Постправда исторической науки и принцип дополнительности Бора
Проблема заживления ран от фейковой информацией, особенно когда пролилась большая кровь, стоит очень остро. Может ли историческая наука стать средством для преодоления фобий нации в эпоху постправды?
Умберто Эко, опубликовав эссе «Средние века уже начались», ввел в обсуждение тему возможной трансформации нашей эпохи в новое средневековье. Атомизация общества, его децентрализация, общий кризис систем управления, возросшая неопределенность и ряд других особенностей глобального мира дали почву для такого предположения. Но есть еще один аспект, позволяющий сравнить нашу эпоху и средневековье – это распространение фейковой информации и уязвимость общества перед манипулятивными технологиями, вовлекающими большие массы людей в действия, которые они никогда бы не совершили, находясь в здравом рассудке. В средние века это крестовые походы за освобождение Иерусалима, в ХХ веке это уничтожение миллионов тоталитарными режимами, в XXI веке это гибридные войны.
Возрастающая изощренность манипулирования большими массами людей позволяет, создавать через социальные сети виртуальную реальность для разных сегментов пользователей в зависимости от их предпочтений. Кто-то называет это эпохой постправды, пришедшей на смену эпохе бифуркаций. «Философствующие цари», как их называл Платон, представители «властной элиты» или «глубинного государства» научились использовать эти технологии для создания ложных представлений о происходящих процессах у миллионов, не входящих в эти клубы избранных.
Глобализация создает условия, когда локальные информационные войны, начинающиеся на уровне одной страны, перекидываются на соседние и создают предпосылки для глобальных информационных конфликтов, затрагивающих сотни миллионов людей. После разрешения конфликтов элиты быстро восстанавливают разорванные связи, чего не скажешь о тех, кто попал под влияние различных политтехнологических уловок и трюков. Семена ненависти быстро прорастают и нужны десятилетия, чтобы восстановить прежние отношения. Проблема заживления ран нанесенных манипулятивными технологиями, особенно в том случае, когда пролилась кровь, стоит очень остро.
Современные манипулятивные технологии, осуществляющие мощный удар по сознанию людей, являются своеобразным передающим устройством, излучающим негативную энергию. Приемным же устройством является идеологическая матрица, заложенная в общественное сознание. Одним из путей внедрения этой матрицы является формирование различных исторических мифов. Исследуя как создавался тот или иной миф, мы одновременно продвигаемся в осознании того как эти мифы формируются сегодня и что можно этому противопоставить.
Следует помнить, что хроники и летописи всего лишь одномерные проекции тех событий, которые происходили в действительности. Эгрегор победителя всегда безжалостно пожирал эгрегора побежденного. Когда же он подпитывался еще и талантом таких литературных гениев как Шекспир или Шиллер, то исторический миф, обретая объемность, плотно внедрялся в сознание, а потом и в подсознание, формируя определенную идеологическую матрицу, передаваемую из поколения в поколение. Сегодня мы называем это технологиями постправды, манипулирования сознания с помощью фейковых новостей, когда имеет значение не само событие, а то, как его покажут в новостях. Как это у Ницше: «Факты не существуют, есть только интерпретация». Так было всегда, но отличие нашего времени в том, что оно дало в руки политтехнологам мощнейшее оружие в виде социальных сетей и big data. Фейковая информация, направленная на эмоции людей, в чье сознание был внедрен определенный идеологический чип, позволяет достичь невиданных манипулятивных результатов, в том числе используя различные исторические мифы.
Зачем нужно переосмысление истории? Становится понятно, что в истории нет однозначного разделения на отрицательных и положительных персонажей на «СВОИХ» и «ЧУЖИХ», все противоположности являются разными проекциями одного и того же явления. Это примерно как если бы мы считали непримиримыми противоположностями верх и низ тени отбрасываемой единым объектом.
Как простить взаимные обиды? Как использовать для решения этой проблемы достижения современной психологии и психотерапии, основывающиеся на представлениях о коллективном бессознательном, а также взаимопроникновении культур рационального Запада с преобладанием редукционистских подходов, и иррационального Востока, исходящего из принципа целостности Вселенной?
Пациент избавляется от своих фобий, психических расстройств и страхов у психотерапевта. Может ли избавиться от своих фобий целый народ? Кто может быть для него психотерапевтом? Как это сделать? В истории есть несколько примеров того, как, апеллируя к самым низменным чувствам толпы и манипулируя ими, перемещали фокус внимания нации с уныния и растерянности на ненависть к указанным властью «врагам народа», которые определялись по национальному, этническому, классовому или религиозному принципу. Есть и другие примеры, когда через покаяние и осмысление своей ответственности перед будущим, народ излечивал, хотя бы на время, свою душу. Но этот процесс растягивался на десятилетия.
Переосмысление исторического опыта может стать важным звеном в процессе коллективной психотерапии. Причем, если психотерапевт рассматривает пациента как констелляцию мифов, историй, преданий, то пациент – народ, должен рассматриваться как некоторое поле, содержащее в себе культурное и историческое наследие, различные виды наследственной, расовой, коллективной и психогенетической памяти и архетипические движущие силы.
Фритьоф Капра в книге «Дао физики» приводит пример, как противоречащие друг другу понятия в более высоком измерении оказываются различными сторонами одной реальности, анализируя объединение противоположных концепций в современной физике (частица – волна, сила - материя) и выходит при этом на один из основополагающих принципов современной физики – принцип дополнительности, введенным Нильсом Бором для описания двойственного характера материи, которая проявляет себя то как частица, то как волна, которые на самом деле являются взаимодополняющими описаниями одной и той же реальности на более высоком плане.
Если спроецировать на историческую науку принцип дополнительности Бора, то придем к пониманию того, что любое противостояние «СВОЙ - ЧУЖОЙ» на более высоких измерениях реальности исчезает, объединяя противоположности в единое целое. Ведь не считаем же мы непримиримыми противоположностями верх и низ, отбрасываемой нами тени. Поэтому, находясь на этих более высоких планах (измерениях, уровнях) можно позволить себе обратиться к противоборствующим на низших уровнях миллионам «СВОИХ» и «ЧУЖИХ» со словами: « Возлюби ближнего, как самого себя, ведь вы одно целое…».
- Строк нарахування 3 % річних від суми позики Євген Морозов 09:52
- Судовий захист при звернені стягнення на предмет іпотеки, якщо таке майно не відчужено Євген Морозов вчора о 13:02
- Система обліку немайнової шкоди: коли держава намагається залікувати невидимі рани війни Світлана Приймак вчора о 11:36
- Чому енергетичні та газові гіганти обирають Нідерланди чи Швейцарію для бізнесу Ростислав Никітенко вчора о 08:47
- 1000+ днів війни: чи достатньо покарати агрессора правовими засобами?! Дмитро Зенкін 21.11.2024 21:35
- Горизонтальний моніторинг як сучасний метод податкового контролю Юлія Мороз 21.11.2024 13:36
- Ієрархія протилежних правових висновків суду касаційної інстанції Євген Морозов 21.11.2024 12:39
- Чужий серед своїх: право голосу і місце в політиці іноземців у ЄС Дмитро Зенкін 20.11.2024 21:35
- Сталий розвиток рибного господарства: нові можливості для інвестицій в Україні Артем Чорноморов 20.11.2024 15:59
- Кремль тисне на рубильник Євген Магда 20.11.2024 15:55
- Судова реформа в контексті вимог ЄС: очищення від суддів-корупціонерів Світлана Приймак 20.11.2024 13:47
- Як автоматизувати процеси в бізнесі для швидкого зростання Даніелла Шихабутдінова 20.11.2024 13:20
- COP29 та План Перемоги. Як нашу стратегію зробити глобальною? Ксенія Оринчак 20.11.2024 11:17
- Ухвала про відмову у прийнятті зустрічного позову підлягає апеляційному оскарженню Євген Морозов 20.11.2024 10:35
- Репарації після Другої світової, як передбачення майбутнього: компенсації постраждалим Дмитро Зенкін 20.11.2024 00:50
-
Що вигідно банку – невигідно клієнту. Які наслідки відмови Monobank від Mastercard
Фінанси 23180
-
"Ситуація критична". У Кривому Розі 110 000 жителів залишаються без опалення
Бізнес 21293
-
Мінекономіки пояснило, як отримати 1000 грн єПідтримки, і порадило задонатити їх на ЗСУ
Фінанси 9748
-
Курс євро впав на 47 копійок: Який курс долара НБУ зафіксував на понеділок
Фінанси 8862
-
Як тренування в спортзалі можуть нашкодити: помилки початківців
Життя 7730