"Кадры решают все, а не кобылы и машины". Оригинал речи Сталина в 1935 г.
Откуда пошло известное выражение "Кадры решают все", актуальное, как всегда.
«Кадры решают все».
Речь Сталина перед выпускниками военных академий 4 мая 1935 года
Товарищи!
Нельзя отрицать, что за последнее время мы имели большие успехи как в областистроительства, так и в области управления. В связи с этим слишком много говоряту нас о заслугах руководителей, о заслугах вождей. Им приписывают все, почтивсе наши достижения. Это, конечно, неверно и неправильно. Дело не только ввождях. Но не об этом я хотел бы говорить сегодня. Я хотел бы сказать несколькослов о кадрах, о наших кадрах вообще и в частности о кадрах нашей КраснойАрмии.
Вы знаете, что мы получили в наследство от старого времени отсталуютехнически и полунищую, разоренную страну. Разоренная четырьмя годамиимпериалистической войны, повторно разоренная тремя годами гражданской войны,страна с полуграмотным населением, с низкой техникой, с отдельными оазисамипромышленности, тонувшими среди моря мельчайших крестьянских хозяйств, - воткакую страну получили мы в наследство от прошлого.
Задача состояла в том, чтобы эту страну перевести с рельс средневековья итемноты на рельсы современной индустрии и машинизированного сельскогохозяйства. Задача, как видите, серьезная и трудная. Вопрос стоял так: ЛИБО мыэту задачу разрешим в кратчайший срок и укрепим в нашей стране социализм, ЛИБОмы ее не разрешим, и тогда наша страна - слабая технически и темная вкультурном отношении - растеряет свою независимость и превратится в объект игрыимпериалистических держав.
Наша страна переживала тогда период жесточайшего голода в области техники.Не хватало машин для индустрии. Не было машин для сельского хозяйства. Не быломашин для транспорта. Не было той элементарной технической базы, без чегонемыслимо индустриальное преобразование страны. Были только отдельныепредпосылки для создания такой базы. Надо было создать первоклассную индустрию.Надо было направить эту индустрию на то, чтобы она была способна реорганизоватьтехнически не только промышленность, но и сельское хозяйство, но и нашжелезнодорожный транспорт. А для этого надо было пойти на жертвы и навести вовсем жесточайшую экономию, надо было экономить и на питании, и на школах, и намануфактуре, чтобы накопить необходимые средства для создания индустрии.Другого пути для изживания голода в области техники не было. Так учил нас Ленин,и мы шли в этом деле по стопам Ленина.
Понятно, что в таком большом и трудном деле нельзя было ждать сплошных ибыстрых успехов. В таком деле успехи могут обозначиться лишь спустя нескольколет. Необходимо было поэтому вооружиться крепкими нервами, большевистскойвыдержкой и упорным терпением, чтобы преодолеть первые неудачи и неуклонно идтивперед к великой цели, не допуская колебаний и неуверенности в своих рядах.
Вы знаете, что мы вели это дело таким именно образом. Но не у всех нашихтоварищей хватило нервов, терпенья и выдержки. Среди наших товарищей нашлисьлюди, которые после первых же затруднений стали звать к отступлению. Говорят,что "кто старое помянет, тому глаз вон". Это, конечно, верно. Но учеловека имеется память, и невольно вспоминаешь о прошлом при подведении итоговнашей работы. Так вот, были у нас товарищи, которые испугались трудностей истали звать партию к отступлению. Они говорили: "Что нам вашаиндустриализация и коллективизация, машины, черная металлургия, тракторы,комбайны, автомобили? Дали бы лучше побольше мануфактуры, купили бы лучшепобольше сырья для производства ширпотреба и побольше бы давали населению всехтех мелочей, чем красен быт людей. Создание индустрии при нашей отсталости, даеще первоклассной индустрии - опасная мечта".
Конечно, мы могли бы 3 миллиарда рублей валюты, добытых путем жесточайшейэкономии и истраченных на создание нашей индустрии, - мы могли бы их обратитьна импорт сырья и усиление производства предметов широкого потребления. Этотоже своего рода "план". Но при таком "плане" мы не имелибы ни металлургии, ни машиностроения, ни тракторов и автомобилей, ни авиации итанков. Мы оказались бы безоружными перед внешними врагами. Мы подорвали быосновы социализма в нашей стране. Мы оказались бы в плену у буржуазиивнутренней и внешней.
Очевидно, надо было выбирать между двумя планами: между планом отступления,который вел и не мог не вести к поражению социализма, и планом наступления,который вел и, как знаете, уже привел к победе социализма в нашей стране.
Мы выбрали план наступления и пошли вперед по ленинскому пути, оттерев назадэтих товарищей как людей, которые видели кое-как только у себя под носом, нозакрывали глаза на ближайшее будущее нашей страны, на будущее социализма внашей стране.
Но эти товарищи не всегда ограничивались критикой и пассивнымсопротивлением. Они угрожали нам поднятием восстания в партии противЦентрального Комитета. Более того: они угрожали кое-кому из нас пулями. Видимо,они рассчитывали запугать нас и заставить нас свернуть с ленинского пути. Этилюди, очевидно, забыли, что мы, большевики, - люди особого покроя. Они забыли,что большевиков не запугаешь ни трудностями, ни угрозами. Они забыли, что насковал великий Ленин, наш вождь, наш учитель, наш отец, который не знал и не признавалстраха в борьбе. Они забыли, что чем сильнее беснуются враги и чем большевпадают в истерику противники внутри партии, тем больше накаляются большевикидля новой борьбы и тем стремительней двигаются они вперед.
Понятно, что мы и не думали сворачивать с ленинского пути. Более того,укрепившись на этом пути, мы еще стремительнее пошли вперед, сметая с дорогивсе и всякие препятствия. Правда, нам пришлось при этом по пути помять бокакое-кому из этих товарищей. Но с этим уж ничего не поделаешь. Должен признаться,что я тоже приложил руку к этому делу.
Да, товарищи, мы пошли уверенно и стремительно по пути индустриализации иколлективизации нашей страны. И теперь этот путь можно считать уже пройденным.
Теперь уже все признают, что мы добились на этом пути громадных успехов.Теперь все признают, что мы имеем уже мощную и первоклассную промышленность,мощное и механизированное сельское хозяйство, развертывающийся и идущий в горутранспорт, организованную и прекрасно оснащенную Красную Армию.
Это значит, что мы изжили уже в основном период голода в области техники.
Но изжив период голода в области техники, мы вступили в новый период, впериод, я бы сказал, голода в области людей, в области кадров, в областиработников, умеющих оседлать технику и двинуть ее вперед. Дело в том, что у насесть фабрики, заводы, колхозы, совхозы, армия, есть техника для всего этогодела, но не хватает людей, имеющих достаточный опыт, необходимый для того,чтобы выжать из техники максимум того, что можно из нее выжать. Раньше мыговорили, что "техника решает все". Этот лозунг помог нам в томотношении, что мы ликвидировали голод в области техники и создали широчайшуютехническую базу во всех отраслях деятельности для вооружения наших людейпервоклассной техникой. Это очень хорошо. Но этого далеко и далеконедостаточно.
Чтобы привести технику в движение и использовать ее до дна, нужны люди,овладевшие техникой, нужны кадры, способные освоить и использовать эту техникупо всем правилам искусства.
Техника без людей, овладевших техникой, мертва. Техника во главе с людьми,овладевшими техникой, может и должна дать чудеса. Если бы на нашихпервоклассных заводах и фабриках, в наших колхозах и совхозах, в нашей КраснойАрмии имелось достаточное количество кадров, способных оседлать эту технику,страна наша получила бы эффекта втрое и вчетверо больше, чем она теперь имеет.
Вот почему упор должен быть сделан теперь на людях, на кадрах, наработниках, овладевших техникой.
Вот почему старый лозунг "техника решает все", являющийсяотражением уже пройденного периода, когда у нас был голод в области техники,должен быть теперь заменен новым лозунгом, лозунгом о том, что "кадрырешают все" .
В этом теперь главное.
Можно ли сказать, что наши люди поняли и осознали полностью великое значениеэтого нового лозунга? Я бы этого не сказал.
В противном случае мы бы не имели того безобразного отношения к людям, ккадрам, к работникам, которое наблюдаем нередко в нашей практике.
Лозунг "кадры решают все" требует, чтобы наши руководители проявлялисамое заботливое отношение к нашим работникам, к "малым" и"большим", в какой бы области они ни работали, выращивали ихзаботливо, помогали им, когда они нуждаются в поддержке, поощряли их, когда онипоказывают первые успехи, выдвигали их вперед и т.д.
А между тем на деле мы имеем в целом ряде случаев фактыбездушно-бюрократического и прямо безобразного отношения к работникам.
Этим, собственно, и объясняется, что вместо того, чтобы изучать людей итолько после изучения ставить их на посты, нередко швыряются людьми, какпешками. Ценить машины и рапортовать о том, сколько у нас имеется техники назаводах и фабриках, научились. Но я не знаю ни одного случая, где бы с такой жеохотой рапортовали о том, сколько людей мы вырастили за такой-то период и какмы помогали людям в том, чтобы они росли и закалялись в работе. Чем этообъясняется? Объясняется это тем, что у нас не научились еще ценить людей,ценить работников, ценить кадры.
Я вспоминаю случай в Сибири, где я был одно время в ссылке. Дело быловесной, во время половодья. Человек тридцать ушло на реку ловить лес, унесенныйразбушевавшейся громадной рекой. К вечеру вернулись они в деревню, но безодного товарища. На вопрос о том, где же тридцатый, они равнодушно ответили,что тридцатый "остался там". На мой вопрос: "Как же так,остался?" - они с тем же равнодушием ответили: "Чего ж там ещеспрашивать, утонул, стало быть". И тут же один из них стал торопитьсякуда-то, заявив, что "надо бы пойти кобылу напоить".
На мой упрек, что они скотину жалеют больше, чем людей, один из них ответилпри общем одобрении остальных: "Что ж нам жалеть их, людей-то? Людей мызавсегда сделать можем, а вот кобылу... попробуй-ка сделать кобылу". Вотвам штрих, может быть, малозначительный, но очень характерный. Мне кажется, чторавнодушное отношение некоторых наших руководителей к людям, к кадрам инеумение ценить людей является пережитком того странного отношения людей клюдям, которое сказалось в только что рассказанном эпизоде в далекой Сибири.
Так вот, товарищи, если мы хотим изжить с успехом голод в области людей идобиться того, чтобы наша страна имела достаточное количество кадров, способныхдвигать вперед технику и пустить ее в действие, мы должны прежде всегонаучиться ценить людей, ценить кадры, ценить каждого работника, способногопринести пользу нашему общему делу. Надо, наконец, понять, что из всех ценныхкапиталов, имеющихся в мире, самым ценным и самым решающим капиталом являютсялюди, кадры.
Надо понять, что при наших нынешних условиях "кадры решают все" .
Будут у нас хорошие и многочисленные кадры в промышленности, в сельскомхозяйстве, на транспорте, в армии, наша страна будет непобедима.
Не будет у нас таких кадров - будем хромать на обе ноги.
Заканчивая речь, разрешите провозгласить тост за здоровье и преуспеяниенаших академиков-выпускников по Красной Армии! Желаю им успеха в делеорганизации и руководства обороной нашей страны!
Товарищи! Вы окончили высшую школу и получили там первую закалку. Но школа -это только подготовительная ступень. Настоящая закалка кадров получается наживой работе, вне школы, на борьбе с трудностями, на преодолении трудностей.Помните, товарищи, что только те кадры хороши, которые не боятся трудностей,которые не прячутся от трудностей, а наоборот - идут навстречу трудностям длятого, чтобы преодолеть и ликвидировать их.
Только в борьбе с трудностями куются настоящие кадры. А если наша армиябудет иметь в достаточном количестве настоящие закаленные кадры, она будетнепобедима.
За ваше здоровье, товарищи!
Источник:
Невежин В.А. Застольныеречи Сталина: Документы и материалы.
- Строк нарахування 3 % річних від суми позики Євген Морозов 09:52
- Судовий захист при звернені стягнення на предмет іпотеки, якщо таке майно не відчужено Євген Морозов вчора о 13:02
- Система обліку немайнової шкоди: коли держава намагається залікувати невидимі рани війни Світлана Приймак вчора о 11:36
- Чому енергетичні та газові гіганти обирають Нідерланди чи Швейцарію для бізнесу Ростислав Никітенко вчора о 08:47
- 1000+ днів війни: чи достатньо покарати агрессора правовими засобами?! Дмитро Зенкін 21.11.2024 21:35
- Горизонтальний моніторинг як сучасний метод податкового контролю Юлія Мороз 21.11.2024 13:36
- Ієрархія протилежних правових висновків суду касаційної інстанції Євген Морозов 21.11.2024 12:39
- Чужий серед своїх: право голосу і місце в політиці іноземців у ЄС Дмитро Зенкін 20.11.2024 21:35
- Сталий розвиток рибного господарства: нові можливості для інвестицій в Україні Артем Чорноморов 20.11.2024 15:59
- Кремль тисне на рубильник Євген Магда 20.11.2024 15:55
- Судова реформа в контексті вимог ЄС: очищення від суддів-корупціонерів Світлана Приймак 20.11.2024 13:47
- Як автоматизувати процеси в бізнесі для швидкого зростання Даніелла Шихабутдінова 20.11.2024 13:20
- COP29 та План Перемоги. Як нашу стратегію зробити глобальною? Ксенія Оринчак 20.11.2024 11:17
- Ухвала про відмову у прийнятті зустрічного позову підлягає апеляційному оскарженню Євген Морозов 20.11.2024 10:35
- Репарації після Другої світової, як передбачення майбутнього: компенсації постраждалим Дмитро Зенкін 20.11.2024 00:50
-
Що вигідно банку – невигідно клієнту. Які наслідки відмови Monobank від Mastercard
Фінанси 22042
-
"Ситуація критична". У Кривому Розі 110 000 жителів залишаються без опалення
Бізнес 21289
-
Мінекономіки пояснило, як отримати 1000 грн єПідтримки, і порадило задонатити їх на ЗСУ
Фінанси 8480
-
Курс євро впав на 47 копійок: Який курс долара НБУ зафіксував на понеділок
Фінанси 8097
-
Як тренування в спортзалі можуть нашкодити: помилки початківців
Життя 7722