Авторські блоги та коментарі до них відображають виключно точку зору їхніх авторів. Редакція ЛІГА.net може не поділяти думку авторів блогів.
07.12.2018 14:35

Гибридная экономическая война на Азове и ее последствия

Фундатор фінансово-аналітичного центру "Трансформація", Віцепрезидент АУБ, банкір

Блокирование азовских морских портов – напоминание о том, что в сегодняшнем бизнес-мире не бывает незыблемых конкурентных преимуществ.

Мариупольский и Бердянский морские торговые порты перешли на четырехдневную рабочую неделю.  Вынужденное решение принято в результате блокирования и искусственной задержки Россией прохождения судов через Керчь-Еникальский канал. Каким образом такие действия отразятся не только на двух предприятиях, но и на экономической ситуации в Украине в целом?

По словам руководителя Администрации морских портов Украины Райвиса Вецкаганса, за пять лет из-за военных действий на Донбассе, строительства моста через Керченский пролив и безосновательных задержек судов со стороны России, порты Мариуполь и Бердянск уменьшили объемы перевалки почти вдвое — до 8,9 млн. тонн. Поэтому нельзя сказать, что блокада Азова стала полной неожиданностью для отечественных экспортеров.

Итоги работы украинских портов за 10 месяцев 2018 года свидетельствуют: металлургические комбинаты, традиционно ориентированные на порт Мариуполь, уже перевели часть экспортных потоков в порты Одесской области. Если Мариупольский морской торговый порт снизил объем переработки черных металлов до 3,588 млн. тонн (98,3% от уровня за аналогичный  период пришлого года), то экспорт металлопродукции через морской порт «Южный» увеличился до 2, 218 млн. тонн – в 3,3 раза больше прошлогоднего объема.

Экспортеры металла встревожились еще год назад, с первыми попытками РФ ограничить прохождение судов или их параметры. После завершения строительства Керченского моста в Азовское море не могут заходить крупногабаритные суда: а именно такие плавсредства обеспечивали 43% грузооборота Мариупольского порта. Чтобы восполнить потери объемов, на предприятии сооружают новый зерновой терминал.

Продукция сельского хозяйства и черные металлы – две отрасли, обеспечивающие наибольшие валютные поступления. По данным Государственной службы статистики, за 9 месяцев этого года Украина экспортировала продукции растениеводства (главным образом зерна и семян подсолнечника) на 6,6 млрд. долларов, масла и жиров – на 3,2 млрд. долларов. За этот же период за рубеж оправлено черных металлов на сумму 7,7 млрд. долларов.

В совокупности указанные позиции составляют половину общего объема украинского экспорта. И любые ограничения для прохождения судов в порты и из портов на Азове – это экономические потери для страны, а не только для частного бизнеса. В Министерстве инфраструктуры отмечают: с 2014 года потери Украины из-за блокирования и задержек кораблей в Азовском море составили 6 млрд. грн.

Урегулирование ситуации, безусловно, потребует значительных политических, дипломатических и юридических усилий. В то же время бизнес и правительство пытаются минимизировать негативные последствия «гибридной экономической войны». И важно, чтобы мы все вынесли из этого конфликта не только уроки, но и желание действовать.

Блокирование азовских морских портов – напоминание о том, что в сегодняшнем бизнес-мире не бывает незыблемых конкурентных преимуществ. В том числе – преимуществ в виде географического положения, низкой себестоимости продукции или влияния на центры принятия решений.

В случае перевода экспортных грузов в порты на Черном море компании будут нести дополнительные расходы, что скажется на себестоимости продукции и на конечной цене. Кроме того, уход иностранных партнеров из украинских портов на Азове негативно повлиет на состояние отрасли в целом и на репутацию Украины как морской державы и страны-транзитера.

Быстрых  и готовых ответов на такие вызовы не существует. Сложившаяся ситуация должна стать толчком для пересмотра инфраструктуры страны, для создания новых логистических цепочек и маршрутов. Причем с двумя-тремя запасными вариантами: как показали события последних нескольких лет, разрыв привычного железнодорожного или автомобильного сообщения сильно снижает инвестиционную привлекательность регионов и ставит под вопрос перспективы местного бизнеса.

В перспективе в структуре украинской экономики доля продукции с высокой добавленной стоимостью должна с каждым годом увеличиваться. Нам необходимо стремиться экспортировать не чугун или металлозаготовки, а готовые станки, приборы, самолеты, бытовую технику. Готовые продукты, а не только сырье. Такая структура экспорта плюс диверсификация рынков сбыта помогут нейтрализовать последствия агрессивных действий по отношению к украинскому бизнесу.

Відправити:
Якщо Ви помітили орфографічну помилку, виділіть її мишею і натисніть Ctrl+Enter.
Останні записи