Оценка ущерба при ДТП - как не дать себя обмануть «профессионалам»
Как показал опыт, даже дотошное и скрупулезное регламентирование процедуры оценки не являются гарантией ее качества. Можно просто не заметить при осмотре ряд скрытых повреждений, можно взять «нужный» на данный момент информационный источник о ценах на авто
Написать эту статью меня побудила ситуация, в которуюпопал один из наших клиентов, по вине которого произошло ДТП. Благодаря«профессионализму» оценщика у этого клиента чуть не отобрали дом. А все потому,что владелец поврежденного в ДТП MercedesML, захотелполучить с нашего клиента в два раза больше тех затрат, которые он реальнопонес для ремонта своего авто. Нанятый владельцем MercedesMLоценщик насчитал около 450 тысяч гривен стоимости ремонта, а суд наложиларест на дом виновника ДТП. Было больно смотреть на человека, который в поискахправды, по совету своего адвоката, обратился к нам. Весь издерганный ирастерянный. Да и не мудрено. Остаться на улице из-за незнания своих прав ичьей-то алчности – перспектива далеко не радостная. Когда проверили оценкунашего коллеги, выяснилось, что стоимость ремонта им явно завышена, причем - весьма ивесьма.
Самым «эффективным» способом завышения былаособенность учета ремонтных операций в используемом оценщиком калькуляционномпродукте. «Программа» сама добавляла в список подлежащих замене деталей крышуавтомобиля в том случае, когда оценщик выбирал полную, а не частичную заменуповрежденной в ДТП боковины. Удивило то, что даже те коллеги, с которыми мыхотели посоветоваться, посчитали такой подход правильным. «Раз программа такдала, значит это предусмотрено заводом-производителем», - таким был ихавторитетных ответ. Правда, никто из них, почему-то, не вспомнил требованияМетодики товароведческой экспертизы и оценки колесных транспортных средств(КТС), утвержденной Минюстом и Фондом госимущества Украины, которую этиспециалисты указывают в своих отчетах и заключениях под номером 1. А там, впункте 8.5.3. записано следующее: «Решения о замене составляющих частей КТСпринимается в случае невозможности их восстановления соответственно техническихтребований или в случае экономической нецелесообразности их восстановленияремонтом».
Я мог бы еще много чего написать по этому случаю, но,экономя ваше время, сообщу лишь то, что когда назначенный судом экспертосматривал уже отремонтированный автомобиль, выяснилось, что крышу никто и не думал менять, а боковину, как говорятрихтовщики, просто «вывели» шпаклевкой. Хозяин авто признался, что ремонт емуобошелся в 200 тысяч гривен.
Как показал опыт, даже дотошное и скрупулезноерегламентирование процедуры оценки не являются гарантией ее качества. Можнопросто не заметить при осмотре ряд скрытых повреждений, можно взять «нужный» наданный момент информационный источник о ценах на авто или запчасти, можнопросто выбрать устраивающую клиента стоимость нормо-часа.
Те же из экспертов, кто «по матерее»,подстраховываются «правильно заданными» самим себе вопросами. Например, приоценке двадцатилетнего «тазика» отвечают на вопрос стоимости восстановительногоремонта (ну это когда не нужно вычитать износ из стоимости запчастей). А когданужно занизить стоимость послеаварийного авто (это, чтобы разница междустоимостью доаварийного ТС и его же стоимостью в поврежденном состоянии быламаксимальной), спрашивают самих себя о ликвидационной стоимости остатков.Правда, затем, ссылаясь на невозможность дефектовки оцениваемого «тотала»,ограничиваются учетом в оцениваемой куче запчастей уцелевшего бампера и руля.Ну это образно.
Возможен и вариант наоборот, когда получения нужногорезультата заинтересованные лица добиваются путем привлечения к оценкедилетантов. Этим «страдают», как правило, страховщики, которые пролоббировали вЗаконе об ОСАГО изменения, позволяющие им поручать осмотр поврежденного автосвоим «фахівцям». Таким «фахівцем», как вы понимаете, может быть и аварком Вася и уборщица тетя Надя. Причем,для страховщика, тетя Надя – предпочтительнее. Она слабо отличает крыло отбрызговика, а потому список описанных ею в акте осмотра повреждений будетминимальным, что даст возможность другому действующему лицу этой схемы– расчетчику -раза в два занизить стоимость ремонта. Спросить не с кого: тетя Надя добросовестно (не разбираясь в конструкцииТС), не записала в акт большую половину поврежденных деталей, а расчетчик Петя,ну тот который не видел машину, оценил ремонт по акту осмотра тети Нади.
Я могу еще долго рассказывать вам о «маленькихпрофессиональных тайнах» экспертов, оценщиков, страховщиков, но будет лучше,если я дам несколько советов, как минимизировать влияние этих уловок наконечную сумму, а соответственно максимально приблизить оценку к реальной суммеубытка.
Первое – не пренебрегайте своим правом участвовать восмотре поврежденного ТС. Будет лучше, если вы возьмете с собой специалиста(эксперта, оценщика, мастера СТО и т.д.), который в отличие от вас сможетотличить мухлеж еще на этапе его зарождения.
Второе – требуйте у того, кто осматривает ТС, показатьвас свои квалификационные документы. Имейте ввиду, что действующая Методикапрямо запрещает оценщику/эксперту делать оценку без личного осмотра ТС. Следитеза тем, чтобы все графы акта/протокола осмотра были заполнены, а если нет,чтобы в них были проставлены прочерки. Не подписывайте акт/протокол, если неуверены в объективности указанных в нем данных. В случае, если ТС осматривает«тетя Надя», откажитесь участвовать в этом осмотре, предварительно зафиксировавучаствующих в осмотре лиц на смартфон или фотоаппарат. Для этого можно попростумолча отойти в сторону и сделать общий снимок поврежденного авто и тех, ктовозле него стоит.
Подписав акт/протокол попросите его копию, если такойвозможности нет, - перед подписанием сделайте фотоснимок всех страницдокумента.
Требуйте от оценщика/эксперта использования какминимум трех источников информации о цене на авто (справочник «Бюллетеньавтотовароведа», онлайн-платформа "Карверт"и аналоги из интернета). Также проверяйте объективность цен на запчасти.Это можно сделать с помощью специализированныхсайтов по продажезапчастей. Имейте ввиду, что даже оригинальные запчасти можно найти процентовна 10-20 дешевле, чем на официальных СТО.
Всегда сравнивайте стоимость ремонта и рыночнуюстоимость ТС до аварии . Опыт показывает, чтопосле достижения их соотношения в 50 и более процентов, зачастую реализация ТСв поврежденном состоянии является наиболее разумным с экономической точкизрения вариантом компенсации убытков. И хотя, закон об ОСАГО признает тотальнымТС, стоимость ремонта которого превышает рыночную, принцип наиболееэффективного экономического использования, прямо предусмотренный Национальнымстандартом №1, требует изучения всех возможных вариантов дальнейшего использованияоцениваемого имущества.
Изучая калькуляцию ремонта, обращайте внимание насоответствие ее позиций тем записям, которые были сделаны в акте/протоколеосмотра.
В случае, если предъявляемая Вам в качестве претензиисумма ремонта соответствует условиям ремонта на официальной СТО, проследите затем, чтобы такой ремонт состоялся не в гараже у дяди Васи. Если же авто ужеотремонтировано, то любой отчет/заключение носят для вас и суда лишьориентировочный характер и доказательственной суммы не имеет. Такую силу имеютлишь документы, подтверждающие реально понесенные владельцем авто расходы.
- Поки ППО в дорозі — шахед вже у вікні Дана Ярова 19:14
- Тренди корпоративної міграції у 2025 році: чому підприємці обирають Кіпр, ОАЕ та Естонію Дарина Халатьян 13:10
- Кримінальна відповідальність за злісне ухилення від сплати аліментів на утримання дитини Леся Дубчак 12:49
- Без компромісів: яка методика стала золотим стандартом омолодження обличчя у світі? Дмитро Березовський 12:19
- Лідер (без) інструкції: як керувати командами в епоху ШІ, поколінь зумерів та Alpha Аліна Первушина вчора о 17:56
- Час життєстійкості: як зберегти себе у світі, що змінюється? Галина Скіпальська вчора о 16:23
- Угода з прокурором про визнання винуватості: жодних гарантій без рішення суду Костянтин Рибачковський 02.07.2025 23:43
- Вновь о Гегелевской диалектике и искусственном интеллекте Вільям Задорський 02.07.2025 19:21
- Чи законно колишніх засуджених повторно ставити на військовий облік Анжела Василевська 02.07.2025 19:07
- НеБезМежне право Сергій Чаплян 01.07.2025 21:44
- Недоторканні на благо оборони: головне – правильно назвати схему Дана Ярова 01.07.2025 19:33
- Корпоративний добробут: турбота про співробітників чи форма м’якого контролю? Анна Пархоменко 01.07.2025 15:04
- Як AI змінює структуру бізнесу: замість відділів – малі команди і агентні системи Юлія Гречка 01.07.2025 14:07
- Жіноче лідерство в українському бізнесі: трансформація, яка вже відбулася Наталія Павлючок 01.07.2025 09:50
- Проведення перевірок в частині вчинення мобінгу: внесено зміни до законодавства Анна Даніель 01.07.2025 01:16
- "Розумні строки" протягом 1200 днів: чому рішення у справі стає недосяжним 607
- Суд не задовольнив позов батька-іноземця про зміну місця проживання дитини 280
- Чи законно колишніх засуджених повторно ставити на військовий облік 210
- Угода з прокурором про визнання винуватості: жодних гарантій без рішення суду 142
- Як повернутись до програмування після довгої IT-перерви 96
-
Чому small talk більше не про погоду – і як навчитися бути ввічливим, а не нав’язливим
Життя 12378
-
Американська зброя на паузі: звідки вітер віє і до чого тут Китай
7878
-
Бій-реванш Усик – Дюбуа: де та о котрій дивитися
Життя 6395
-
"Шахедів" побільшає. Як змінились російські удари дронами та як Україна може зупинити їх
5821
-
"Ми – два крила одного літака": як українське подружжя створило nail beauty-бізнес на $2 млн у США
Життя 5763