Хочешь работать в Турции, спроси "разрешения"
Слишком часто в СМИ стали мелькать заголовки полные дифирамбов в честь динамичного экономического развития Турции вне ЕС и расширения рынка труда.
Слишком часто в СМИ стали мелькать заголовки полные дифирамбов в честь динамичного экономического развития Турции вне ЕС и расширения рынка труда. Волей, не волей, и сам начинаешь верить. Но некоторые юридические условия трудоустройства для иностранных граждан достаточно специфичны. Пожалуй, даже у самого бывалого трудового мигранта из Украины они порой вызывают затруднения.
Несмотря на то, что с 1 августа текущего года между нашими странами действует безвизовый режим, не так уж просто украинцу съездить в Турцию на заработки, – разве что отдохнуть! Согласно турецкому законодательству, перед тем как приступить к работе на каком-либо предприятии в Турции, необходимо получить разрешение на трудовую деятельность, если конечно Ваш переезд не регламентирован двусторонним или многосторонним договором. Иными словами, украинскому строителю или крестьянину, слегка понимающего по-турецки, нужно до прибытия в Турцию уведомить компетентные структуры о своём визите и только в случае одобрительного ответа приехать в страну.
Теперь о тонкостях. Вы можете просить разрешение на трудоустройство только через фирму работодателя, которая готовит необходимые о Вас документы и отправляет их в Министерство труда Турции. Далее следует ждать не менее месяца ответа о том дали Вам соответствующее разрешение или нет. Но и это ещё не всё. Даже если Вы получите разрешение, не позднее месяца необходимо въехать на территорию Турции и обратиться в отдел по работе с иностранцами для уточнения формальностей. В какой-то степени, это проблематично, ибо очень часто наши низко-квалифицированные работники едут за границу, до конца не зная, где они трудоустроятся и кем будет их работодатель. Об этом говорит пример украинских трудовых мигрантов в РФ, с которой у нас также безвизовый режим.Второй момент. Даже если Вы получите от Министерства труда Турции разрешение о трудоустройстве, не думайте, что оно будет действительно до бесконечности. В соответствии с трудовым законодательством Турции, таких разрешений для иностранных работников несколько и они выдаются в зависимости от спроса и предложения на турецком рынке труда, от дефицита специалистов того или иного профиля. Например, если вы имеете разрешение на трудоустройство, но возникнет местный специалист такого же профиля, как и Вы, то Министерство труда имеет право забрать у Вас разрешение и тем более вернуть на родину.
Самым распространённым, является временное разрешение на трудоустройство, которое по турецкому законодательству выдаётся на год и предусматривает фиксированное трудоустройство на определённом рабочем месте, смена которого не разрешается. По истечении срока разрешения, его можно продлить до трёх лет, но при условии нахождения на том же самом рабочем месте. В данном случае, многое зависит и от отношений иностранного работника с работодателем. Если Вы заслужили у работодателя авторитет ответственного и исполнительного работника, то он сам не захочет Вас отпускать. Если же напротив, работодатель не заботился о надлежащих условиях труда то оставаться на том же рабочем месте нет смысла. Только есть риск вернуться в Украину – турецкое законодательство «не разрешает» иностранцам менять рабочие места.
Хотелось бы подчеркнуть, что свободно менять рабочие места в Турции трудовой мигрант может после того как в общей сложности проработал в стране четыре года, когда два раза подряд получил временное разрешение на трудоустройство. Да и то не навсегда. Турецкое законодательство разрешает работать со сменой рабочего места не более 6 лет, но по той же специальности. Ну а затем, нужно снова просить «разрешения» остаться. Что ж в случае с Турцией, украинцам демонстрировать свою трудовую разносторонность и мобильность бессмысленно. Порой, с подачи турецкого Министерства труда, возможно и ограничение географической зоны действия временного разрешения на трудоустройство. Весьма сложно найти работу, если в регионе временного трудоустройства нет ни строительного бума, ни сельхозпредприятий.
Конечно, разрешение на постоянное трудоустройство существует и в Турции. Однако оно выдаётся лишь тем иностранным работникам, которые легально прожили в Турции не менее восьми лет, а их стаж работы составляет шесть лет. Также при наличии пяти лет натурализации в Турции, трудовой мигрант имеет право на независимую трудовую деятельность и больше не просит разрешения на трудоустройство.
Тем не менее, исключения бывают даже из таких жёстких правил. При исключительных обстоятельствах, разрешение на трудоустройство выдаётся независимо от сроков проживания иностранного работника в Турции. К таковым исключениям относятся случаи, когда трудовой мигрант вступил в брак с гражданином Турции, либо родился в Турции, либо если он занимает ключевые позиции и выполняет работу на заказ, участвует в тендерах со стороны государственных структур.
И вот ещё что. Все трудовые мигранты, которым в силу исключительных обстоятельств не нужно получать разрешение на трудоустройство, могут получить Свидетельство об освобождении от обязанности получения разрешения на трудоустройство, которое официально подтвердит их исключительный трудовой статус.
Как мы видим, устроиться на работу в Турции не просто. Нужно слишком часто просить об этом разрешения или породниться с этой страной, с её самобытным укладом жизни и трудовым законодательством. На самом деле жёсткая позиция Турции по отношению к трудовым мигрантам оправдана современным положением дел в стране. В Турции сегодня, параллельно с экономическим ростом и расширением рынка труда переживает рост населения. Уже сегодня турок 70 млн., значительная часть которых эмигрировала в ЕС. Поэтому в условиях нехватки рабочих мест для своих же граждан приходится ограничивать свободу действий трудовым мигрантам, в том числе из Украины.
- Як почути майбутнє? Молодь, офлайн-спілкування і роль дорослих Олексій Сагайдак вчора о 15:49
- Секс під час війни: про що мовчать, але переживають тисячі Юлія Буневич вчора о 14:04
- Крутити корупційні схеми на загиблих – це за межею моралі Володимир Горковенко вчора о 10:13
- Україна: 68 місце за якістю життя і 87 за зарплатами – сигнал для реформ Христина Кухарук 18.05.2025 17:58
- Вибір, як ключовий квант життя Алла Заднепровська 18.05.2025 13:44
- Пристань для Ocean-у Євген Магда 16.05.2025 18:32
- Регламентування та корпоративні політики для електронного документообігу Олександр Вернигора 16.05.2025 17:15
- Покроковий алгоритм бронювання військовозобов’язаних працівників Сергій Пагер 16.05.2025 12:23
- Зупинити СВАМ – завдання стратегічного значення Євген Магда 15.05.2025 18:32
- Бізнес у пастці кримінального процесу: хто вимкне світло? Богдан Глядик 15.05.2025 18:26
- Коли лікарі виходять на подіум – більше, ніж показ мод Павло Астахов 15.05.2025 15:21
- Пільгові перевезення автотранспортом: соціальне зобов’язання чи фінансовий тягар Альона Векліч 15.05.2025 13:52
- ПДФО на Мальті та в Україні... Хто платить більше? Олена Жукова 15.05.2025 13:49
- Изменения в оформлении отсрочки по уходу: новые требования к акту и справке Віра Тарасенко 15.05.2025 12:23
- Як втримати бізнес на плаву: ключові фінансові помилки та способи їх уникнути Любомир Паладійчук 15.05.2025 10:27
- 5 управлінських викликів для державних підприємств під час війни 238
- Від парової тяги до цифрової етики: як змінювалось людство й корпоративна безпека 185
- Пристань для Ocean-у 145
- Зупинити СВАМ – завдання стратегічного значення 137
- Україна: 68 місце за якістю життя і 87 за зарплатами – сигнал для реформ 135
-
Чим загрожує Україні Сіміон та які шанси Дана – п'ять фактів про вибори президента в Румунії
9902
-
Що змінило хід виборів у Румунії і який урок з них має винести Україна
Думка 6218
-
Бізнес-тиждень: Ринки слухають перемовини, Нафтогаз шукає газ, Євросоюз повертає мита
Бізнес 5040
-
Міжнародні вимоги до адаптації робочих місць для людей з інвалідністю. Як нам досягти інклюзивності?
Життя
3804 -
Новий формат переговорів. Про що Трамп дві години говорив з Путіним
2771