"Странные" решения судов: дело не только в кадрах
Усиление ответственности судей за неправосудные решения будет одной из ключевых задач судебной реформы.
В последнее время страну всколыхнул целый ряд, мягко говоря, «спорных» решений судов. Обратное переименование улиц в Киеве, восстановление права на баллотирование в парламент для одиозных личностей, запрет на работу одному из руководителей Нацбанка и одной из отечественных авиакомпаний – все они вызвали бурю эмоций общественности и призывы к кадровой перезагрузке.
Но действительно ли просто уволить нерадивых судей – это эффективный ответ на такие вызовы?
Прежде всего, нужно различать неправосудные и непопулярные в обществе, но законные по сути решения. К последним точно можно отнести решение Окружного админсуда Киева о восстановлении Романа Насирова в должности главы ГФС. Как бы кому-то не хотелось обратного, но с точки зрения закона решение было правильным – имело место нарушение при увольнении.
В таких случаях суды обязаны принимать решения по закону, даже если заведомо известно, что они не понравятся широкому кругу лиц.
Другое дело – неправосудные решения, которые прямо нарушают закон.
В Уголовном кодексе есть отдельная статья – 375-я, которой предусмотрена ответственность за вынесение судом заведомо неправосудного решения. Максимальное наказание по этой статье – 8 лет тюрьмы.
За последние 3,5 года динамика открытия уголовных производств по этой статье наверняка должна радовать активных поборников реформ в судебной сфере. В 2016 году таких производств открыли 174, в 2017 – уже 285, в 2018 – 295, а за пять месяцев 2019 года – уже 195. Казалось бы, можно праздновать победу: все больше судей условного «Барышевского суда» могут понести ответственность за неправосудные решения, справедливость будет восстановлена.
Но есть одно «но». Количество реально объявленных по этим производствам подозрений, не говоря уже о передаче обвинительного акта в суд – из года в год, наоборот, падает. За весь период подозрения были вручены лишь в 20 делах, а в суд ушло только 10 актов. В 2019 году – ни одного.
Почему так происходит? Дело в том, что единственная статья Уголовного кодекса, по которой можно привлечь именно судью к ответственности за явно незаконное решение – неработоспособна. И ее используют в большинстве случаев только для оказания давления на судью путем открытия производства. Например, если кому-то кажется, что действия или решение судьи «не соответствует общественному запросу» или «духу времени». Либо же дела по этой статье могут стать «крючком», за который судью «подвешивают» вышестоящие руководители или прокуратура.
Причина неработоспособности этой статьи проста. Чтобы показать по ней вину судьи, нужно доказать прямой умысел при принятии решения (знал о последствиях своих действий и желал их наступления). Грубо говоря, нужно задокументировать, как судья соглашается принять решение, осознавая его противоправность. Но вот незадача: если у правоохранителей есть такие доказательства – они, как правило, «принимают» судью на взятке.
Если же о незаконном решении становится известно только после его принятия – то умысел доказать почти невозможно. Судья независим и принимает решение на основании собственного внутреннего убеждения – что законно и справедливо, а что нет. «Я художник, я так вижу». Максимум, что может «светить», если решение будет иметь тяжелые последствия (ущерб более 240125 гривен) – это до 5 лет тюрьмы или – что гораздо вероятнее – штраф по ст. 367 УК – «служебная халатность». Или вовсе «дисциплинарка», например, в виде предупреждения.
Есть ли выход? Готовых простых решений для украинских реалий точно не существует. Однако очевидно, что одной только кадровой чисткой не обойтись. Нужно выстраивать новые правила игры и систему неотвратимой ответственности за их несоблюдение.
Очевидно, что тема ответственности судей за принятие явно неправосудных решений – как в недавних резонансных случаях – должна стать одной из центральных после перезагрузки судебной реформы новым парламентом и правительством. Один из вариантов – исключить прямой умысел из обязательных условий привлечения к ответственности по такой статье и переформатировать ее в «служебную халатность для судей» с более существенной ответственностью. Второй – более глобальный подход, который используется в некоторых странах – введение ответственности для судей, чьи решения признаны незаконными высшими инстанциями. Правда, без коренных кадровых изменений, в украинских условиях есть риск повышения коррупционных аппетитов на этом уровне.
В любом случае, концентрация «странных» решений в судах в последнее время не оставляет законодателям другого выбора, кроме как заняться решением этого вопроса как можно скорее сразу после перезагрузки парламента.
- Горизонтальний моніторинг як сучасний метод податкового контролю Юлія Мороз 13:36
- Ієрархія протилежних правових висновків суду касаційної інстанції Євген Морозов 12:39
- Чужий серед своїх: право голосу і місце в політиці іноземців у ЄС Дмитро Зенкін вчора о 21:35
- Сталий розвиток рибного господарства: нові можливості для інвестицій в Україні Артем Чорноморов вчора о 15:59
- Кремль тисне на рубильник Євген Магда вчора о 15:55
- Судова реформа в контексті вимог ЄС: очищення від суддів-корупціонерів Світлана Приймак вчора о 13:47
- Як автоматизувати процеси в бізнесі для швидкого зростання Даніелла Шихабутдінова вчора о 13:20
- COP29 та План Перемоги. Як нашу стратегію зробити глобальною? Ксенія Оринчак вчора о 11:17
- Ухвала про відмову у прийнятті зустрічного позову підлягає апеляційному оскарженню Євген Морозов вчора о 10:35
- Репарації після Другої світової, як передбачення майбутнього: компенсації постраждалим Дмитро Зенкін вчора о 00:50
- Що робити під час обшуку? Сергій Моргун 19.11.2024 19:14
- Як реагувати на вимоги поліції та ТЦК: поради адвоката Павло Васильєв 19.11.2024 17:55
- Як зниження міжнародної підтримки впливає на гуманітарне розмінування в Україні Дмитро Салімонов 19.11.2024 14:12
- Українські діти війни: більше 10 років російської агресії, 1000 днів незламності Юрій Гусєв 19.11.2024 12:16
- Розподіл статутного капіталу при розлученні: судова та міжнародна практика Світлана Приймак 19.11.2024 12:00
-
Головний прапор країни приспустили: яка причина
Життя 59118
-
Віктор Ющенко та партнери відчужили право на видобуток газу на Полтавщині
Бізнес 41276
-
Ми втрачаємо покоління інженерів і програмістів. Як математика впливає на майбутнє України
10325
-
Британія утилізує п'ять військових кораблів, десятки гелікоптерів і дронів задля економії
Бізнес 8934
-
За вітраж Тіффані троє учасників торгів змагалися 6 хвилин – його продали за $12,48 млн: фото
Життя 8640