Является ли железнодорожная медицина – (не)профильным активом?
В последнее время мы часто слышим в публичной плоскости тезисы о том, что якобы главной проблемой и причиной всех бед на Укрзализныце являются непрофильные активы.
И что, мол, в избавлении от них путем передачи или приватизации – ключ к решению этих проблем.
Среди прочих, к непрофильным активам часто относят и железнодорожную медицину. Так ли это, и является ли железнодорожная медицина непрофильным активом – давайте разбираться.
История медицинской службы железных дорог берет свое начало со времен фактически создания железнодорожной системы, и с тех пор развиваются фактически неразрывно.
Бытует мнение, что задача ведомственных учреждений здравоохранения – это лишь проведение периодических и предрейсовых медицинских осмотров, а так же предоставление медицинских услуг работникам железнодорожного транспорта и членам их семей.
На самом же деле это далеко не так – цели и функционал железнодорожной медицины намного шире и глубже, чем может показаться на первый взгляд.
Безусловно, проведение периодических медицинских освидетельствований работников железнодорожного транспорта – очень важная функция. Ведь, «за спиной» локомотивной бригады пассажирского поезда, до 1000 пассажиров, при этом составы весом до 1100 тонн развивают скорость до 160 км/час. Машинисты же грузовых составов водят поезда весом 5…6 тысяч тонн и более. Очевидно, что мы должны быть уверены в том, что за пульт машиниста допускаются люди, абсолютно здоровы физически и психически. Это же относится ко всем другим категориям работников, которые принимают участие в обеспечении движения поездов – диспетчерский аппарат, сотрудники поездных бригад пассажирских поездов и многие другие.
Кроме этого, на медицинскую службу возложена функция организации предоставления медицинской помощи пострадавшим вследствие железнодорожных аварий и катастроф. Ведь особенностями аварий и катастроф, которые, к сожалению, иногда случаются на железнодорожном транспорте, отличаются большим количеством пострадавших, а так же специфическими повреждениями. Поэтому организацией предоставления медицинской помощи в таких ситуациях должны заниматься специально подготовленные сотрудники, имеющие необходимые для этого знания и опыт.
И самое главное: мы не должны забывать о том, что железная дорога – это сложнейшая человеко-машинная система, и главное звено этой системы – человек – играет ключевое и решающее значение. И роль железнодорожной медицины здесь переоценить сложно.
Прежде всего, это организация условий труда, изучение и ликвидация пагубных влияний условий труда на здоровье сотрудников железных дорог. Обустройство рабочих мест, прежде всего пультов управления, таким образом, чтобы работа с ними была наиболее эффективна с точки зрения физиологии и психологии человека – то есть решение вопросов, которые объединяются в таком научном направлении как эргономика, целью которой является оптимальное сочетание возможностей и потребностей организма человека с параметрами технической системы, для достижения максимальных показателей эффективности при соблюдении наиболее комфортных и безопасных условий труда для сотрудника.
Следует помнить, что подготовка высококвалифицированного машиниста, диспетчера, слесаря и любого другого специалиста-железнодорожника – это очень длительный и дорогостоящий процесс. Соответственно, такие кадры требуют особо бережного к себе отношения. Поэтому главная задача железнодорожной медицины – обеспечить как можно более длительный период работоспособности сотрудников. Этого возможно достичь лишь реализацией комплексной программы профилактики профессиональных и хронических заболеваний, системного снижения негативного влияния вредных производственных факторов, а так же просветительской работы по популяризации здорового способа жизни.
Таким образом, мы видим, что ведомственная медицина для железной дороги – это не излишество, а составная часть системы, на которую возложены конкретные задачи и функции по обеспечению перевозочного процесса, и которые очень сложно, а в реальности невозможно переложить на другие плечи либо отдать на аутсорс, как это сейчас очень модно.
Да, содержание и развитие системы железнодорожной медицины обходится не дешево: более 1 миллиарда гривен перевозчик тратит на ее содержание. Но следует помнить, что выведение медицинских учреждений из состава железной дороги не приведет к экономии этой суммы, ведь за проведение банальных медицинских осмотров все равно придется платить, но уже сторонним организациям, и суммы там приличные. Но можно однозначно сказать, что аутсорс однозначно поставит точку на реализации других описанных выше функций.
Успех экономики Украины напрямую зависит от эффективности нашей системы железнодорожного транспорта, а эффективность железнодорожного транспорта не возможен без здорового поколения железнодорожников. Поэтому, если мы хотим достичь успеха – мы должны очень аккуратно и взвешенно подходить к реформе железнодорожной медицины, поставив во главу угла главный принцип медицины: Noli Nocere – не навреди!
- Поки ППО в дорозі — шахед вже у вікні Дана Ярова 19:14
- Тренди корпоративної міграції у 2025 році: чому підприємці обирають Кіпр, ОАЕ та Естонію Дарина Халатьян 13:10
- Кримінальна відповідальність за злісне ухилення від сплати аліментів на утримання дитини Леся Дубчак 12:49
- Без компромісів: яка методика стала золотим стандартом омолодження обличчя у світі? Дмитро Березовський 12:19
- Лідер (без) інструкції: як керувати командами в епоху ШІ, поколінь зумерів та Alpha Аліна Первушина вчора о 17:56
- Час життєстійкості: як зберегти себе у світі, що змінюється? Галина Скіпальська вчора о 16:23
- Угода з прокурором про визнання винуватості: жодних гарантій без рішення суду Костянтин Рибачковський 02.07.2025 23:43
- Вновь о Гегелевской диалектике и искусственном интеллекте Вільям Задорський 02.07.2025 19:21
- Чи законно колишніх засуджених повторно ставити на військовий облік Анжела Василевська 02.07.2025 19:07
- НеБезМежне право Сергій Чаплян 01.07.2025 21:44
- Недоторканні на благо оборони: головне – правильно назвати схему Дана Ярова 01.07.2025 19:33
- Корпоративний добробут: турбота про співробітників чи форма м’якого контролю? Анна Пархоменко 01.07.2025 15:04
- Як AI змінює структуру бізнесу: замість відділів – малі команди і агентні системи Юлія Гречка 01.07.2025 14:07
- Жіноче лідерство в українському бізнесі: трансформація, яка вже відбулася Наталія Павлючок 01.07.2025 09:50
- Проведення перевірок в частині вчинення мобінгу: внесено зміни до законодавства Анна Даніель 01.07.2025 01:16
- "Розумні строки" протягом 1200 днів: чому рішення у справі стає недосяжним 606
- Суд не задовольнив позов батька-іноземця про зміну місця проживання дитини 278
- Чи законно колишніх засуджених повторно ставити на військовий облік 208
- Угода з прокурором про визнання винуватості: жодних гарантій без рішення суду 140
- Як повернутись до програмування після довгої IT-перерви 96
-
Росія запустила завод з виробництва патронів для автоматів Калашнікова у Венесуелі
Бізнес 17741
-
Чому small talk більше не про погоду – і як навчитися бути ввічливим, а не нав’язливим
Життя 12287
-
Що буде з Україною без зброї США. Три сценарії та нова роль Європи
11627
-
Американська зброя на паузі: звідки вітер віє і до чого тут Китай
6942
-
Бій-реванш Усик – Дюбуа: де та о котрій дивитися
Життя 6106