Авторські блоги та коментарі до них відображають виключно точку зору їхніх авторів. Редакція ЛІГА.net може не поділяти думку авторів блогів.
04.10.2011 08:12

Формирование креативного мышления. 3. Советы психологов

Доктор технічних наук, професор

Предлагается освоить новые методики креативного обучения, основанные на использовании системных подходов. В чем же суть разработанных и апробированных автором методов креативного образования? Прежде всего, вся методика основана на знании и практическо


Прочел  статью Александра Винниченко  “Как найти в себепредпринимателя”  Задержался наразделе “Как разглядеть в себе предпринимателя?”.  Не согласен с мнением Алексея Захарова о том,что предпринимательские качества либо присущи человеку, либо нет. Ведь,  когда дарвиновская обезьяна взяла  палку, чтобы  сбить банан с дерева, она уже что-то предприняла.  Первый шаг ребенок тоже предпринимает. Можнопродолжать, но, видимо, нужно говорить  отом, что человеку  присущи не любые видыпредпринимательской деятельности. Я, к примеру, уже лет 20 обучаю студентов, даи слушателей тренингов  технологическомубизнесу, но сам бизнесом никогда не занимался. Это направлениепредпринимательства – не для меня. Свои предпринимательские наклонностипроявлял в научном творчестве, в какой-то мере, в педагогике.  

А, вот, с мнением  В.Колесникова отом, что можно дообучиться, набрать знания, умения, навыки  предпринимателя, согласен. Само собойразумеется, понравилась  рекомендация предпринимателюразвивать в себе креативность. "Есть специальные психологические тренингикреативности, есть определенные технологии развития в себе креативности. Однакоих эффективность во многом зависит от изначального уровня креативности человека”.  Тут все верно. Но дальше снова  начинается: “Если есть, что развивать – можнонесколько усилить эту способность. Если же развивать нечего - тут вряд личто-то получится", - отмечает В.Колесников.

Итак, давайте поговорим  о  психологических аспектах креативного мышления. Сразу замечу, что  не являюсь  психологом и попробую использовать  мнения только тех специалистов, которые как-то корреспондируется с  моими взглядами. Оказалось, что психологи никак не могут прийти даже к единому определению термина креативность. Многие из них понимают под креативностью способность видеть вещи в новом и необычном свете и находить уникальные решения проблем. Креативность является полной противоположностью шаблонному мышлению (ограниченность выбора при поиске возможных решений и тенденций одинаково подходить к разным проблемам). Она уводит в сторону от банальных идей и скучного, привычного взгляда на вещи и рождает оригинальные решения. Креативность делает процесс мышления увлекательным и помогает находить новые решения старых проблем. Психологи единодушны в том, что креативность и интеллект – не одно и то же. Согласно многочисленным результатам компетентных исследований, не все люди с высоким IQ обладают креативностью.

 

С определениями – вообще чехарда. У одних креативность – способность   генерации нового знания путём технологически управляемого расширения и трансформации видения реальности как будущего, способного системно организовать настоящее, т.е. креативность –  это  творческое конструирование в режиме самоорганизации процесса мышления. У других креативность – способность генерации нового знания путём недедуктивного расширения и трансформации видения реальности как будущего, способного системно организовать настоящее, т.е. креативность – это творческое конструирование в режиме самоорганизации.

 

Собственно, никто не знает, что такое креативное мышление. Психологи путаются и ругаются, пытаясь выработать определение, которое всех устроит. Но пока так ни до чего не договорились. Не будем придираться к  словоблудию психологов. Наука такая. Давайте для себя решим, что креативное мышление - это способность человека нестандартно решать стоящие перед ним задачи и находить новые, более эффективные пути достижения своих целей.

 

Некоторые исследователи при оценке креативности человека основываются на его результатах или достижениях. Признаками креативности они считают такие общественно-полезные результаты, как изобретения, создание произведений искусства или сочинение музыкальных произведений. Хотя между достижениями и творческими способностями существует некоторая связь, по данным Бэррона и Харрингтона она весьма слаба.

 

Характерные черты творческих личностей.

 

Как вы представляете себе творческую личность? Наверное, в образе сумасбродного фантазера, не похожего на нормальных людей. Андрисон обнаружил, что писатели более подвержены эмоциональным перепадам настроения, чем люди других профессий. Многих из людей, занимающихся творческой деятельностью, окружающие считают неуживчивыми, независимыми, самоуверенными и легко поддающимися смене настроений. Но совершенно очевидно, что творческая деятельность требует также и большой работы. Мадиган и Элвуд подчеркивают  значение таких качеств, как любознательность и упорство. Они описывают, как швейцарский изобретатель Жорж де Местраль придумал застежку-“липучку”. Однажды на охоте к его одежде и шерсти собаки пристали головки репейника. Стараясь отодрать их от одежды, де Местрель заинтересовался, почему они так крепко прилипают к ткани. Он рассмотрел репьи под микроскопом и обнаружил, что на каждой головке имеются сотни маленьких крючочков. Много лет он настойчиво пытался найти способ крепления подобных крючочков к ленте из ткани. В конце концов, у него получилась “липучка”. У других творческих личностей процесс творчества происходит примерно так же. Бетховен проводил долгие часы за сочинением музыки, потом рвал исписанные листы и переписывал их заново. Пушкин занимался тем же…

 

Развитие творческого мышления (советы психологов  по развитию креативности)

 

На мой взгляд, креативное мышление развивается так (это можно проследить в процессе развития человека - первые ступени осваиваются детьми и подростками, а дальше - как повезет. Развитие одной ступени подготавливает базу для другой):

  • Сначала появляется МЫШЛЕНИЕ ВООБЩЕ - умение делать выводы, сопоставляя одно с другим.

  • У подростков развивается МЫШЛЕНИЕ КРИТИЧЕСКОЕ - умение делать выводы, сопоставляя вещи со своим прошлым опытом.

  • Потом (если повезет) появляется МЫШЛЕНИЕ НЕЗАВИСИМОЕ - умение делать более верные выводы, не отвлекаясь на стереотипы.

  • Ну и наконец, благодаря свободе, которую дает предыдущая ступень, развивается КРЕАТИВНОЕ МЫШЛЕНИЕ.

 

Как научиться мыслить более творчески в зрелом возрасте? Многие психологи советуют записывать все приходящие в голову идеи, как хорошие, так и плохие. Если вы будете стараться выдвигать только хорошие идеи, это может привести, с одной стороны, к “ухудшению” потенциально плодотворных мыслей, а с другой – к постоянному чувству неудовлетворенности.

Когда вы занимаетесь творческой работой, не стоит упражняться в развитии критического мышления (оценка высказанных суждений и создание обоснованного вывода). Дайте себе побольше времени на размышления. Некоторые психологи советуют разыграть решаемую задачу в лицах или нарисовать ее схему, чтобы создать о ней более наглядное представление. Они рекомендуют разговаривать вслух с самим собой и, разыгрывая задачу в лицах, проходить через все ее решения. Всегда полезно идти по стопам известных творчески мыслящих людей и проявлять упорство.  Дальше продолжение рекомендаций опытных психологов:

  • Сознательно прилагайте усилия к тому, чтобы проявлять оригинальность и выдвигать новые идеи.

  • Не беспокойтесь о том, что о вас могут подумать люди.

  • Старайтесь мыслить широко, при этом, не обращая внимания на запреты, накладываемые культурными традициями.

  • Если вы ошиблись при первой попытке, рассмотрите другие варианты и попробуйте найти новые пути.

  • Будьте всегда открыты для дискуссии и проверяйте свои предположения.

  • Ищите объяснения странных и непонятных вещей.

  • Преодолевайте функциональную фиксированность и ищите необычные способы применения обычных вещей.

  • Откажитесь от привычных методов деятельности и попробуйте поискать новые подходы.

  • Чтобы выдать “на-гора” как можно больше идей, используйте метод мозгового штурма.

  • При оценке идей старайтесь быть объективным. Представьте, что они принадлежат не вам, а другому человеку.

  • Не иметь авторитетов и кумиров (любой человек, как бы умен и замечателен не был, может ошибаться. А "авторитеты" зачастую еще и расслабляются и начинают нести чушь. Ну а поклонники продолжают внимать речам авторитета как божественному откровению)

  • Не бояться быть "не как все" (хотя тут неправильна уже постановка вопроса. В идеале не должно возникать даже мысли в духе "похож я на других или нет?". Никакого смысла в таких рассуждениях отродясь не было. Быть надо собой, и мерить себя лучше всего своей линейкой)

  • нужна некоторая смелость мышления и отсутствие стереотипов. Чтобы не иметь стереотипов и прочей гадости, мешающей мыслить креативно, нужно прежде всего мыслить НЕЗАВИСИМО.

 

Все это помогает главному - видеть вещи более близкими к реальности (я не говорю "такими, какие они есть" - не факт, что это вообще доступно человеку). А значит - и находить новые идеи, там, где другие - скованные стереотипами и "истинами" их не заметят и за миллион лет.

 

Подводя итоги психологических аспектов креативности, заметим:

1.Одна из основ креативного мышления - умение видеть мир  неискаженным чужими мнениями, стереотипами, установками, изречениями авторитетов.

2. Чтобы видеть мир близким к действительности, нужно уметь относиться ко всему критично и обладать независимым мышлением.

3. Впечатления и опыт - топливо для креативности, независимое мышление - очистная установка, подсознание - двигатель.

4. Системный подход - теоретическая база, проектный менеджмент – тактика реализации  креативных проектов

 

Что дальше?

 

Роль творчества  непрерывно возрастает в современной быстроменяющейся экономике, что связано с несколькими факторами (динамизмом современного бизнеса; гиперконкуренцией; увеличивающимся уровнем требований потребителей; повышением роли интеллектуального ресурса в системе производства; увеличением стоимости рабочей силы и ее качества в сферах производства и бизнеса; развитием среднего и малого бизнеса и переходом от массового репродуктивного производства к мелкосерийному и индивидуализированному и др.). Сегодня на рынке побеждают те организации, которые активно развивают творческий потенциал своих сотрудников.

 

В связи с этим предлагается освоить  новые методики креативного  обучения, основанные на использовании системных подходов. В чем же суть разработанных и апробированных  автором  методов креативного образования? Прежде всего,  вся методика основана на знании и практическом  использовании системного подхода, системного анализа.  Студенты  не просто изучают структуру сложных систем, но и учатся  приемам декомпозиции по вертикали и горизонтали, построению сетевых структур. Важно также научить  студента  учитывать взаимосвязь, прямое и обратное влияние  различных  иерархических уровней системы (интерэктность)  и получение вследствие этого  нового качественного и количественного результата (эмерджентность).     Однако, наиболее важно при креативном обучении  студента добиться не только теоретического, но и практического освоения  свойств сложных систем. Ведь именно на этих свойствах  основан поиск креативных решений. К примеру, наиболее сложен   для понимания и усвоения студентами принцип  соответствия, сформулированный  как необходимость обеспечить  соответствие  параметров  воздействия на систему определяющим характеристикам этой системы на лимитирующем уровне (чаще всего, это амплитудно – частотные характеристики).

   

     Уже 8 выпусков  специалистов – механиков Украинского государственного химико-технологического  университета изучают системный анализ и основы проектного менеджмента, а на 5 курсе  прослушивают лекции и, главное, проходят обучение  в он-лайновом режиме Интернета по  курсу  “Инженерно-технологический бизнес”. К сожалению, пока это,  по-видимому, единственный  опыт в Украине.

 

В следующих сообщениях я  расскажу об этом подробнее.

Відправити:
Якщо Ви помітили орфографічну помилку, виділіть її мишею і натисніть Ctrl+Enter.
Останні записи