Авторські блоги та коментарі до них відображають виключно точку зору їхніх авторів. Редакція ЛІГА.net може не поділяти думку авторів блогів.
29.12.2014 11:13
На пути в НАТО: критическая инфраструктура в эпоху гибридных войн
Рассматриваются угрозы критической инфраструктуре в период гибридных войн. Одним из путей снижения террористических угроз может быть интернационализация защиты потенциально опасных объектов.
За последний год в мире произошли изменения, которые существенно деформировали пространство безопасности Европы, создаваемое разными поколениями политиков на протяжении последних семидесяти лет. Прежде всего, эти изменения касаются системы защиты критической инфраструктуры Европы, то есть объектов, систем, сетей, нарушение работы которых несет серьезные угрозы для здоровья, безопасности или экономического благосостояния населения или эффективного функционирования органов власти.
Действительно, до недавнего времени в центре внимания структур, ответственных за выработку политики безопасности в этой сфере, лежали проблемы уязвимости объектов энергетики, транспорта, информационных технологий, телекоммуникационных сетей, связанные с кризисом современных систем управления, возникшего в результате глобальных изменений. Однако сейчас мировое сообщество вынуждено рассматривать проблему техногенной безопасности потенциально опасных объектов под новым углом зрения. Дело в том, что вся прежняя политика строилась на аксиоме невозможности полномасштабной войны на континенте. В этом случае национальных сил защиты было достаточно для предохранения от атак террористических групп на потенциально опасные объекты, аварии на которых могли бы быть сравнимы по своим последствиям для Европы с Чернобыльской катастрофой.
Однако сейчас, когда стало ясно, что гибридные войны (в которых вместо армий воюют хорошо вооруженные парамилитарные «добровольческие» формирования и телеканалы, способные своей агитацией вывести из равновесия большие массы людей) создают совершенно новые угрозы безопасности, в том числе и техногенной, необходим фундаментальный пересмотр старых парадигм защиты критической инфраструктуры.
Захват плотин, затопление шахт, вывод из строя энергогенерирующих объектов, включая АЭС, подрыв газопроводов и опасных химических производств, перекрытие транспортных магистралей, в которых участвует большое количество «мирных» протестантов, вооруженных современным оружием, могут со временем превратиться в рутинный политический инструментарий авторитарных стран, положивших в основы своей политики пересмотр всего мирового порядка, навязывание своих правил игры, шантаж демократических стран неприемлемыми издержками и потерями от провоцируемых конфликтов.
Сепаратизм и национализм превращается в основной тренд во многих странах Европы, что наносит удар по «святая святых» мира на континенте - принципу нерушимости границ, создавая прецедент отделения части территориальных образований, провоцируя «парад» референдумов (Шотландия, Каталония, Фламандия). И если тоталитарные режимы готовы подавлять сепаратизм самыми кровавыми методами, то страны демократические могут быть вовлечены в длительные процедуры выработки консенсусных решений, снижающих эффективность управления и подавляющих политическую волю властных структур. Одновременно закладываются мины под принципы нераспространения ядерного оружия, коллективной безопасности, копенгагенских критериев свобод.
Сейчас, когда мир вступил в фазу турбулентности, когда картина мира меняется очень быстро, приводя к скачкообразным изменениям параметров, характеризующих техногенную, природную, финансовую и экономическую уязвимость глобального общества, особую цену приобретают правильные решения, которые принимаются быстро. Что касается быстроты реагирования, то авторитарные страны, имеют определенное преимущество перед государствами демократическими.
Если Запад сейчас уступит, то шантаж авантюристических режимов будет усиливаться и это будут завернутое в обертку защиты прав соотечественников стремление диктовать миру свои правила игры, например в борьбе за контроль над территориями, перспективными с точки зрения добычи энергоресурсов. Если же Запад не отойдет от своих ценностей, он рискует получить не только полномасштабную войну, в которой ему в отличие от России, есть что терять, но и глобальную техногенную катастрофу из-за насыщенности Европы потенциально-опасными объектами.
Создавшаяся ситуация послужила импульсом для обсуждения новых подходов, позволяющих существенно повысить эффективность принятия решений НАТО в условиях гибридных войн. Вспомним недавнюю статью З.Бжезинского с размышлениями на этот счет с акцентированием проблемы выработки адекватных ответов на вызовы текущего момента истории, учет бифуркационного характера этого момента.
Какие же меры, по повышению эффективности защиты критической инфраструктуры Европы, могут быть предложены? Это, прежде всего, интернационализация защиты потенциально опасных объектов.
Одним из наиболее парадоксальных следствий глобализации является возрастание уязвимости открытого общества к неожиданным техногенным катастрофам, росту социальной напряженности, атакам террористов. Демократические страны превратилось в незащищенную мишень из-за возросшей технической и информационной способности малых групп и индивидуумов приносить серьезный, а иногда и невозместимый ущерб обществу посредством терактов (особую угрозу по своим последствиям представляют биологический и экологический терроризм). Гибридные войны создают принципиально новый тип угроз, когда силы тоталитаризма через механизмы демократии пытаются подрывать ее основы. Рост масштаба глобальных мега угроз (атомных, молекулярных, генетических, химических, ментальных, экологических) и возможного ущерба от них даже в регионах, которые географически находятся на больших расстояниях от места катастроф, требует создания интернациональных подразделений защиты критической инфраструктуры Европы. НАТО следует расширить ее охрану на страны, являющиеся партнерами Альянса, прежде всего на Украину. Это может быть оснащение критической инфраструктуры, различными телекоммуникационными устройствами, позволяющими спутниковое слежение за ее безопасностью в режиме on-line; использование беспилотных летательных аппаратов НАТО; введение хорошо обученных парамилитарных соединений, типа «голубых касок ООН» непосредственно на потенциально опасные объекты, аварии на которых могут нести потенциальную угрозу всей Европе.
Путь вступления Украины в НАТО будет долгим и нелегким. Да и само НАТО не выработало еще эффективных механизмов реагирования на угрозы гибридных войн, когда не армады танков, судов и самолетов нарушает суверенное пространство государств, а идет ползучая инфильтрация хорошо вооруженных «зеленых человечков», которые смешиваются с пятой колонной на местах. Будет ли эффективной в этих условиях пятая статья устава НАТО, гарантирующая защиту любого члена НАТО в случае военной агрессии? Большой вопрос. Одним из ответов НАТО, выработанных на саммите в Уэльсе, стала передислокация войск членов Альянса на проблемные территории Польши и Прибалтики, которая осуществляется на ротационной основе.
Интернационализация защиты критической инфраструктуры Европы может быть другим ответом на вызовы гибридных войн. Что мешает Украине, не вступая НАТО, заключить с Альянсом соглашение о совместной защите от террористов критической инфраструктуры (атомные станции, газо - и нефтепроводы, химические производства и т.д.), нарушение в работе которых несет угрозу всей Европе.
Якщо Ви помітили орфографічну помилку, виділіть її мишею і натисніть Ctrl+Enter.
Останні записи
- Чому керівники перевантажені: ключові помилки делегування та як їх усунути Олександр Скнар 09:52
- Мікро-ритуали для підтримки команди: маленькі кроки великої стійкості Тетяна Кравченюк вчора о 17:16
- Вихід власника з операційки: розділення стратегії та тактики для кратного росту маржі Олександр Висоцький вчора о 15:06
- Арешт майна: коли держава заходить у двері бізнесу Анна Ігнатенко вчора о 12:17
- Енергоконтракти осені 2025: як умови постачання стали фінансовим ризиком для бізнесу Ростислав Никітенко вчора о 10:23
- Аннушка вже розлила масло: чому "Міндічгейт" – точка неповернення Дана Ярова вчора о 00:47
- Що означає новий статус у Резерв+ та коли він з’являється у військовозобов’язаних Віталій Соловей вчора о 00:10
- Повернення анонімності: покоління Z перетворює цифрову ідентичність Христина Кухарук 16.11.2025 17:53
- Як створити робочий простір, що знижує стрес і допомагає відновленню Олександр Скнар 14.11.2025 11:27
- Коли ви "засновник" фіктивного ТОВ, про яке навіть не чули: алгоритм дій Андрій Лотиш 14.11.2025 11:25
- Ринок грантів і фандрейзингу у 2026: конкуренція зростає, правила гри змінюються Олександра Смілянець 14.11.2025 11:18
- Відставка міністрів і санкції: чи це реальні дії чи театр для суспільства Дана Ярова 14.11.2025 10:00
- Чи можливо мобілізувати особу під час розгляду заяви на відстрочку? Віталій Соловей 13.11.2025 22:58
- Відстрочка від мобілізації для догляду за родичами: кого і за яких умов це стосується Віра Тарасенко 13.11.2025 22:25
- Після 40: як жінки обирають зрілих чоловіків, а не пристрасть і шоу Людмила Євсєєнко 13.11.2025 21:05
Топ за тиждень
- Після 40: як жінки обирають зрілих чоловіків, а не пристрасть і шоу 841
- Принцип суперпозиції: чи буде відновлено довіру між кандидатами та ВККС? 529
- Корупційне правопорушення та правопорушення, пов’язане з корупцією: в чому різниця? 303
- Що означає новий статус у Резерв+ та коли він з’являється у військовозобов’язаних 214
- Від небесної війни до суверенного захисту: теологічне обґрунтування права на оборону 201
Популярне
-
Операція "Мідас". Встановити походження доларів у пачках ФРС виявилося неможливим
Фінанси 25030
-
Україна може отримати близько 100 літаків Rafale. Як працює ця "пташка"
Технології 24878
-
"Це не слабкість, а симптом": чому з’являється безсоння, як заснути та чи допоможе CBD
Життя 21002
-
Tax Gap, 17 млрд грн ПДВ і перевірки по-новому – інтерв’ю з головою Податкової служби
Бізнес 1884
-
ДПС запустила автоматичне стягнення податкового боргу "кнопочкою"
Фінанси 1615
Контакти
E-mail: [email protected]
