образом: опросом, голосованием, социологией? Об этом в Законеснова же ни слова.
Статья 3 («Контроль за соблюдением моратория на строительство») возражений в принципе вызвать не может: «Центральный орган исполнительной власти, реализующий государственную политику по вопросам государственного архитектурно-строительного контроля осуществляет мониторинг и контроль за соблюдением моратория на строительство объектов на земельных участках, указанных в статье 1 настоящего Закона, и, в случае выявления нарушения требований настоящего Закона, в течение трех дней выносит предписание о приостановлении работ и обращается в правоохранительные органы для принятия ими соответствующих мер».
И, наконец, «ритуальная» 4 статья («Заключительные положения»)определяет, что:
Авторы даютвсего один месяц всем министерствам и ведомствам на то, чтобы перелопатитьогромнейший массив правовой документациипримерно за три-четыре десятка лет! А ведь тут требуется не просто пересмотреть всенормативно-правовые акты на соответствие «Закону из четырех статей», а еще (пологике) внести необходимые изменения или инициировать принятие новых нормативныхдокументов.
Представьте,например, что Рада принимала бы вместо Уголовного Кодекса, где прописанаответственность за кражу целый ряд «маленьких» законов. В одномпредусматривалась бы ответственность за кражу, совершенную мужчинами, во втором- женщинами, в третьем – несовершеннолетними и так далее. Условно говоря,именно по такому пути и пошли авторы вышеупомянутого законопроекта-моратория. В данном случаепринцип «краткость сестра таланта» не срабатывает, ведь хороший закон не должениметь простора для разных толкований, должен давать четкие и конкретные ответы,а не вызывать вопросы, и наконец, способствовать решению проблем, а несоздавать новые.
Выход видится впринятии крайне назревшего Градостроительного Кодекса, который бы упорядочил и унифицировалрегиональные и местные правила настройки, сделал понятными принципы отечественнойградостроительной политики.
Но родить очередную «законодательную мышь»намного проще, чем серьезно и вдумчиво с участием всех заинтересованных сторон(общественников, застройщиков, экологов, инвесторов, архитекторов) разработатьбазовый серьезный закон, который четко определит правила игры на строительномрынке надолго и для всех.
- «Санкційна диктатура»: як в Україні узаконюють позасудову розправу під прикриттям війни Валерій Карпунцов вчора о 19:42
- Ваш партнер гальмує угоду? 5 рішень, щоб пройти перевірку і нарешті отримати гроші Ростислав Никітенко вчора о 13:34
- Правова невизначеність "вікна життя" в Україні Леся Дубчак вчора о 12:49
- Інвестиції починаються з безпечної землі: головний сигнал URC2025 Дмитро Салімонов вчора о 11:43
- Договір замовлення у новому Законі про авторське право Олександр Мисенко 27.07.2025 09:35
- Обшуки без ухвали: законопроєкт №13533 може відкрити нові правові шпарини Денис Пономаренко 25.07.2025 13:49
- Обличчя у мережі: чому моє зображення – не ваш простір Світлана Приймак 24.07.2025 22:06
- Житло під час війни: як змінився попит і девелопмент на українському ринку Віталій Мажара 24.07.2025 15:07
- Агрегація електроенергії в Україні: як працюватимуть нові правила і віртуальні станції Максим Федотов 24.07.2025 15:01
- Чому системи планування не працюють? Олександр Скнар 24.07.2025 14:49
- Хто відповідає за помилки в ЕДО Олександр Вернигора 24.07.2025 14:39
- Диспропорції в пенсійному забезпеченні Андрій Павловський 24.07.2025 11:57
- Між пафосом і прозрінням: коли Захід перестає вірити Дана Ярова 24.07.2025 10:49
- 16 ключових змін до КПК в результаті прийняття законопроєкту №12414 Денис Терещенко 24.07.2025 09:52
- Туреччина – ключ України до ринків Глобального Півдня Олена Широкова 23.07.2025 19:11
-
Rzeczpospolita: економічна модель Орбана провалилася, він втрачає підтримку
Фінанси 8701
-
Росія повністю заборонила експорт бензину: поки що до кінця серпня
Бізнес 4054
-
Олександр Зінченко вирішив продати свій ресторан у центрі Києва за $2,5 млн
Бізнес 4012
-
"Збитки – стратегічні". Хакери з Білорусі заявили про знищення IT-системи Аерофлоту
Бізнес 3994
-
Коробка з амбіціями. Історія злету і падіння гральних консолей Xbox
Технології 3304