Бич украинских застройщиков: почему новый ЖК сложно подключить к внешним сетям
Многим украинцам знакома проблема - покупаешь квартиру в новом ЖК, а застройщики срывают все сроки ввода дома в эксплуатацию.
При этом счет идет не на месяцы, а на годы. Бывает, что дело в недобросовестности застройщика- он берет деньги, а выполнять обязательства перед инвесторами не спешит. Один только Войцеховский чего стоит - его имя давно стало нарицательным в строительном бизнесе. Но чаще всего дело не в самом застройщике, а в сложности подключения нового ЖК к инженерным сетям (электрические сети, газ, вода, канализация и прочее).
В чем сложность? Давайте разберемся.
Все владельцы сетей - монополисты в своей сфере. Киевские электросети принадлежат частному энергохолдингу ДТЭК, Киевводоканал и тепловые сети находятся в коммунальной собственности. А монополии (уж так повелось) диктуют свои условия, которые чаще всего технически и экономически необоснованны. Более того, эти условия могут меняться в процессе подключения. Вот и получается, что одни застройщики бросают объект на финальном этапе строительства, другие доводят его до конца, но срывают все сроки и терпят при этом колоссальные убытки.
Для примера: пару лет назад застройщик столичного ЖК "Кришталеві джерела" столкнулся с аналогичной проблемой. Киевэнерго предоставила технические условия с завышенными требованиями и отказалась разбивать их на очереди строительства. Такая позиция монополиста привела к тому, что жилье в новом ЖК существенно подорожало (особенно в первых очередях строительства). Обычно в таких случаях применяется "коммерческий тариф" на электроэнергию, который значительно выше тарифа для жилья. Посчитайте сами:
Если для жилья применяется тариф - 1, 68 грн за 1 кВт/ч. То разница между тарифом для населения (1, 68 грн за 1 кВт/ч.) и для юрлиц (2,88 грн за 1 кВт/ч) составляет в среднем 1, 20 грн за 1 кВт/ч. Как правило, эта разница ложится либо на застройщика, либо на жильца. А в масштабах энергопотребления всего комплекса сумма перевалила за несколько миллионов, а то и десятков миллионов в месяц!
Далее, несвоевременное подключение комплекса к сетям "по постоянной схеме" приводит к его отключению по "временной схеме электроснабжения" и комплекс может оказаться вообще без электроэнергии.
И таких случаев масса. За мою многолетнюю практику с подобной проблемой сталкивались почти все застройщики, в том числе киты строительного бизнеса. Актуальный вопрос: что делать? Основная проблема застройщиков в том, что инженеры-подрядчики слабо ориентируются в правовых нормах, а юристов легко запутать техническими требованиями. Кроме того, инженеры часто "играют" не на стороне строителя. Подрядчики инженеры более лояльны к монополиям, чем к застройщику, поскольку больше от них зависят в плане бизнеса.
Но если в интересах застройщика действует слаженная команда юристов и инженеров, то есть все шансы не только вовремя сдать объект в эксплуатацию и подключиться ко всем внешним сетям - но и существенно удешевить такое подключение. Это можно успешно сделать на любом этапе строительства. Задача инженеров в этом вопросе- доказать, что условия монополистов технически и экономически необоснованны. Задача юристов - заставить монополиста соблюдать интересы строителей, не злоупотребляя своим монопольным положением.
Двойной успех (по принципу "win-win") в том, чтоб выбрать специалистов, которые совмещают в себе технические и юридические знания. Это я к тому, что такие специалисты есть и они способны решить несколько актуальных проблем застройщиков. В результате застройщик сможет и сэкономить свой бюджет, и вовремя сдать жилье в эксплуатацию, и выполнить обязательства перед инвесторами, которые считают дни и минуты до того момента, когда смогут поселиться в своей новой квартире.
- Кому дадут отсрочку: новые правила для многодетных отцов и не только Віра Тарасенко вчора о 23:41
- Gaming в Онтаріо, або як Операторам успішно отримати ліцензію Ольга Ярмолюк вчора о 17:48
- Аудити безпеки в громадах: інноваційна методика для громад Галина Скіпальська вчора о 14:22
- Що приховала влада у державному бюджеті 2024 року? Любов Шпак вчора о 13:05
- "Гостомельська пастка" для місцевого самоврядування Володимир Горковенко вчора о 10:25
- Топ 5 податкових порушень у 2025 році Сергій Пагер вчора о 08:57
- Як почути майбутнє? Молодь, офлайн-спілкування і роль дорослих Олексій Сагайдак 19.05.2025 15:49
- Секс під час війни: про що мовчать, але переживають тисячі Юлія Буневич 19.05.2025 14:04
- Крутити корупційні схеми на загиблих – це за межею моралі Володимир Горковенко 19.05.2025 10:13
- Україна: 68 місце за якістю життя і 87 за зарплатами – сигнал для реформ Христина Кухарук 18.05.2025 17:58
- Вибір, як ключовий квант життя Алла Заднепровська 18.05.2025 13:44
- Пристань для Ocean-у Євген Магда 16.05.2025 18:32
- Регламентування та корпоративні політики для електронного документообігу Олександр Вернигора 16.05.2025 17:15
- Покроковий алгоритм бронювання військовозобов’язаних працівників Сергій Пагер 16.05.2025 12:23
- Зупинити СВАМ – завдання стратегічного значення Євген Магда 15.05.2025 18:32
-
Що змінило хід виборів у Румунії і який урок з них має винести Україна
Думка 10619
-
Новий формат переговорів. Про що Трамп дві години говорив з Путіним
9571
-
Зумери поступово відмовляються від навички, яка супроводжувала людство протягом 5500 років
Життя 6612
-
Зеленський-2025 проти зразка 2019 року. Як шість років та війна змінили президента України
5417
-
ЄС уперше ввів санкції проти Росії за застосування хімічної зброї в Україні
Бізнес 3942