Заметки адвоката №31. Судебные будни налоговых юристов
Судебные будни налоговых юристов
Каждый раз, приходя в судебное заседание с налоговым органом, к сожалению, приходится наблюдать одну и ту же картину: представитель налоговой либо вообще не готов к заседанию, либо же готов поверхностно. Печально? Еще бы!! Вы спросите: «Если не работаете в налоговой, а защищаете бизнес, - зачем критикуете орган, который своей неподготовленностью только помогает вам?». Вопрос логичный, но дело совсем не в этом. Конечно, приятнее сражаться с достойным противником и при этом выиграть дело, как, в принципе, и проиграть. Но в реальной жизни для клиента нужно выиграть дело в любых условиях, нежели проиграть его. А удовольствие от соперничества можно оставить для игры в шахматы, например, или других игр.
Вернемся все же к проблемам налоговой.
Во-первых: юристы налоговой службы отделены от инспекторов, которые выявляют налоговые нарушения и фиксируют их в актах проверки. Сами инспектора практически никогда не ходят в суды и не отстаивают свою позицию, в то время как юристы не участвуют в составлении актов. В идеальных условиях эти два подразделения должны активно взаимодействовать, обмениваться информацией и всячески дополнять друг друга. Например, новые тенденции, которые появляются в судебной практике, должны мгновенно обсуждаться с инспекторами, чтобы последние, при составлении актов не допускали ошибок, препятствующих рассмотрению дел в суде и привлечению недобросовестных налогоплательщиков к ответственности. Инспектора же должны юридически грамотно описывать налоговые правонарушения и аргументировать их надлежащими доказательствами. Другими словами – советоваться с юристами. Так как на практике этого не происходит, то и говорить о какой-либо эффективности системы нечего.
Во-вторых: на логичный вопрос судьи: «Почему вы не готовы?», можно услышать почти стандартный ответ: «Мне передали дело только вчера вечером, и я не успел/а подготовится». Заметьте, здесь вопрос заключается не в профессионализме того или иного сотрудника налогового органа, а в невозможности физически подготовиться к делу. Подумайте, как можно за ночь подготовиться к делу по доначислениям в бюджет, например, налогов на сумму 16 млн.грн. и выиграть его?! Для справки: инспекторам понадобился целый месяц для анализа документов налогоплательщика, а сам налогоплательщик в таких случаях привлекает всевозможных экспертов, юристов, аудиторов, и даже ораторов и психологов, которые командой проводят многочисленные совещания и переговоры, собирают доказательную базу и детально прорабатывают позицию. Выводы напрашиваются сами собой. Следует отметить, что и судьи тоже делают свои выводы, периодически вынося в адрес налоговых органов отдельные определения. Но в целом это картину не меняет.
В-третьих: на судебные заседания по одному и тому же делу каждый раз приходят разные представители. При этом первые часто забывают передать следующим требования суда о предоставлении той или иной информации. Сперва я думал, что таким образом налоговый орган борется с коррупцией, предполагая, что с постоянно меняющимися сотрудниками налогоплательщик не сможет договориться. Но, как оказалось, проблема намного глубже – никто не переживает за результат рассмотрения дела в суде. Иначе, как можно объяснить то, что налоговые юристы свободно передают свои дела друг другу прямо накануне судебного заседания. Хотя, с уголовно-правовой точки зрения это можно квалифицировать как халатность.
Помимо этих проблем, в налоговом органе достаточно много и других, от совокупности которых действительно становится очень грустно, особенно когда понимаешь, что налоговый орган существует за счет налогоплательщиков и, по-сути, был нанят ими на работу.
С этим нужно что-то делать.
- Як почути майбутнє? Молодь, офлайн-спілкування і роль дорослих Олексій Сагайдак вчора о 15:49
- Секс під час війни: про що мовчать, але переживають тисячі Юлія Буневич вчора о 14:04
- Крутити корупційні схеми на загиблих – це за межею моралі Володимир Горковенко вчора о 10:13
- Україна: 68 місце за якістю життя і 87 за зарплатами – сигнал для реформ Христина Кухарук 18.05.2025 17:58
- Вибір, як ключовий квант життя Алла Заднепровська 18.05.2025 13:44
- Пристань для Ocean-у Євген Магда 16.05.2025 18:32
- Регламентування та корпоративні політики для електронного документообігу Олександр Вернигора 16.05.2025 17:15
- Покроковий алгоритм бронювання військовозобов’язаних працівників Сергій Пагер 16.05.2025 12:23
- Зупинити СВАМ – завдання стратегічного значення Євген Магда 15.05.2025 18:32
- Бізнес у пастці кримінального процесу: хто вимкне світло? Богдан Глядик 15.05.2025 18:26
- Коли лікарі виходять на подіум – більше, ніж показ мод Павло Астахов 15.05.2025 15:21
- Пільгові перевезення автотранспортом: соціальне зобов’язання чи фінансовий тягар Альона Векліч 15.05.2025 13:52
- ПДФО на Мальті та в Україні... Хто платить більше? Олена Жукова 15.05.2025 13:49
- Изменения в оформлении отсрочки по уходу: новые требования к акту и справке Віра Тарасенко 15.05.2025 12:23
- Як втримати бізнес на плаву: ключові фінансові помилки та способи їх уникнути Любомир Паладійчук 15.05.2025 10:27
- 5 управлінських викликів для державних підприємств під час війни 238
- Від парової тяги до цифрової етики: як змінювалось людство й корпоративна безпека 185
- Пристань для Ocean-у 145
- Зупинити СВАМ – завдання стратегічного значення 137
- Україна: 68 місце за якістю життя і 87 за зарплатами – сигнал для реформ 135
-
Чим загрожує Україні Сіміон та які шанси Дана – п'ять фактів про вибори президента в Румунії
9902
-
Що змінило хід виборів у Румунії і який урок з них має винести Україна
Думка 6218
-
Бізнес-тиждень: Ринки слухають перемовини, Нафтогаз шукає газ, Євросоюз повертає мита
Бізнес 5040
-
Міжнародні вимоги до адаптації робочих місць для людей з інвалідністю. Як нам досягти інклюзивності?
Життя
3804 -
Новий формат переговорів. Про що Трамп дві години говорив з Путіним
2771