Украина становится угрозой для иностранных компаний
Основное ожидание украинского бизнеса от интеграции со странами ЕС - усиление торговых позиций в сфере экспортно-импортных операций.
Основное ожидание украинского бизнеса от интеграции со странами ЕС - усиление торговых позиций в сфере экспортно-импортных операций.
Достаточно сложно переоценить в нынешних условиях ведения бизнеса важность поступления информации о текущем положении операционной деятельности компании через мониторинг деятельности своих контрагентов, конкурентов или просто «доброжелателей».
И, конечно же, далеко не редки недобросовестное партнерство, мошенничество, иные негативные проявления в сфере бизнеса.
При работе с внешними рынками часто возникает вопрос применения специальных санкций, предусмотренных Законом Украины «О внешнеэкономической деятельности», за несоблюдение выполнения условий контрактов при ввозе товаров в Украину.
Нарушения
Нарушения могут быть разными, все зависит от реализации условий договора, или, как еще принято называть, «схемы». Классическими нарушениями в сфере внешней торговли согласно уголовному кодексу: уклонение служебных лиц компаний от возврата выручки в иностранной валюте в Украину, контрабанда, торговля товарами двойного назначения и другими специфическими товарами «серых» экспортеров.
Истории об использовании оффшорных фирм в «темную», когда, для предоставления легального вида операциям, подписывают контракты на реализацию указанной продукции в Грузию, а на самом деле продукция, пересекая таможенную границу Украины, через территорию Российской Федерации попадает на временно не контролируемую территорию, где после реализуется, будоражат новостные ленты.
Когда же именно применяются специальные санкции в порядке, предусмотренным Законом Украины «О внешнеэкономической деятельности», если описанных выше нарушений не существовало?
К таким относится завершение импортной поставки товаров на территорию Украины из других стран через границы временно оккупированных территорий. Именно такой способ ввоза подпадает под нарушение таможенных правил.
Таможенная граница Украины практически совпадает с государственной границей Украины. Наша страна не теряла унитарного статуса, а это значит, что суверенитет, устои и правила продолжают свое действие на территории с таким статусом. Временно оккупированная территория продолжает входить в состав Украины и остается частью государственной границы.
В дальнейшем подтверждение подобных деловых связей и сотрудничества иностранной компании (нерезидента) с национальными – аргумент для применения специальных санкций.
Применение санкций уполномоченным органом – своеобразная «лотерея». Она начинается от неоправданных требований к документам, поиска нарушения правил валютного контроля, расследований по вопросам контрабанды и в результате блокированию импортеров сжиженного топлива подразделениями СБУ.
В рейтинге по количеству обращений с вопросом применения санкций в МЕРТ к отдельным компаниям, безусловно лидируют ГФС и СБУ.
В результате таких обращений сотрудничество с компаниями нашей страны фактически приостанавливается на длительное время для импортеров.
Выясняя причины нарушений, компания тратит недели своего времени. Разница в том, что с ГФС возможно оценить и проанализировать причины обращения «на глаз» (нарушение сроков возврата валютной выручки). Но вот СБУ использует информацию под грифом «для службового користування». В таком случае, действительно сложно понять, в чем именно кроется нарушение, предусмотренное Законом Украины «О внешнеэкономической деятельности».
Практические меры и способы защиты
Наличие информации о том, что товар подлежит дальнейшей перепродаже или факты сотрудничества контрагентов с временно оккупированной территорией – это и есть «red flags». В таком случае, стоит полностью прекратить торговые операции до наступления «времени санкций».
Руководствуясь абзацем 14 ст. 37 Закона Украины «О внешнеэкономической деятельности», можно избежать выполнения уже примененных санкций в максимально быстрые сроки.
Включение положений в договор с лицами из «рисковых» стран о том, что товары поставляются исключительно для использования и/или продажи на территории соответствующей страны служат защитой. Подобные положения часто включают в базовые условия контрактов.
Отдельно стоит предусмотреть вариант дальнейшей перепродажи, когда через оформление непрямых сделок сторона–покупатель товара, гарантирует соблюдение всех таможенных формальностей страны, в которую выполняется поставка.
Покрыть убытки от примененных санкций – внести в договор отдельные оговорки или специальные разделы, жестко «запаркованные» в стандартный проект договора. Фактически ваш список «must do» должен состоять из условий применения к стороне заключенного контракта различных финансовых штрафов или требований о возмещении вреда, нанесенного в результате их несоблюдения.
Р.S.
На момент подготовки материала Министерством экономического развития и торговли Украины обнародован проект закона «О внесении изменений в Закон Украины «О внешнеэкономической деятельности».
Разумной либеризации всем...
- Поки ППО в дорозі — шахед вже у вікні Дана Ярова 19:14
- Тренди корпоративної міграції у 2025 році: чому підприємці обирають Кіпр, ОАЕ та Естонію Дарина Халатьян 13:10
- Кримінальна відповідальність за злісне ухилення від сплати аліментів на утримання дитини Леся Дубчак 12:49
- Без компромісів: яка методика стала золотим стандартом омолодження обличчя у світі? Дмитро Березовський 12:19
- Лідер (без) інструкції: як керувати командами в епоху ШІ, поколінь зумерів та Alpha Аліна Первушина вчора о 17:56
- Час життєстійкості: як зберегти себе у світі, що змінюється? Галина Скіпальська вчора о 16:23
- Угода з прокурором про визнання винуватості: жодних гарантій без рішення суду Костянтин Рибачковський 02.07.2025 23:43
- Вновь о Гегелевской диалектике и искусственном интеллекте Вільям Задорський 02.07.2025 19:21
- Чи законно колишніх засуджених повторно ставити на військовий облік Анжела Василевська 02.07.2025 19:07
- НеБезМежне право Сергій Чаплян 01.07.2025 21:44
- Недоторканні на благо оборони: головне – правильно назвати схему Дана Ярова 01.07.2025 19:33
- Корпоративний добробут: турбота про співробітників чи форма м’якого контролю? Анна Пархоменко 01.07.2025 15:04
- Як AI змінює структуру бізнесу: замість відділів – малі команди і агентні системи Юлія Гречка 01.07.2025 14:07
- Жіноче лідерство в українському бізнесі: трансформація, яка вже відбулася Наталія Павлючок 01.07.2025 09:50
- Проведення перевірок в частині вчинення мобінгу: внесено зміни до законодавства Анна Даніель 01.07.2025 01:16
- "Розумні строки" протягом 1200 днів: чому рішення у справі стає недосяжним 605
- Суд не задовольнив позов батька-іноземця про зміну місця проживання дитини 278
- Чи законно колишніх засуджених повторно ставити на військовий облік 208
- Угода з прокурором про визнання винуватості: жодних гарантій без рішення суду 140
- Як повернутись до програмування після довгої IT-перерви 96
-
Росія запустила завод з виробництва патронів для автоматів Калашнікова у Венесуелі
Бізнес 17651
-
Чому small talk більше не про погоду – і як навчитися бути ввічливим, а не нав’язливим
Життя 12278
-
Що буде з Україною без зброї США. Три сценарії та нова роль Європи
11624
-
Американська зброя на паузі: звідки вітер віє і до чого тут Китай
6820
-
Бій-реванш Усик – Дюбуа: де та о котрій дивитися
Життя 6077