Авторські блоги та коментарі до них відображають виключно точку зору їхніх авторів. Редакція ЛІГА.net може не поділяти думку авторів блогів.
28.02.2018, 09:37

Так сколько же стоит ГТС Украины?

Адвокат, співзасновник Bargen Law Firm, член Національної асоціації адвокатів України

Фактическая капитуляция «Нафтогаза» и отсутствие борьбы против «Северного потока-2» и «Турецкого потока» как конкурентов ГТС Украины сводят на нет возможность сохранения транзитного потенциала Украины.

Накануне конкурса по отбору компании-партнерадля управления ГТС политическая партия «Батькивщина» заявила о необходимости назаконодательном уровне принять решение о запрете совершать любые манипуляции сГТС. «Надо немедленно проголосовать в зале законопроект, запрещающий любыеманипуляции с газотранспортной системой. Она стоит 300 млрд евро. Запомните этуцифру! Сейчас глава «Нафтогаза» Коболева начал процесс, по сути, передачи ГТСбез каких-либо денег. 49% передается в концессию и они рассматривают способыпередачи ГТС практически в собственность зарубежной компании», - заявилапредседатель партии «Батькивщина» Юлия Тимошенко.

Предложение приостановить или пересмотретьусловия поиска партнера для украинской ГТС оправданы. Во-первых, несмотря назакрытость самого процесса отбора компаний, претендующих на управление ГТС.Во-вторых, отсутствие понятного и аргументированного объяснения правительства и«Нафтогаза», на каких условиях (концессия, аренда, безвозмездное пользование)иностранная компания будет фактически владеть почти 50% ГТС Украины.

Можно согласиться с новым председателем наблюдательногосовета «Нафтогаза» Клэр Споттисвуд о перспективах деятельности «Нафтогаза». Онавыразила мнение, что целесообразно заниматься вопросом приватизации «Нафтогаза»и, соответственно, газотранспортной системы.

Ведь в случае продажи части ГТСкомпания-покупатель была бы заинтересована в инвестициях, поддержкедеятельности ГТС, развития новых проектов. Иначе на условиях аренды иликонцессии любая европейская компания будет заинтересована в банальном полученииприбыли от транзита газа, но без создания долгосрочного плана развития ГТСУкраины. Имеющаяся информация свидетельствует, что ключевой в переговорах севропейскими компаниями является схема концессии без обязательства инвестиций вГТС. Также европейская компания будет получать до 50% прибыли от деятельностиГТС - это около 1-1,3 млрд. долл. ежегодно.

Собственно, относительно оценки со стороныЮлии Тимошенко стоимости ГТС Украины в 300 млрд. евро, то следует разделитьстоимость создания аналогичной системы ГТС и возможность продажи части ГТС. Приэтом строительство всеукраинского комплекса с 38 тыс. км магистральныхгазопроводов, 72 компрессорных станций, 13 подземных хранилищ (включая ПХГ вКрыму и Луганской области), сети газопроводов низкого давления - в условияхсовременных цен, процентных ставок кредитов действительно может стоить не менее350-400 млрд. долл. Только строительство почти 40 тыс. км газопроводов стоилобы около 250 млрд. долл. При учете курсовой разницы, инфляции и изменения валютстоимость труб для газоснабжения, оборудование компрессорных станций, системыподземных хранилищ в 70-80-х гг. XX в. были выше, чем современные предложения.Стоит только вспомнить так называемый «контракт газ-трубы» между ФРГ и СССР иего финансовые условия.

В то же время, амортизация и износ ГТС непозволяет говорить, что в условиях приватизации по состоянию на 2018 год попродаже 50% ГТС Украины можно было бы получить значительные средства. Вусловиях продолжения поставок газа через Украину в ЕС можно говорить о стоимостиГТС на уровне 30-40 млрд. долл. Но фактическая капитуляция «Нафтогаза» и отсутствие борьбы против«Северного потока-2» и «Турецкого потока» как конкурентов ГТС Украины сводят нанет возможность сохранения транзитного потенциала Украины.

Однако, создание конкурентного рынка газа, ане его нынешней бледной копии, могло бы привести к реальному конкурса и продажи50% ГТСинвестору. А не банальной сдачи ГТС в концессию вероятном посреднику, которым ибудет выступать европейская компания. В конце концов, в условиях слабойполитической воли власти говорить о государственной позиции в вопросе развития ГТС не приходится.

Останні записи