О презумпции трудовой невиновности бизнеса
"Антифоповский" законопроект может привести к бизнес-миграции отечественных предпринимателей
В начале февраля Министерство социальной политики Украины обнародовало для общественного обсуждения, которое продлится до 6 марта, законопроект «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно усиления защиты прав работников и противодействия применению незадекларированного труда». Документ предлагает жестко ограничить использование физлиц - частных предпринимателей (ФЛП) вместо найма на работу.
Штрафовать и наказывать
В Минсоцполитики объясняют, что данная инициатива обусловлена многочисленными обращениями граждан о злоупотреблениях работодателей при заключении гражданско-правовых договоров: трудовой договор не оформляется, работники ущемляются в правах (не обеспечиваются необходимым соцпакетом: не получают отпускные, выплаты по больничному, декретному отпуску и т. д). В числе целей законопроекта – определение на законодательном уровне понятие трудовых отношений и установление принципа презумпции их наличия, унификация понятийного аппарата Кодекса законов о труде Украины, изменение подхода к штрафным санкциям за использование наемного труда без заключения трудового договора.
Кстати, за каждого обнаруженного сотрудника без трудового договора работодатель должен будет уплатить штраф в размере 30 минимальных зарплат (125,19 тыс. грн).
Против инициативы новых штрафов для бизнеса выступил Украинский союз промышленников и предпринимателей (УСПП). Там полагают, что чиновникам следует подумать не об увеличении штрафов и сборов, а об улучшении условий ведения предпринимательской деятельности в Украине. Драконовские штрафы за нарушение трудового законодательства, тотальные проверки компаний вызывают не пополнение бюджета, а только уход предпринимательства в «тень», рост бизнес-миграции.
Сторонники же законопроекта считают, что ФОПизация нашей страны удерживает украинскую экономику от развития. Нередко под ФЛП рядятся и представители крупного бизнеса (торговые сети и т. д). Они, заключая гражданско-правовые сделки с физлицами-предпринимателями, уменьшают свои налоговые обязательства: освобождаются от уплаты 22% ЕСВ с фонда зарплаты работников. Физлица-предприниматели третьей группы на упрощенной системе налогообложения (самые крупные по обороту дохода за год из единщиков – 5 млн грн) уплачивает в отличие от наемного работника, который платит в бюджет 18% налога на доходы физлиц + 1,5% военного сбора лишь 5% от заработанных денег и минимальный месячный социальный взнос - 918 грн. Кроме того, большая часть частных предпринимателей не являются плательщиками НДС (этот налог составляет практически 50% всех налоговых поступлений в стране). Так псевдо-ФЛП создают неравные правила игры на рынке, заводят экономику в тень.
Выплеснуть с водой ребенка
Однако с мутной водой бизнес-схем велика вероятность выплеснуть и настоящих представителей малого и среднего бизнеса. На их защиту встала Европейская Бизнес Ассоциация (ЕБА). По ее мнению, в случае принятия законопроекта в нынешнем виде, может существенно возрасти стоимость профессиональных услуг по креативным и высокотехнологичным направлениям, а соответственно, увеличатся и затраты для бизнеса. Конкурентоспособность украинских компаний на мировых рынках окажется под угрозой. Не поддержал этот законопроект и Комитет предпринимателей малого и среднего бизнеса при Торгово-промышленной палате Украины.
Президент Украины Петр Порошенко заявил, что предложение Министерства социальной политики внести правки в Трудовой кодекс, которые бы ограничили деятельность ФЛП на едином налоге в целом и в IТ-сектора в частности – рабочая инициатива самого министерства.
Правительство это решение не принимало, президент его не видел. В планах главы государства принять участие в обсуждении, чтобы IТ-сектор как приоритетный чувствовал себя защищенным.
Петр Порошенко также отметил, что необходимо находить другие способы, как выводить зарплату из тени.
По оценкам специалистов, под действие «антифоповского» закона могут попасть 400 тыс. предпринимателей третьей группы. В анализе регуляторного влияния законопроекта указывается, что предлагаемые нормы коснутся более 399 крупных компаний, 15,254 тыс. предприятий среднего бизнеса, около 1,7 млн малых предприятий, 1,7 млн микропредпринимателей. Высокий риск использования незадекларированной труда, как полагают в Гоструде, имеют четыре отрасли экономики: торговля, деятельность гостиниц и ресторанов, строительство, промышленность, сельское хозяйство. В бизнес-сообществе опасаются, что данный законопроект повлияет, в первую очередь, на IT -сектор, который работает в основном по принципу аутсорсинга (он дал в прошлом году Украине 4% ВВП). В европейских экономиках для кластера IT-индустрии государство создает благоприятные налоговые гавани (Польша, Германия), данный опыт необходимо внедрять и в Украине.
Предложение Минсоцполитики ограничить использование ФЛП вместо наемных работников является точечным решением. Для изменения ситуации с теневой занятостью необходимо заменить устаревший Кодекс законов о труде Украины современным Трудовым кодексом. Кроме того, уменьшить налоговую нагрузку на фонд оплаты труда, учитывая специфику IТ. Такой важный законопроект необходимо готовить при широком участии представителей бизнеса и работодателей.
Возникающие риски могут негативно повлиять на деловой климат в стране.
Бизнес-сообщество ждет улучшения условий для создания конкурентного бизнеса и новых рабочих мест и надеется на снижение количества различных проверок (только Гоструда планирует их провести в 2019 году 16,897 тыс.).
Требования содействия институциональной реформе проверяющих и контролирующих органов, а также легальному микро- и малому предпринимательству содержат презентованные в феврале ТОП-10 приоритетов Национальной бизнес-коалиции (объединяет Украинскую раду бизнеса и Союз украинских предпринимателей – 73 бизнес ассоциаций и более 35 тыс. предприятий). Они должны быть положены в основу будущей программы по реформированию экономики Украины.
- Кому дадут отсрочку: новые правила для многодетных отцов и не только Віра Тарасенко вчора о 23:41
- Gaming в Онтаріо, або як Операторам успішно отримати ліцензію Ольга Ярмолюк вчора о 17:48
- Аудити безпеки в громадах: інноваційна методика для громад Галина Скіпальська вчора о 14:22
- Що приховала влада у державному бюджеті 2024 року? Любов Шпак вчора о 13:05
- "Гостомельська пастка" для місцевого самоврядування Володимир Горковенко вчора о 10:25
- Топ 5 податкових порушень у 2025 році Сергій Пагер вчора о 08:57
- Як почути майбутнє? Молодь, офлайн-спілкування і роль дорослих Олексій Сагайдак 19.05.2025 15:49
- Секс під час війни: про що мовчать, але переживають тисячі Юлія Буневич 19.05.2025 14:04
- Крутити корупційні схеми на загиблих – це за межею моралі Володимир Горковенко 19.05.2025 10:13
- Україна: 68 місце за якістю життя і 87 за зарплатами – сигнал для реформ Христина Кухарук 18.05.2025 17:58
- Вибір, як ключовий квант життя Алла Заднепровська 18.05.2025 13:44
- Пристань для Ocean-у Євген Магда 16.05.2025 18:32
- Регламентування та корпоративні політики для електронного документообігу Олександр Вернигора 16.05.2025 17:15
- Покроковий алгоритм бронювання військовозобов’язаних працівників Сергій Пагер 16.05.2025 12:23
- Зупинити СВАМ – завдання стратегічного значення Євген Магда 15.05.2025 18:32
-
Що змінило хід виборів у Румунії і який урок з них має винести Україна
Думка 10755
-
Новий формат переговорів. Про що Трамп дві години говорив з Путіним
9720
-
Зумери поступово відмовляються від навички, яка супроводжувала людство протягом 5500 років
Життя 8362
-
Зеленський-2025 проти зразка 2019 року. Як шість років та війна змінили президента України
5619
-
ЄС уперше ввів санкції проти Росії за застосування хімічної зброї в Україні
Бізнес 3958