Привлечение финансирования: есть ли повод для "сдержанного оптимизма"?
Лейтмотив последнего времени – нехватка финансирования для развития коммерческих проектов в Украине. Что может зависеть от нас?
Лейтмотив последнего времени – нехватка финансирования для развития коммерческих проектов в Украине и проблематичность его привлечения «со стороны». Однако действительно ли (для нас) иссякли источники денежных средств? На мой взгляд, дело не в недостатке свободных финансовых ресурсов, которые могли бы быть перераспределены в пользу бизнеса, а скорее в реалистичности ожиданий и коррекции подхода к их привлечению.
Традиционно для развития бизнеса использовались долгосрочные кредиты банков, но сегодня европейская банковская система действительно переживает один из острейших кризисов в своей истории, главной особенностью которого является тотальный кризис доверия по отношению к потенциальным заемщикам – при чем не только на уровне частного сектора, но и на уровне государств. Вместе с тем, дефицит банковского финансирования мог бы быть восполнен за счет инвестиционного капитала и небанковских кредитов. Так, по данным DTZ (со ссылкой на Financial Times, Federal Reserve) по состоянию на 3 кв. 2011 г. американские нефинансовые корпорации аккумулировали огромные объемы денежных средств – порядка $ 1.73 трлн. Пенсионные фонды, страховые компании, фигурально выражаясь, «сидят на деньгах». Теоретически, свободных средств американских частных инвесторов (equity-investors), международных инвестиционных фондов, мульти-национальных корпораций было бы достаточно, чтобы компенсировать недостаток банковского финансирования и покрыть потребность бизнеса в дополнительном капитале.
На практике при сложившейся ситуации инвестору доступны три основных варианта действий:
1. вложить почти без риска, но и с минимальной доходностью в Казначейские обязательства США или другие подобные инструменты;
2. «спрятать под матрас», руководствуясь принципом максимального сохранения капитала;
3. вкладывать деньги в реальные активы – землю, производство, недвижимость и т.п.
Традиционно, вложения в государственные обязательства считались наиболее надежными. Однако, «прайм» инструменты с низким риском (те же Казначейские обязательства США, гособлигации Великобритании или Германии) сейчас предлагают настолько низкую доходность, что перестают быть интересными как средство зарабатывания прибыли. Инструменты с высоким доходом (например, облигации Испании) считаются слишком рискованными. Такое положение вещей на фоне глобальной неопределенности заставляет инвесторов постепенно смещать свои приоритеты в сторону пресловутого «матраса», что, по крайней мере, обеспечивает возможность немедленного доступа к принадлежащим им денежным средствам, либо реальных активов, таких как земля, золото, предприятия и прочие материальные категории. Кроме того, уже сейчас глобальные инвесторы ищут пути диверсификации своих инвестиционных портфелей, чтобы поддержать доходность при приемлемых рисках. При этом можно ожидать оживление интереса к активам на развивающихся рынках (emerging markets).
В последнем случае можно было бы усмотреть шанс для Украины. Конечно, наш рынок – не единственная альтернатива в качестве emerging markets. Не стану спорить с тем, что инвестиционный климат в нашей стране далек от совершенства. Также я далека от того, чтобы ожидать у нас массового нашествия глобальных инвесторов в ближайшей перспективе.
Тем не менее, на мой взгляд, и у нас есть свои возможности. Так, помимо традиционных российского капитала и собственных ПФГ к украинским активам проявляет интерес категория инвесторов, возможности которых не столь обширны, как у ведущих глобальных фондов, но позволяют заключать перспективные сделки, ориентируясь на недооцененные рынки и активы. Эта группа инвесторов менее чувствительна в отношении инвестиционного рейтинга страны, однако займет весьма жесткую позицию в оценке корпоративных (проектных) рисков и ожидает получить более высокую премию за вход в бизнес на рискованном рынке. Соответственно, для того, чтобы получить финансирование больше внимания придется уделить подготовке к переговорам с инвестором. Да, критерии отбора стали более жесткими. Однако, предложения, которые предполагают наличие действительно качественного проекта, веские основания претендовать на перспективную нишу в своем сегменте рынка, профессионализм менеджмента, прозрачность финансовых потоков, юридическую чистоту сделки, а также предусматривают готовность основного бенефициара вкладывать собственные деньги в проект, имеют шансы на успех в привлечении финансового партнера.
Поэтому мнение, что инвестиционные проекты не имеют шансов на развитие исключительно из-за сложной макроэкономической ситуации, на мой взгляд, является не вполне обоснованным. Очень многое зависит от того, как подойти к вопросу привлечения финансовых ресурсов.
- Відмова від спадщини на тимчасово окупованій території Євген Осичнюк 16:17
- Реформа, на яку чекали десятиліттями: 7 головних новацій нового Трудового кодексу Олексій Шевчук 12:23
- Сакральне мистецтво війни Наталія Сидоренко вчора о 17:55
- Фінансовий мінімалізм: чому "достатньо" має стати новою особистою стратегією Інна Бєлянська вчора о 16:12
- CRS як рентген капіталу: чому бізнесу час забути про офшори Ростислав Никітенко вчора о 09:31
- Ілюзія відпочинку. Чому ви відчуваєте втому, навіть коли нічого не робите Олександр Висоцький 10.01.2026 17:14
- Невизначеність поняття "розшук" у законі про мобілізацію та військовий облік Сергій Рябоконь 10.01.2026 16:15
- Акцизний податок – баланс між доходами та споживання Мирослав Лаба 09.01.2026 17:40
- Як перетворити порожні не житлові будівлі на доступне житло, європейський досвід Сергій Комнатний 09.01.2026 17:06
- Порушення правил військового обліку: підстави відповідальності та правові наслідки Сергій Рябоконь 09.01.2026 15:55
- Година в потязі з іноземцем: легкі фрази, які допоможуть підтримати розмову Інна Лукайчук 08.01.2026 20:57
- Зміни в трудовому законодавстві 2025 року: бронювання військовозобов’язаних працівників Сергій Рябоконь 08.01.2026 15:52
- Малий розріз – великі очікування: чесно про ендоскопічну підтяжку Дмитро Березовський 08.01.2026 15:48
- Економіка під тиском війни: чому Київщина стала одним із драйверів зростання у 2025 році Антон Мирончук 08.01.2026 15:40
- Підтримка молоді під час війни: чому ми не маємо права втратити "золоту ДНК" нації Світлана Логвін 08.01.2026 09:44
- Фінансовий мінімалізм: чому "достатньо" має стати новою особистою стратегією 539
- Економіка під тиском війни: чому Київщина стала одним із драйверів зростання у 2025 році 496
- Конфлікт у публічному просторі: звинувачення, відповідь та судовий захист 356
- Підтримка молоді під час війни: чому ми не маємо права втратити "золоту ДНК" нації 231
- Тіло як поле бою: злочин, про який світ воліє не говорити 183
-
Британія знайшла закон, який дозволяє затримувати судна тіньового флоту
Бізнес 33840
-
"Він буде безшабашним". Чи погодить Рада призначення Федорова в Міноборони і що це змінить
2510
-
Життя при -30 °C без батарей: як традиційні системи опалення знову стають актуальними
Життя 2239
-
Глемпінг замість готелів. Як зростає новий формат бізнесу гостинності, всупереч війні
Бізнес 1965
-
Як відключення світла "б’є" по психіці: чому "накриває" так сильно і як уберегти себе й дітей
Життя 1922
