Дилемма отечественного образования
Проблема реформы образования назрела давно. Больше всего это ощущают выпускники ВУЗов, которые сталкиваются с необходимостью трудоустройства. Большинство из них получает первый опыт работы уже во время учёбы в университете. Но плохие новости ждут выпускник
Проблема реформыобразования назрела давно. Больше всего это ощущают выпускники ВУЗов, которыесталкиваются с необходимостью трудоустройства. Большинство из них получаетпервый опыт работы уже во время учёбы в университете. Но плохие новости ждутвыпускника, который надеется по окончанию ВУЗа найти работу по специальности,без минимального рабочего стажа да ещё и чтобы хорошо платили. Даже студентыбюджетной формы, которые по соглашению должны проработать 3 года на госструктурыпосле окончания ВУЗа, часто остаются брошенными на произвол судьбы. В чём жепричина такого положения вещей?
Есть несколькопричин. Во-первых, это неопределённость студента после выпуска. Это называется«кризис четвертого возраста», когда молодые люди сталкиваются с тем, что они невостребованы, как специалисты. Из-за этого многие выпускники идут работать непо специальности. А это, в свою очередь, влияет на профессиональное становлениебудущего специалиста.
Во-вторых,следует отметить нежелание работодателей трудоустраивать выпускников. Вроде бы онуже специалист, но ему не достаёт соответствующего опыта. И здесь – замкнутыйкруг: для трудоустройства нужен опыт, а без опыта работы выпускник не можеттрудоустроиться. Эта причина имеет много последствий. Из-за неё молодые люди,согласно опросам, не видят будущего в собственной стране, а каждый пятый украинецвозрастом до 24 лёт является безработным. Неудивительно, что на учёте в службезанятости больше половины безработных – это люди возрастом до 35 лет.
В Украине никтоне отслеживает спрос на специальности. ВУЗами в больших объемах производятсяспециалисты, которые были востребованы на рынке труда 10-15 лет назад. Раньшенам приходилось «гоняться» за молодыми юристами и экономистами, теперь жечувствуется явное перенасыщение специалистов в этих сферах.
Кроме того,вопросы вызывает сама классификация специальностей в ВУЗах. У нас учат постаринке, не пытаясь прогнозировать специальности, которые станут актуальными вбудущем. Следовательно, студенты вынуждены учится после окончания университетовна рабочем месте в течении нескольких лет. Это приводит, с одной стороны, кфинансовым потерям работодателя, а с другой стороны, к нивелированию диплома подтверждающегополучение высшего образования.
Но не стоит вешатьвсех собак на работодателей. Иногда в Государственной службе занятостипринимают заявления, удовлетворить которые невозможно. Некоторые выпускникисчитают, что благодаря одному лишь диплому они могут требовать от работодателявысокой заработной платы и хороших условий работы. К тому же для некоторыхобязательным является требование «престижности» профессии. Странно, но сейчаспрестижными остаются профессии менеджера, юриста, финансиста, бухгалтера, хотяпростые столяры, инженеры и сантехники более востребованы, иногда имеютзаработок гораздо выше.
Кроме названныхпроблем в трудоустройстве молодёжи есть ещё одна не менее важная. Собственно,она предопределяет всё вышеизложенное. Я говорю о коррупции в ВУЗах. Как можнодопускать саму возможность взяток при обучении?! Одна взятка может повлечь засобой не только быструю сдачу экзамена, но и отсутствие необходимых знаний успециалиста. Хотели бы вы, допустим, чтобы вас оперировал врач, который в своёвремя сдавал анатомию за деньги? Или, чтобы за движением цифр на ваших счетахследил бухгалтер, который в своё время закрыл бухгалтерский учёт с конвертом взачётке? Я думаю, ответ очевиден.
Проблемакоррупции затрагивает не только сферу трудоустройства молодёжи. Она влечёт засобой понижение уровня образования в качественном измерении. Мы уже не можемпохвастаться тем, что наших специалистов, кроме нескольких «некоммерческих»специальностей, забирают с руками и ногами за рубеж. Ситуация остаётсянеизменной с некоторыми техническими специальностями, но общая тенденция идёт кпонижению востребованости. При такой ситуации может быть оправдано нежеланиеработодателей сотрудничать с выпускниками.
Логичный вопрос:что же нам со всем этим делать?
Во-первых,главным заданием для всей Украины сейчас является сохранение еёинтеллектуального потенциала. Я хочу сказать, что нам нужно ввести механизмы попрекращению «утечки мозгов». Хорошей новостью в этом плане является проектзакона №10250 "Об обеспечении молодых специалистов первым рабочимместом". По нему работодатель, трудоустроивший молодого специалиста,освобождается от единого социального взноса. Подобные схемы взаимодействияработодателей с молодыми специалистами очень важны.
Во-вторых, отдельнойграфой следует прописать механизмы поддержки инициатив молодых специалистов,как это принято во всём мире. Так можно было бы упростить процедуру организациичастного предприятия для молодых выпускников и даже избавить данные предприятияна несколько лет от налогов. Эти меры не только помогли бы в трудоустройствемолодых специалистов, но и поддержали бы инициативы малого и среднего бизнеса.
Что касаетсякоррупции, то здесь нужно действовать чётко и бескомпромиссно. Допустим, можноорганизовать единое окно приёма заявлений по обнаруженным случаям коррупции вуниверситетах. Преподавателей или студентов, которые были замечены вкоррупционных схемах, следует увольнять и отчислять без права навосстановление. Только жёсткая политика в этой сфере может преодолеть проблему.
Кроме этого,госзаказ бюджетных мест в ВУЗах должен соответствовать требованиям времени. Вотсейчас в Киеве не хватает строителей и работников сферы IT-технологий. Значит, со следующего учебного года следуетувеличить госзаказ в Киевских ВУЗах именно по этим специальностям. Такжеследует проводить рекламу не только учебных заведений, но и специальностей.Киевские власти, например, могут вывешивать список стратегических профессий набудущие годы. Таким образом, новые абитуриенты смогут узнать о востребованностисвоей специальности не после окончания учёбы в ВУЗе, а до начала обучения.
- Крутити корупційні схеми на загиблих - це межею моралі... Володимир Горковенко 10:13
- Україна: 68 місце за якістю життя і 87 за зарплатами – сигнал для реформ Христина Кухарук вчора о 17:58
- Вибір, як ключовий квант життя Алла Заднепровська вчора о 13:44
- Пристань для Ocean-у Євген Магда 16.05.2025 18:32
- Регламентування та корпоративні політики для електронного документообігу Олександр Вернигора 16.05.2025 17:15
- Покроковий алгоритм бронювання військовозобов’язаних працівників Сергій Пагер 16.05.2025 12:23
- Зупинити СВАМ – завдання стратегічного значення Євген Магда 15.05.2025 18:32
- Бізнес у пастці кримінального процесу: хто вимкне світло? Богдан Глядик 15.05.2025 18:26
- Коли лікарі виходять на подіум – більше, ніж показ мод Павло Астахов 15.05.2025 15:21
- Пільгові перевезення автотранспортом: соціальне зобов’язання чи фінансовий тягар Альона Векліч 15.05.2025 13:52
- ПДФО на Мальті та в Україні... Хто платить більше? Олена Жукова 15.05.2025 13:49
- Изменения в оформлении отсрочки по уходу: новые требования к акту и справке Віра Тарасенко 15.05.2025 12:23
- Як втримати бізнес на плаву: ключові фінансові помилки та способи їх уникнути Любомир Паладійчук 15.05.2025 10:27
- 5 управлінських викликів для державних підприємств під час війни Дмитро Мирошниченко 15.05.2025 10:22
- Культ "хастлу" розсипається – і це добре Валерій Козлов 15.05.2025 10:15
-
Чим загрожує Україні Сіміон та які шанси Дана – п'ять фактів про вибори президента в Румунії
9428
-
На Тайвані зупинили останній атомний енергоблок
Бізнес 8389
-
Угорщина та Словаччина свідомо залежать від енергоносіїв з РФ, маючи альтернативу: звіт
Бізнес 5101
-
Бізнес-тиждень: Ринки слухають перемовини, Нафтогаз шукає газ, Євросоюз повертає мита
Бізнес 4975
-
Де дивитися фінал Євробачення-2025 і з ким змагатиметься Україна
Життя 4507