Профилактика негативного «человеческого фактора» в управлении бизнесом
При нарушение иерархической системы организации происходит размывание границ между «фронтом» и «сервисом», удвоение (утроение) управленческих вертикалей и многие другие неприятные симптомы «ручного управления». Что с этим делать?
Самая эффективная организационная структура бизнеса может быть разрушена ее же создателем - "человеческим фактором". Типичный сценарий – нарушение иерархической системы взаимодействия между структурными составляющими организации. Как следствие, происходит размывание границ между «фронтом» и «сервисом», удвоение (утроение) управленческих вертикалей и многие другие неприятные симптомы «ручного управления».
Как вычленить из организационного сумбура «добывающее» и «обслуживающее» звенья и выстроить между ними зрелые производственные взаимосвязи? «Иерархизацию внутриструктурных взаимосвязей <необходимо> рассматривать в формате "цели-задачи-мероприятия-действия". Каждый элемент структуры обязан действовать строго в своем эшелоне, не "сваливаясь" вниз и не забираясь выше положенного, в "стратегический" эшелон функционирования. При таком подходе в нормально работающей структуре не происходит смешивания функций, когда директор дает руководящие указания сторожам и уборщицам...» (из частной дискуссии с предпринимателем Сергеем Мариняко).
Иерархическая ось «цели-задачи-мероприятия-действия» позволяет вертикально со-организовать бизнес-процессы, четко разграничить компетенции и разумно со-связать, со-подчинить структурные элементы компании. Это – стратегический маршрут на ближайший цикл развития бизнеса. Его можно закладывать в «автопилот». При этом скорость продвижения, в первую очередь, определяется валом продаж.
Однако, во время «путешествия» неизбежны ситуативные отклонения от основного курса («объезды» препятствий) или изменения скорости исходя из, прежде всего, особенностей рынков ресурсов и сбыта. В этих случаях «автопилот» корректируется «вручную» на основании тактической карты «ситуативных приоритетов», как отражения текущих ресурсных дефицитов или отклонения характеристик сбыта. Описанное формирует горизонтальную ось – операционных приоритетов.
Суть профилактики негативного влияния «человеческого фактора» на менеджмент – управленческие решения извлекаются из пространства, формируемого на пересечении двух описанных выше осей. Ничего личного! Менеджер обязан (себе, коллективу и акционерам) обеспечивать стратегическое продвижение «по маршруту» вперед, вовремя делая тактические маневры.
Остановка на маршруте – организационный форс-мажор, требующий в зависимости от конкретики ситуации:
1) усовершенствования иерархическо-приоритетного механизма управления;
2) проверку «пилота» на соответствие и готовность двигаться по маршруту дальше;
3) изменения маршрутных характеристик…
Каковы механизмы имплементации описанного подхода к управлению? Как сделать так, что бы «пилот» правильно считывал показания «приборов»? «Для этого необходимы и достаточны две вещи: во-первых, исправное "считывающее устройство", во-вторых, реальная заинтересованность в прибытии в пункт назначения в указанные сроки. Другими словами, профпригодность и мотивация управленца, которые обеспечиваются вышестоящим звеном оргструктуры» (из частной дискуссии с предпринимателем Сергеем Мариняко).
При этом функцию «приборной доски» может (должна?) выполнять Служба внутреннего аудита (СВА) компании. Принципиально важное условие – СВА подчиняется Наблюдательному совету (ели его аналогу). Распространенное подчинение такой службы СFO или даже СЕО – множит на ноль саму идею внутреннего аудита. Аудит не может быть «придворным», а иначе это не аудит вовсе.
Теперь о профпригодности и мотивации управленца. О первом факторе можно всерьез рассуждать только после того, как обеспечен второй. Это отдельная и очень непростая тема. Предположим, что с мотивацией все ОК, тогда с чего начать оценку профпригодности? С уровня личностной зрелости управленца. Почему именно с этого? Почему не с объективных показателей и достижений? Как это делать? Обо всем этом - в следующий раз.
- Грант – не гарантія успіху: як не "згоріти" після перемоги Олександра Смілянець вчора о 06:45
- Як Принцип Парето 80/20 перетворює перевтому на фокус і прибуток Олександр Скнар 20.10.2025 23:04
- TikTok та Твіттер як зброя Росії Михайло Стрельніков 20.10.2025 18:25
- Скільки насправді коштує ваш ІТ-бізнес: тверезий погляд Анна Одринська 20.10.2025 15:30
- СУР, незвичні запити та спокій платника Ганна Ігнатенко 20.10.2025 10:36
- Сірий енергоринок: як народжується нова економіка перепродажу кіловат Ростислав Никітенко 20.10.2025 09:59
- Чому євреї в Україні приховували своє походження? Олег Вишняков 20.10.2025 09:13
- Інформаційна війна Росії проти Європі, хто переможе? Михайло Стрельніков 19.10.2025 18:12
- Економіка суперечностей: що Гегель – і каструля борщу – вчать про стратегію Сергій Дідковський 19.10.2025 14:44
- Карабаський досвід та шлях до справедливого миру для України Юрій Гусєв 19.10.2025 11:17
- Аналіз законопроєкту №14098: розширення доступу до БВПД для сиріт та молоді Валентина Слободинска 19.10.2025 10:11
- Як війна змінила українську економіку: виклики, адаптація та нові можливості Сильвія Красонь-Копаніаж 19.10.2025 10:00
- Чому грантова заявка провалилась, і як зробити так, щоб наступного разу виграти Олександра Смілянець 18.10.2025 20:33
- Чому українські спортсмени змінюють громадянство Тарас Самборський 18.10.2025 16:04
- Неправильні бджоли на ринку золота Володимир Стус 18.10.2025 03:29
-
Reuters: Українські дрони зупинили ще один російський НПЗ
Бізнес 35623
-
Вигідніше спалювати, ніж продавати. У Литві фермери пропонують пшеницю для опалення
Бізнес 26092
-
Reuters: Через брак двигунів авіакомпанії розбирають нові літаки Airbus на запчастини
Бізнес 17282
-
Westinghouse про будівництво блоків Хмельницької АЕС: Прогресу, на жаль, наразі немає
Бізнес 3466
-
Мікроменеджер війни. Як Сирський формує свою гвардію впливу у ЗСУ
3376