Авторські блоги та коментарі до них відображають виключно точку зору їхніх авторів. Редакція ЛІГА.net може не поділяти думку авторів блогів.
09.02.2021 14:55

Мошенничество с НДС и реальные сроки за уклонение от уплаты налогов. Обзор новаций

Адвокат. Директор Goldarb. Advice

В первом чтении принят проект закона №3959-1, который вводит новый вид "налоговых" преступлений - мошенничество с НДС. О нем в данном обзоре.

В начале февраля народные депутаты в первом чтении поддержали законопроект №3959-1 о некоторых изменениях в административном и налоговом законодательстве в связи с деятельностью Бюро экономической безопасности (создание которого также было утверждено принятием отдельного закона (проект №3087-д, принятый 28.01.2021 года).

Из названия следует, что изменения в Кодекс Украины об административных правонарушениях (КУАП) и Уголовный кодекс Украины (УК) должны быть связаны с будущим запуском Бюро экономической безопасности (БЭБ). Но это не совсем так.

Точнее, с работой БЭБ связано лишь дополнение КУАП нормой о незаконном использовании символов БЭБ, а также УК и УПК - техническими нормами, связанными с работой нового органа.

Но, кроме этих незначительных для налогоплательщиков правок законодатели приняли еще пару, которые никак не связаны, а направлены исключительно на усиление уголовной ответственности за уклонение от уплаты налогов, и дополняют перечень налоговых преступлений еще одним — мошенничество с финансовыми ресурсами.

Усиление ответственности за уклонение от уплаты налогов.

Проектом предусматривается увеличение штрафа за совершение «обычного» уклонения (предусмотренного частью 1 статьи 212 УК Украины) с ныне действующего «коридора» от 51 до 85 тыс. грн., до 85-119 тыс. грн.

Также проект, кроме увеличения штрафа, предполагает возможность назначения наказания за совершение этого преступления и в виде ареста сроком до 6 месяцев (нынешняя редакция нормы предусматривает наказание в виде штрафа, или лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью сроком до 3 лет).

Такая же тенденция отмечена и для частей 2 и 3 статьи 212 УК в предложенной проектом редакции, а именно за уклонение от уплаты налогов в больших и в особенно крупных размерах (за которые предлагается карать штрафом от 119 до 170 тыс. грн., или ограничением свободы до 5 лет, и штрафом от 255 до 425 тыс. грн., или лишением свободы до 7 лет (с конфискацией имущества или без нее).

Новое налоговое преступление — мошенничество с НДС.

Изюминкой законопроекта, по моему мнению, является дополнение Уголовного кодекса новой статьей (т.е. криминализацией отдельного деяния) под названием «Мошенничество с налогом на добавленную стоимость».

Мошенничеством с НДС будет считаться расхищение или незаконное завладение бюджетными средствами путем получения бюджетного возмещения, а также подача заявления о возврате суммы бюджетного возмещения (НДС), совершенные путем подачи заведомо не правдивых сведений, в том числе, в результате использования заведомо не правдивого документа (часть 1 статьи 2222 УК Украины в предложенной проектом редакции).

Предлагаю непонятный обывателю текст нормы разобрать на молекулы и перевести на простой язык.

Так, норма условно выделяет две формы (вида) мошенничества НДС:

1) незаконное завладение деньгами бюджета путем получения бюджетного получения;

2) подача заявления о возврате суммы бюджетного возмещения НДС.

При этом обе формы должны быть совершены путем подачи заведомо не правдивых сведений (в том числе, с использованием заведомо поддельного документа).

Получается, что для предания деянию преступного характера, не всегда нужно, чтоб НДС был реально возмещен, ведь сама по себе подача заявления о возврате бюджетного возмещения (НДС), совершенная «путем подачи заведомо не правдивых сведений» является преступным деянием, независимо от того, как налоговая отреагировала на это заявление: вернула НДС или отказала.

Опасность формулировки части 1 статьи 2222 УК Украины в том, что под нее можно будет подвести фактически любой «спорный» НДС. Очевидно, что в вопросах возмещения НДС любая сумма, подлежащая выплате из бюджета бизнесу (а не наоборот), является спорной (потому что налоговики с чем-то да не согласятся).

Кроме того, в отличии от частей 2 и 3 анализируемой статьи, часть 1 предусматривает наказание (о нем чуть ниже) за сам факт незаконного завладения бюджетными средствами путем путем получения бюджетного возмещения НДС независимо от того, какова же сумма возмещенного незаконно налога, т.е. реальность убытков бюджета и их размер значения иметь не будут.

Говоря юридической терминологией, размер ущерба не будет являться квалифицирующим признаком для квалификация деяния по части 1 статьи 2222 УК Украины (если проект станет законом).

Данное правонарушение (исходя из диспозиции анализируемой нормы) должно быть совершено путем подачи заведомо не правдивых сведений (в том числе с использованием поддельного документа). Т.е., использование поддельного документа будет в данном случае считаться отдельным подвидом использования и подачи заведомо не правдивых сведений как механизма совершения преступления.

Обращает на себя внимание, что «подача заведомо не правдивых сведений» считается единственно возможным способом совершения мошенничества с НДС, при этом проект не отвечает на вопросы:

- где должны и/или могут быть отражены такие не правдивые сведения (обязательно в декларации по НДС и/или дополнениях к нему по утвержденной форме или в любом другом документе, письме и т.д)?

- куда должны подаваться такие заведомо не правдивые сведения (например, бухгалтер «перепутал» и подал заявление о возврате бюджетного возмещения (дополнение 4 к налоговой декларации) не в налоговую, а в МЧС — будет ли считаться преступление совершенным или это будет неоконченное покушение на совершение мошенничества с НДС)?

- кто и как определяет не правдивость сведений, указанных плательщиком?

Примеров может быть масса: плательщик НДС отражает в строке 10.1 декларации по НДС объем налогового кредита, сформированного при приобретении товаров/услуг на территории Украины. Налоговая служба при проведении проверки «критически относится» к некоторым операциям, считая их: а) такими, которых реально не было; б) не правильно задокументированными и т.д, и как следствие — не принимает суммы налогового кредита по таким операциям, уменьшает сумму кредита, и, соответственно, увеличивает размер обязательства.

Де-факто, налоговики просто не согласны с размером налогового кредита плательщика, который «подался» на возмещение.

А де-юре, они же сделают вывод, что должностное лицо плательщика, действуя умышленно, с целью получения незаконной, безосновательной налоговой выгоды в виде налогового кредита по НДС, при заполнении налоговой декларации внесло заведомо недостоверные сведения в определенные ее строки и графы, после чего подписало декларацию и отправило ее в контролирующий орган, чем и совершило деяние, ответственность за которое предусмотрена (в случае принятия проекта в целом) частью 1 статьи 2222 УК Украины.

Части 3, 4, 5 статьи 2222 УК предусматривают ответственность за совершение мошенничества с НДС в значительном и особо крупном размере (соответственно).

Значительным размером считается сумма бюджетного возмещения в 1000 и более раз превышающую необлагаемый минимум доходов граждан (НМДГ), крупным — когда сумма бюджетного возмещения превышает в 3000 и более раз НМДГ, а особенно крупным — в 5000 и более раз.

Обращаю внимание на то, что согласно пункта 5 подраздела 1 раздела XX Налогового кодекса, для квалификации деяний как административных правонарушений и преступлений НМДГ равен не 17 гривен, а налоговой социальной льготе, предусмотренной подпунктом 169.1.1 пункта 169.1 статьи 169 НК Украины.

Данная норма (пп.169.1.1 п.169.1 ст.169) устанавливает налоговую социальную льготу на уровне половины прожиточного минимума для трудоспособного лица, установленного на 1 января соответствующего года.

С 01.01.2021 года размер прожиточного минимума для трудоспособных лиц установлен в размере 2270 грн., следовательно НМДГ для квалификации деяния как преступного, равен 2270/2= 1135 гривен.

Таким образом, мошенничество с НДС будет считаться совершенным в значительном размере, если сумма незаконно возмещенного (или просто заявленного к возмещению) НДС будет равна или превышать 1 млн. 135 тыс. грн. (1135*1000) и более; в крупном размере — при возмещении НДС на сумму 3 млн. 405 тыс. грн. и более, в особо крупном — 5 млн. 675 тыс. грн. и выше.

За все эти «размеры» законодатель решил применять наказание, в том числе и в виде реального лишения свободы (например, за мошенничество с НДС в значительном размере — до 3 лет, в крупном размере — от 3 до 8 лет, в особо крупном размере — от 5 до 12 лет).

То есть, по тяжести наказания мошенничество с НДС в значительном, крупном и особо крупном размерах, можно сравнить, например с нанесением тяжких телесных повреждений, захватом заложников, торговлей людьми, разбоем, грабежом, созданием преступной организации и т.д.

Якщо Ви помітили орфографічну помилку, виділіть її мишею і натисніть Ctrl+Enter.
Останні записи
Контакти
E-mail: [email protected]