Возмещение за смерть украинца в африканском небе
В африканской стране Конго насмерть разбился гражданин Украины.
В африканской стране Конго насмерть разбился гражданин Украины. Речь идёт не о ДТП и не о несчастном случае на производстве. Летальный исход наступил после падения самолёта, членом экипажа которого был наш соотечественник. Причины гибели «самого безопасного вида транспорта» до сих пор не выяснены. То ли неисправность грузового самолёта, времён СССР. То ли неблагоприятные погодные условия. На момент приземления машины лил сильный дождь и дул боковой ветер. Как бы то ни было, самолёт врезался в жилые здания. Произошло возгорание. В прессе стали мелькать заголовки о гибели «конголезского» самолёта, об отсутствии виновных в случившемся. А вопрос о компенсации для семьи погибшего гражданина Украины и вовсе был сведён на нет. Хотя самолёты действительно падают реже, чем сталкиваются автомобили в ДТП, прецедент достаточно показательный. Особенно для тех украинцев, которые по долгу службы либо по причине деловой или туристической поездки находятся на борту самолётов иностранных авиакомпаний.
Возникает вопрос о правовых основаниях для возмещения физического ущерба или смерти кормильца в подобных случаях. Ведь Украина до сих пор не присоединилась к конвенциям МОТ, ИКАО и другим документам международного права, которые предоставляют механизм компенсации. Инцидент произошёл на территории африканской страны, где не применимы нормы европейского права.
Было бы именно так, если бы украинец работал на африканскую авиакомпанию. Разбившийся самолёт являлся собственностью армянской авиакомпании. Как и Украина, Армения является членом Совета Европы. Поэтому вполне применимы нормы европейского права в качестве основания для получения украинской семьёй компенсации.
В нашем случае имеют силу положения Резолюции 75(5) Совета Европы о компенсации за физический ущерб или смерть, которая отсылает к нормам национального права. В соответствие с резолюцией, в случае смерти потерпевшего в результате физического ущерба, компенсацию обязано выплатить то лицо под ответственностью которого находился погибший. В нашем случае речь идёт о юридическом лице, которым является армянская авиакомпания. В соответствие с положениями трудового договора, авиакомпания брала на себя ответственность за жизнь и здоровье украинца. С юридической точки зрения это и есть ответственность работодателя за своего работника.
Резолюция гласит о том, что в зависимости от положений национального законодательства компенсация может выплачиваться в виде постоянной пенсии либо однократной выплаты. Закон Украины «Об общеобязательном государственном социальном страховании от несчастного случая на производстве и профессионального заболевания, которые повлекли потерю работоспособности» предполагает денежные выплаты в случае потери кормильца, для нетрудоспособных членов семьи, жены и детей до 16 лет.
Согласно Гражданскому кодексу Украины гласит о том, что в случае ущерба нанесённого источником повышенной опасности, компенсацию обязан платить его владелец. Источником повышенной опасности является деятельность, связанная с эксплуатацией транспортных средств. Украинец погиб в процессе эксплуатации самолёта принадлежащего авиакомпании. Это ещё раз подчёркивает обязанность работодателя выплатить компенсацию.
Ответственность работодателя за возмещение смерти кормильца семье разбившегося украинца очевидна. Но может возникнуть ряд затруднительных моментов в определении размера компенсации. Дело в том, что в Резолюции 75(5) прописывается возможность изменения размера компенсации в силу обстоятельств. Поскольку причина аварии до сих пор не ясна уменьшение размера компенсации авиакомпания может списать на неблагоприятные погодные условия. В данном случае это форс-мажор. Хотя возраст и техническое состояние самолёта оставляли желать лучшее. Но это уже забота квалифицированных специалистов и экспертов, которые смогут определить настоящую причину аварии. А основания для выплаты компенсации уже имеются.
- Gaming в Онтаріо, або як Операторам успішно отримати ліцензію Ольга Ярмолюк 17:48
- Аудити безпеки в громадах: інноваційна методика для громад Галина Скіпальська 14:22
- Що приховала влада у державному бюджеті 2024 року? Любов Шпак 13:05
- "Гостомельська пастка" для місцевого самоврядування Володимир Горковенко 10:25
- Топ 5 податкових порушень у 2025 році Сергій Пагер 08:57
- Як почути майбутнє? Молодь, офлайн-спілкування і роль дорослих Олексій Сагайдак вчора о 15:49
- Секс під час війни: про що мовчать, але переживають тисячі Юлія Буневич вчора о 14:04
- Крутити корупційні схеми на загиблих – це за межею моралі Володимир Горковенко вчора о 10:13
- Україна: 68 місце за якістю життя і 87 за зарплатами – сигнал для реформ Христина Кухарук 18.05.2025 17:58
- Вибір, як ключовий квант життя Алла Заднепровська 18.05.2025 13:44
- Пристань для Ocean-у Євген Магда 16.05.2025 18:32
- Регламентування та корпоративні політики для електронного документообігу Олександр Вернигора 16.05.2025 17:15
- Покроковий алгоритм бронювання військовозобов’язаних працівників Сергій Пагер 16.05.2025 12:23
- Зупинити СВАМ – завдання стратегічного значення Євген Магда 15.05.2025 18:32
- Бізнес у пастці кримінального процесу: хто вимкне світло? Богдан Глядик 15.05.2025 18:26
-
Що змінило хід виборів у Румунії і який урок з них має винести Україна
Думка 9972
-
Новий формат переговорів. Про що Трамп дві години говорив з Путіним
9057
-
Зеленський-2025 проти зразка 2019 року. Як шість років та війна змінили президента України
3650
-
Власник вареничних "Балувана Галя" знову судитиметься із мережею "Галя Балувана"
Бізнес 3526
-
Експорт оборонних технологій: Україна має жорстко захищати свої розробки
Думка 3269