Упрощение процедуры ликвидации: шаг на встречу или очередной фарс
Не нужно убеждать человека, который так или иначе сталкивался с регистрацией или ликвидацией предприятия в том, что процедура первичной регистрации в десятки раз проще, чем процедура последующей ликвидации. Бюрократические «нюансы» и законодательные механи
На фоне принятых законодательных актов относительно упрощения ведения бизнеса, наши законодатели сделали еще несколько шагов относительно упрощения процедуры прекращения юридических лиц и физических лиц-предпринимателей.
Так, с начала 2011 года вступил в действие Закон Украины «О внесении изменений в Закон Украины «О государственной регистрации юридических лиц и физических лиц-предпринимателей» относительно упрощения механизма государственной регистрации прекращения субъектов хозяйствования», принятый 01.06.2010 г.
Сама идея этого закона вселяла надежду на внедрение действующего упрощенного механизма ликвидации субъектов хозяйствования. Однако, со вступлением его в силу стало очевидным, что это фарс. Для начала проведения упрощенной процедуры прекращения необходимо решения суда; сроки ликвидации предприятий становятся нереально большими; предусматриваются основания, по которым упрощенная процедура вообще возможна.
Анализируя нормы закона и сопоставляя их реалиям нашей жизни, я бы сказал, что данный закон не решил задач, которые ставились законодателями. Более того, он еще усложнил и без того не очень простую процедуру ликвидации субъектов хозяйствования.
Очевидно, пытаясь исправить ситуацию или еще больше ее усугубить, депутаты приняли еще один «упрощенский» закон от 19.05.2011 г. «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно упрощения процедур прекращения юридических лиц и предпринимательской деятельности физических лиц-предпринимателей по их решению».
Особое внимание хочется обратить на то, что законодательные нововведения вступят в силу 18 декабря текущего года.
Честно говоря, слово «упрощение» имеет далеко не буквальный смысл. Я бы сказал, что очередной «упрощенский» закон принят не для предпринимателей, а скорее для фискалов и других аналогичных органов. Возможно им он упрощает работу.
Судите сами: законом ужесточают ответственность за нарушение процедур при прекращении субъектов хозяйствования; увеличиваются размеры штрафов в разы для самих предпринимателей. Кроме того, если началась процедура ликвидации, любой фискальный контролирующий орган может приостановить процедуру прекращения, путем направления возражения в адрес государственного регистратора.
Единственное, что более и менее можно назвать положительным, так это внедрение принципа молчаливого согласия государственного регистратора на внесение в ЕДР данных без справок налогового органа и других фискалов, если те не успели провести необходимую проверку правильности ведения того или иного учета. Однако , уверен, что на практике будут возникать множество вопросов, связанных с отказом самого государственного регистратора выполнять норму о молчаливом согласии. Вряд ли государственный регистратор будет брать на себя такую ответственность. Если предприниматель захочет судиться с государственным регистратором, имея на то основания, то срок ликвидации затянется еще на неопределенный срок и может стать большим, чем ликвидация в общем порядке.
Резюмируя вышесказанное, очевидно, что проблема процедуры ликвидации субъектов хозяйствования уже назрела. Реакция на эту ситуацию со стороны законодателей также присутствует. Плохо одно, что качество этой реакции желает быть лучшим. Хотелось бы, чтобы все упрощения для бизнеса принимались не только в интересах государственных фискальных органов, но и в интересах непосредственных участников развития бизнеса – предпринимателей.
- Поки ППО в дорозі — шахед вже у вікні Дана Ярова 19:14
- Тренди корпоративної міграції у 2025 році: чому підприємці обирають Кіпр, ОАЕ та Естонію Дарина Халатьян 13:10
- Кримінальна відповідальність за злісне ухилення від сплати аліментів на утримання дитини Леся Дубчак 12:49
- Без компромісів: яка методика стала золотим стандартом омолодження обличчя у світі? Дмитро Березовський 12:19
- Лідер (без) інструкції: як керувати командами в епоху ШІ, поколінь зумерів та Alpha Аліна Первушина вчора о 17:56
- Час життєстійкості: як зберегти себе у світі, що змінюється? Галина Скіпальська вчора о 16:23
- Угода з прокурором про визнання винуватості: жодних гарантій без рішення суду Костянтин Рибачковський 02.07.2025 23:43
- Вновь о Гегелевской диалектике и искусственном интеллекте Вільям Задорський 02.07.2025 19:21
- Чи законно колишніх засуджених повторно ставити на військовий облік Анжела Василевська 02.07.2025 19:07
- НеБезМежне право Сергій Чаплян 01.07.2025 21:44
- Недоторканні на благо оборони: головне – правильно назвати схему Дана Ярова 01.07.2025 19:33
- Корпоративний добробут: турбота про співробітників чи форма м’якого контролю? Анна Пархоменко 01.07.2025 15:04
- Як AI змінює структуру бізнесу: замість відділів – малі команди і агентні системи Юлія Гречка 01.07.2025 14:07
- Жіноче лідерство в українському бізнесі: трансформація, яка вже відбулася Наталія Павлючок 01.07.2025 09:50
- Проведення перевірок в частині вчинення мобінгу: внесено зміни до законодавства Анна Даніель 01.07.2025 01:16
- "Розумні строки" протягом 1200 днів: чому рішення у справі стає недосяжним 605
- Суд не задовольнив позов батька-іноземця про зміну місця проживання дитини 278
- Чи законно колишніх засуджених повторно ставити на військовий облік 208
- Угода з прокурором про визнання винуватості: жодних гарантій без рішення суду 140
- Як повернутись до програмування після довгої IT-перерви 96
-
Росія запустила завод з виробництва патронів для автоматів Калашнікова у Венесуелі
Бізнес 17651
-
Чому small talk більше не про погоду – і як навчитися бути ввічливим, а не нав’язливим
Життя 12278
-
Що буде з Україною без зброї США. Три сценарії та нова роль Європи
11624
-
Американська зброя на паузі: звідки вітер віє і до чого тут Китай
6820
-
Бій-реванш Усик – Дюбуа: де та о котрій дивитися
Життя 6077