Парниковый газ как товар
Украинские специалисты разрабатывают экономический механизм для защиты от изменений климата
Последствия глобального потепления
В конце февраля парламент одобрил в первом чтении законопроект «Об основах мониторинга, отчетности и верификации выбросов парниковых газов». Документ открывает путь к созданию в Украине рынка торговли квотами на выброс парниковых газов. Создание такой системы – часть имплементации норм европейского законодательства в нашей стране в соответствии с подписанным Соглашением об ассоциации с ЕС. Украина обязалась выполнить, в том числе, директивы ЕС об установлении схемы торговли выбросами парниковых газов и создании системы мониторинга, отчетности, осуществления проверок, а также процедуры консультаций с общественностью.
Страна может получить эффективный экономический механизм регулирования объема вредных выбросов – и в этом заинтересованы и государство, и бизнес, и общество. В предыдущем году основные страны-подписанты Парижского соглашения (международного климатического соглашения, пришедшего на смену Киотскому протоколу в 2015 г.) заявили об усилении собственных обязательств по сокращению выбросов до 2030 года. Не стала исключением и Украина: в Министерстве экологии и природных ресурсов обещают до лета нынешнего года выполнить расчеты для обновленного вклада страны в климатическое соглашение.
Потенциал для этого имеется: Украина обязалась сократить объем выбросов углекислого газа до 60% от уровня 1990 года. Для достижения поставленных целей и выполнения международных обязательств правительство разработало Стратегию низкоуглеродного развития, в основу которой положена концепция отделения экономического развития от увеличения выбросов.
Фактический уровень выбросов в 2015 г., когда было подписано Парижское соглашение, составлял 32%. Из-за резкого падения объемов производства после развала Советского Союза и закрытия энергоемких и устаревших предприятий в 90-х годах прошлого столетия Украина имеет достаточный «запас» для увеличения выбросов, что позволяло в свое время вести торговлю квотами на выбросы парниковых газов в соответствии с механизмом «Киотского протокола».
В то же время, и общественность, и эксперты уверены: Украина обязана добиваться снижения объема выбросов и модернизировать экономику в этом направлении.
«Украина должна поставить цель по сокращению выбросов парниковых газов, принять на национальном уровне политику перехода энергетического сектора на 100% возобновляемых источников энергии до 2050 года и уже сейчас начать готовить меры по адаптации к изменениям климата как на государственном, так и на локальном уровнях», – заявила советница Украинской Климатической Сети София Садогурская в начале нынешнего года во время презентации результатов исследования о последствиях глобального потепления.
Такую позицию разделяет и министр экологии Остап Семерак. «Время осознать, что климатическая политика - это не только пламенные выступления со всех мировых сцен или лозунги, а целиком конкретные меры по модернизации всех секторов экономики», – считает министр. Такими мерами являются использование возобновляемых источников энергии, внедрение мер по энергоэффективности и энергосбережению, модернизация энергосетей и транспортной инфраструктуры.
Стимулирование снижения выбросов – вопрос дискуссионный
И если идеология экологической политики ни у кого не вызывает споров, то реализация механизма стимулирования снижения выбросов – вопрос дискуссионный. Отдельные украинские предприятия горно-металлургического комплекса, например, Запорожсталь, начали внедрять систему мониторинга, отчетности и верификации выбросов парниковых газов. Таким образом, компании рассчитывают подготовиться к работе на рынке торговли квотами.
В то же время, с 2019 г. в 25 раз возросли платежи за выбросы СО2 для промышленных предприятий. Все это – часть мер по сокращению выбросов, влияющих на климат. Но квоты и экологический налог – два разных механизма. Повышение платы за выбросы углекислого газа уже вызвало критику промышленников и представителей местного самоуправления в индустриальных городах. Ведь значительная часть собранных сумм перечисляется в госбюджет, а не расходуется на экологические мероприятия на территориях, где расположены предприятия.
Но экологический налог касается всех без исключения загрязнителей, тогда как торговля квотами может быть уделом немногих. «Украине со временем придется сделать выбор: либо оставить только один из механизмов (квоты или налог), либо по европейскому примеру разделить предприятия на участников системы торговли квотами и плательщиков экологического налога», – считает экономист Андрей Глущенко.
Если до конца года система торговли квотами будет узаконена и подкреплена подзаконными актами, бизнес сможет планировать свою деятельность с учетом новых правил. Это позволит реализовать стратегию снижения выбросов как на государственном, так и на местном уровнях.
- Бізнес, статус і подарунки без шансів: як історія родини все ще може здивувати Олександр Карташов вчора о 20:02
- Коли лідер вигорів, але продовжує керувати: тиха криза в кабінеті СЕО Юлія Буневич вчора о 19:16
- Захист прав військовозобов’язаних і військових: головні проблеми воєнного стану Наталія Павловська вчора о 18:14
- AidEx Geneva 2025: як змінюється гуманітарна допомога – і чому Україна вже попереду світу Галина Скіпальська вчора о 12:44
- Підвищення зарплат учителям має бути, але не ціною обмеження їхніх прав Лариса Білозір вчора о 12:43
- Росія оголосила гру S.T.A.L.K.E.R. 2 поза законом Євген Магда вчора о 09:55
- Невидимий азарт цифрового світу Михайло Зборовський 18.11.2025 12:03
- Чому керівники перевантажені: ключові помилки делегування та як їх усунути Олександр Скнар 18.11.2025 09:52
- Мікро-ритуали для підтримки команди: маленькі кроки великої стійкості Тетяна Кравченюк 17.11.2025 17:16
- Вихід власника з операційки: розділення стратегії та тактики для кратного росту маржі Олександр Висоцький 17.11.2025 15:06
- Арешт майна: коли держава заходить у двері бізнесу Анна Ігнатенко 17.11.2025 12:17
- Енергоконтракти осені 2025: як умови постачання стали фінансовим ризиком для бізнесу Ростислав Никітенко 17.11.2025 10:23
- Аннушка вже розлила масло: чому "Міндічгейт" – точка неповернення Дана Ярова 17.11.2025 00:47
- Що означає новий статус у Резерв+ та коли він з’являється у військовозобов’язаних Віталій Соловей 17.11.2025 00:10
- Повернення анонімності: покоління Z перетворює цифрову ідентичність Христина Кухарук 16.11.2025 17:53
- Росія оголосила гру S.T.A.L.K.E.R. 2 поза законом 2701
- Після 40: як жінки обирають зрілих чоловіків, а не пристрасть і шоу 891
- Принцип суперпозиції: чи буде відновлено довіру між кандидатами та ВККС? 557
- Що означає новий статус у Резерв+ та коли він з’являється у військовозобов’язаних 299
- Чи можливо мобілізувати особу під час розгляду заяви на відстрочку? 206
-
Головний прапор України приспустили: що сталося
Життя 117405
-
"Ампутація або смерть". Три висновки The Economist про скандал, що загрожує Україні
77610
-
Під Києвом знайшли підпільне виробництво. Вилучили 24 т пластівців і 200 000 консервів – фото
Бізнес 50439
-
Таємні переговори Трампа з Росією. Що відомо про новий план завершення війни – із 28 пунктів
17528
-
Через збій Cloudflare перестали працювати X, ChatGPT і українські сайти
Технології 10687
