Как заставить промышленные отходы работать на будущее страны
Использование золошлаковых материалов в дорожном строительстве позволит решить проблему их накопления
Неотъемлемая часть European Green Deal – развитие экономики замкнутого цикла (циркулярной экономики). Всё, что производится, нужно использовать по максимуму, тем самым снижая негативное влияние на окружающую среду (уровень загрязнения, объем накопленных отходов). Благодаря полному использованию ресурсов можно достичь устойчивого развития экономики, при котором экономический, социальный и экологический аспект не противоречат друг другу.
Следуя европейскому тренду, Украина уже представила свою «зеленую» сделку – Концепцию зеленого энергетического перехода. В ней также отдельный фокус на циркулярную экономику в рамках обращения с отходами. Эта проблема не нова, и ее острота возрастает с каждым годом, поскольку объемы накапливаемых отходов постоянно увеличиваются.
Но если о бытовых отходах и необходимости их утилизации говорят постоянно, то промышленные отходы, как правило, остаются в тени. Считается, что это только проблема промышленных предприятий, которые их генерируют, и, соответственно, именно промышленные предприятия должны самостоятельно заниматься их утилизацией. Однако, если разобраться в этом вопросе подробнее, всё окажется не так просто.
Образование промышленных отходов связано с существующими технологиями производства и используемым сырьем. В частности, на теплоэлектростанциях сжигают уголь для выработки электроэнергии. После сжигания угля остаются золошлаковые материалы. Предотвратить их образование невозможно, если не учитывать переход на другой вид топлива (от которого будут другие отходы и другое загрязнение окружающей среды) и строительство новых генерирующих мощностей (атомных, возобновляемых), что не является быстрым процессом.
Использовать золошлаковые материалы для нужд электростанций можно, но в ограниченных объемах, большая часть всё равно пойдет в отвалы. Основные направления использования золошлаковых материалов находятся за пределами теплоэлектростанций – в производстве цемента, бетона, прочих строительных материалов, дорожном строительстве. Заинтересованность этих отраслей в использовании золошлаков является ключом к решению проблемы.
Почему в мировой практике есть интерес к использованию золошлаков? Во-первых, золошлаки, заменяя щебень, песок, известняк, экономят природные ресурсы. Во-вторых, за счет использования золошлаков достигается снижение выбросов загрязняющих веществ и СО2, поскольку золошлаки замещают те материалы, в производстве которых эти выбросы присутствуют.
В-третьих, использование золошлаков позволяет высвобождать площади, занятые отвалами. В-четвертых, снижается энергоемкость экономики (например, за счет добавления золошлаков в бетон экономится энергия, необходимая для производства того объема цемента, который замещен золошлаками). В-пятых, добавление золошлаков позволяют улучшить конструкционные характеристики материалов (повысить прочность, морозоустойчивость и т.п.). В-шестых, золошлаки дешевле традиционных природных материалов.
В Украине используется около 8% генерируемых золошлаков, из них 86% связано с производством цемента. Украинские цементные заводы уже используют золошлаки в максимальной пропорции при текущем уровне производства цемента. Соответственно, нарастить использование золошлаков в производстве цемента невозможно.
В то же время в Украине не используются золошлаковые материалы в дорожном строительстве. Всем нам хорошо известно, в каком состоянии украинские дороги. Использование золошлаков для строительства и ремонта дорог позволило бы и сэкономить средства, и улучшить качество дорожного покрытия. Но что препятствует использованию золошлаков?
Прежде всего, отсутствие системы «зеленых» госзакупок. С одной стороны, действующее законодательство предусматривает неценовой критерий, учитывающий экологичность материалов. С другой стороны, использование этого критерия не является обязательным, поэтому фактически он и не используется.
Отдельный парадокс заключается в том, что действующие стандарты не запрещают использовать золошлаковые материалы в дорожном строительстве, но заказчики требуют подтверждения соответствия материалов действующим стандартам. Для золошлаковых материалов нет стандартов и это оказывается препятствием для их использования.
В СМИ циркулирует негативная информационная кампания против использования золошлаковой продукции. На основе неподтвержденных данных формируется «неэкологичный» имидж золошлаков, шлаков и прочих побочных продуктов промышленности.
Большая часть конечной цены золошлаковых материалов – это затраты на транспортировку. Транспортировка на большие расстояния удорожает цену золошлаков и делает их использование невыгодным.
Все перечисленные ограничения можно устранить за счет целенаправленной государственной «зеленой» политики. Инструменты этой политики известны и не первый год используются в Европейском Союзе: система «зеленых» госзакупок, разработка стандартов, налоговые льготы, льготные кредиты, субсидии. Рынок не может правильно оценить цену материалов с учетом их влияния на окружающую среду. Задача государства – исправить эту ошибку, создав условия для расширения рынка «зеленых» товаров и выравнивания их конкурентоспособности по сравнению с традиционными.
В Италии с использованием вулканической золы, похожей по характеристикам на золу ТЭС, был построен Колизей, который сохранился до наших дней. Мы же рискуем передать нашим потомкам горы золошлаковых отвалов, если не будем реализовывать принципы циркулярной экономики на практике.
Green Deal не ограничивается выбросами СО2, хотя именно это направление и вышло в дискуссии на первое место благодаря планам по внедрению СВАМ (Carbon Border Adjustment Мechanism). Экономика замкнутого цикла – это модель «зеленой» экономики будущего. Чтобы ее построить, начинать нужно с небольших шагов и уже сегодня.
- Поки ППО в дорозі — шахед вже у вікні Дана Ярова 19:14
- Тренди корпоративної міграції у 2025 році: чому підприємці обирають Кіпр, ОАЕ та Естонію Дарина Халатьян 13:10
- Кримінальна відповідальність за злісне ухилення від сплати аліментів на утримання дитини Леся Дубчак 12:49
- Без компромісів: яка методика стала золотим стандартом омолодження обличчя у світі? Дмитро Березовський 12:19
- Лідер (без) інструкції: як керувати командами в епоху ШІ, поколінь зумерів та Alpha Аліна Первушина вчора о 17:56
- Час життєстійкості: як зберегти себе у світі, що змінюється? Галина Скіпальська вчора о 16:23
- Угода з прокурором про визнання винуватості: жодних гарантій без рішення суду Костянтин Рибачковський 02.07.2025 23:43
- Вновь о Гегелевской диалектике и искусственном интеллекте Вільям Задорський 02.07.2025 19:21
- Чи законно колишніх засуджених повторно ставити на військовий облік Анжела Василевська 02.07.2025 19:07
- НеБезМежне право Сергій Чаплян 01.07.2025 21:44
- Недоторканні на благо оборони: головне – правильно назвати схему Дана Ярова 01.07.2025 19:33
- Корпоративний добробут: турбота про співробітників чи форма м’якого контролю? Анна Пархоменко 01.07.2025 15:04
- Як AI змінює структуру бізнесу: замість відділів – малі команди і агентні системи Юлія Гречка 01.07.2025 14:07
- Жіноче лідерство в українському бізнесі: трансформація, яка вже відбулася Наталія Павлючок 01.07.2025 09:50
- Проведення перевірок в частині вчинення мобінгу: внесено зміни до законодавства Анна Даніель 01.07.2025 01:16
- "Розумні строки" протягом 1200 днів: чому рішення у справі стає недосяжним 607
- Суд не задовольнив позов батька-іноземця про зміну місця проживання дитини 280
- Чи законно колишніх засуджених повторно ставити на військовий облік 210
- Угода з прокурором про визнання винуватості: жодних гарантій без рішення суду 142
- Як повернутись до програмування після довгої IT-перерви 96
-
Чому small talk більше не про погоду – і як навчитися бути ввічливим, а не нав’язливим
Життя 12378
-
Американська зброя на паузі: звідки вітер віє і до чого тут Китай
7878
-
Бій-реванш Усик – Дюбуа: де та о котрій дивитися
Життя 6395
-
"Шахедів" побільшає. Як змінились російські удари дронами та як Україна може зупинити їх
5821
-
"Ми – два крила одного літака": як українське подружжя створило nail beauty-бізнес на $2 млн у США
Життя 5763