О бедном лоббисте замолвите слов. Часть 1.
В Киеве прошел первый Международный GR форум. Началось обсуждение ключевых вопросов организации цивилизованного взаимодействия власти и бизнеса.
В Киеве прошел первый Международный GRфорум. Началось обсуждение ключевых вопросов организациицивилизованного взаимодействия власти и бизнеса.
Среди вопросов которые дискутировались, ключевоеместо занимал такой: Нужен ли закон олоббизме? Некоторые мысли по этому поводу.
С точки зрения теории, вспомним принцип «НЕЗАПРЕЩЕННОЕ ЗАКОНОМ ДОЗВОЛЕНО». Исходя из него, закон есть совокупностьограничений действий некоторого субъекта регулирования. Ограничения могут носитзапретительный, предписывающий и пр.характер. Чья деятельность может выступать предметом регулирования подобногозакона? Их не так много, это фигуранты процесса лоббирования (нормотворчества,законотворчества). В первую очередь это лицо принимающее решение (ЛПР), которымможет выступать как отдельно взятый государственный деятель, такимиполномочиями наделенный (Президент), так и коллегиальный орган (Парламент, Кабинетминистров и пр.). Вторым фигурантом выступает заказчик лоббисткого проекта (содержаниемкоторого является введение новых, изменение или отмена действующих норм, либопротиводействие таковым введению, изменению или отмене). Заказчиком можетвыступать как народ в целом, так иотдельные группы влияния либо влиятельные лица, чьи интересы зависят отконфигурации правового поля. Ну и третьим фигурантом является собственнолоббист, лицо или организация, выступающее посредником между первыми двумя,обеспечивающее актуализацию запроса на изменение правового поля, его формализацию(формирование текста проекта соответствующего документа), подбор и согласование аргументационного ряда, обеспечениенеобходимого информационного контекста, формирование потенциала продвижения имного других функций.
Предполагаемый Закон должен что-то ограничить, нато он и закон. Сократить количество фигурантов нельзя, существование перечисленныхролей обусловлено сущностью процесса. Запретить ЛПР принимать нормотворческиеинициативы от кого- либо кроме лицензированных лоббистов? Это наиболеесооблазнительная идея из всех возможных. Первое, что сделает любой ЛПР, всемиправдами и неправдами получит под себя лоббисткую лицензию и получит легальныйисточник доходов, начнет официально продавать и перепродавать свое внимание ирасположение. Имеет ли такой подход какое либо отношение к становлениюпрофессионального лоббизма, гражданского общества, демократического государстваили хотя бы противодействию коррупции? Аналогичный подход будет место и состороны наиболее влиятельных заказчиков – в большинстве случаев их будутобслуживать собственные лоббисты.
С другой стороны, на сегодня деятельность лоббистовникак не ограничена, если не переходит в криминальное поле в результатеиспользования таких инструментов убеждения ЛПР как подкуп, шантаж, физическоенасилие и пр. Законотворческая инормотворческая процедура достаточно урегулирована, начиная от Конституции иРегламента ВР до регламентов работы отдельных министерств и ведомств, а такжесозданных при них органах взаимодействия с обществом. На полученные доходы отлоббисткой деятельности также несложно легализовать в налоговом плане, онавполне вписывается в многоликую консультационную деятельность.
Есть мнение что закон о лоббизме поможет создатьрынок соответствующих услуг, а если точнее – даст возможность попасть на неготем, кто сейчас такой возможности не имеет.
Это распространенное и многократно проверенноезаблуждение.
- Що чекає українську переробну промисловість та перспективи Кіровоградщини Юлія Мороз вчора о 16:10
- Водневі ініціативи в Україні: роль адвокації та GR у розбудові майбутньої енергетики Олексій Гнатенко вчора о 12:35
- Ваші гроші, ваше майбутнє: чому важливо перемогти фінансові злочини в державному секторі Акім Кібновський 13.08.2025 21:38
- 60 днів до межі: чому ротація рятує життя і фронт Віктор Плахута 13.08.2025 12:46
- Чого чекати від 15 серпня? Олександр Скнар 13.08.2025 09:03
- Дистанційне управління бізнесом: приховані загрози та мільйонні втрати Артем Ковбель 12.08.2025 23:15
- Небезпечний Uncapped SAFE Note: що це таке і як інвестору не потрапити в пастку Роман Бєлік 12.08.2025 18:30
- Тіньова імперія Telegram: як право і держава приборкують анонімну свободу Дмитро Зенкін 12.08.2025 14:58
- Гра за правилами: чому відповідальність – це основа гемблінг-індустрії Михайло Зборовський 12.08.2025 12:30
- Перемовини США та рф приречені Ігор Шевченко 12.08.2025 12:27
- Зберегти код нації: особистий досвід гуцулки про українську ідентичність за кордоном Наталія Павлючок 12.08.2025 11:22
- Ваш генератор може заробляти Ростислав Никітенко 12.08.2025 10:14
- Базовая военная подготовка в вузах: права студентов и последствия отказа Віра Тарасенко 11.08.2025 22:18
- Порівняння податкових навантажень: Велика Британія vs Кіпр для IT-компаній і фрілансерів Дарина Халатьян 11.08.2025 17:41
- Енергія хорошої пам'яті Євген Магда 11.08.2025 17:20
-
Вкладник намагався відсудити у ПриватБанку 3 млрд євро за депозит 1995 року
Фінанси 25916
-
У "маркетплейсі дронів" DOT-Chain Defence виконали перші замовлення
оновлено Бізнес 7892
-
Гетманцев: Рада не планує ухвалювати закон щодо крипторезерву, НБУ проти
Фінанси 6262
-
Галина Ободець: "Українське походження товару – ще не гарантія успіху на полиці"
Новини компаній 4581
-
Шмигаль терміново зв'язався з главою Rheinmetall після його скарг на бюрократію в Україні
Бізнес 4206