Запуск столичных детсадов: хотели как лучше, вышло как всегда
Когда оптимистическая статистика на сайте КГГА - важнее безопасности реальных детей.
После официального запуска столичных детсадов прошли две рабочие недели. Многие родители, конечно, выдохнули и с головой ушли в работу. Наверняка обрадовались и дети, вырвавшиеся «в пампасы» после двух с половиной месяцев дома, получившие возможность гулять и общаться. Возможно, многие сотрудники садиков – соскучились по детям, оффлайновому общению друг с другом, движению вокруг и были уже не против вернуться к «почти нормальному» рабочему ритму.
Но, разумеется, все мы надеялись, что за многие недели карантина у властей всех уровней хватит времени, а также благоразумия и ответственности для того, чтобы сделать «возврат к жизни» спокойным, системным и последовательным.
Для этого было необходимо:
- создать адекватную нормативно правовую базу с четко прописанным пошаговым механизмом выхода из карантина;
- выделить ресурсы – финансовые, материальные, человеческие и временные – для воплощения мудрых решений.
Что ж, давайте посмотрим, получилось ли это сделать и каковы реальные результаты – за две недели есть что проанализировать.
Законодательная база и документы
Первым документом, которым теоретически должны были регламентировать работу садиков в новых «полукарантинных» условиях, стали «Временные рекомендации по организации противоэпидемических мероприятий в заведениях дошкольного образования на период карантина в связи с распространением коронавирусного заболевания (COVID-19)», выпущенные Министерством здравоохранения Украины. Это довольно общий документ, слишком абстрактный, чтобы стать руководством к действию. Однако он послужил законодательной базой для разработки следующий, более конкретных актов.
Так, 20 мая Киевский городской совет, Киевская городская государственная администрация (КГГА) и Департамент образования и науки Киева выпустили совместный «Регламент восстановления образовательного процесса в учреждениях образования г. Киева и режима их работы после снятия карантинных ограничений». Цель документа - обеспечение безопасного режима образовательного процесса. Регламент написан простым и доступным языком, имеет четкую логику и понятную структуру. Однако очевидно, что этого недостаточно для реального запуска процесса подготовки к открытию садиков.
Тем ни менее, вскоре (через пять дней, что важно), как и было обещано в «Регламенте», Департамент образования и науки Киева издал Приказ №83 «О восстановлении образовательного процесса в помещениях учреждений образования г. Киева и режим их работы после снятия карантинных ограничений». Этот-то документ и «дал зеленый свет» руководителям детских садов для подготовки их к открытию в режиме ослабленного карантина. Подчеркнем, что этот приказ был от 25 мая 2020 года, и именно от этой даты надо было «начинать копать».
Финальным аккордом, теперь уже для каждого детского садика, должен был стать Акт готовности образовательного учреждения к работе после снятия карантинных ограничений. К нему должно прилагаться соответствующее Разрешение, выданное районным управлением образования по согласованию с Департаментом образования и науки Киева, а также столичного подразделения Госпродпотребслужбы.
Алгоритм действий руководителя детского сада «в вакууме»
Что же должен был делать руководитель детского сада, стремящийся как можно скорее запустить работу учреждения и подписать вожделенный «Акт готовности…»? Многое. Однако его действия в их многообразии, должны были делиться на два основных блока.
1. Административная подготовка
Это приказы, распоряжения, назначение ответственных, проведение инструктажей, создание мониторинговой группы из сотрудников. И все эти документы (формы или шаблоны которых отсутствуют в силу уникальности ситуации) нужно написать, оформить, «довести до сведения» исполнителей и получить подписи.
2. Подготовка помещения
Оборудование медицинского кабинета для возможной обсервации, обработка поверхностей и предметов, организация места для утилизации средств индивидуальной защиты, разметка движения и прочее. При этом сами средства дезинфекции, моющие средства, средства индивидуальной защиты – нужно еще получить в РГА (что тоже непросто и требует оформления документации).
«Опросники»: добровольно-принудительное анкетирование
Считается, что выполнения этих действий достаточно для оформления «Акта готовности». Однако руководитель детского сада должен также выполнить требования «Регламента». А этот документ предусматривает оформление, систематизацию и подачу «наверх» так называемых «опросников».
Этот документ каким-то образом должны получить, заполнить и подать в детский садик родители ребенка. Судя по их рассказам, заполнение данного документа является необходимым условием для принятия ребенка в сад в первый день после карантина!
Предположительный алгоритм обработки «опросников»:
- руководитель дает распоряжение воспитателям: довести до сведения родителей необходимость заполнения «опросников», посвященных состоянию здоровья их детей и обстановке в семье, как об условии допуска в детский сад;
- воспитатель уведомляет об этом родителей;
- родители получают документ для заполнения (или скачивают его);
- родители заполняют, давая «честное слово», что признаков заболевания ни у ребенка, ни у окружающих его членов семьи не наблюдается, а также соглашаясь взять на себя ответственность как за предоставленные сведения (хотя эта ответственность не должна распространяться на человека без медицинского образования);
- родители приносят заполненный «опросник», приводя детей в садик и подает воспитателю (физически);
- такой же документ, но от своего имени, заполняет воспитатель, а затем он же передает эту пачку бумаг медработнику;
- медработник распределяет документы на три стопки, обобщает и подает руководителю детского сада;
- руководитель подает данные в районное управление образования, согласовывает их с мониторинговой группой
- и только потом получает «Разрешение».
Парадоксы
Регламент утверждает, что «опросник» - крайне важен. Казалось бы, это статистика, позволяющая оценить состояние здоровья всех участников процесса и риски открытия садиков. Но дьявол, как известно, в деталях.
1. В «Акте» об «опросниках» - ни слова! То есть, для получения «одобрям-с» от районного управления образования они как бы нужны, а для открытия садика, формально, - нет!
2. Ответственность родителей за данные в опросниках. Обычные люди, не являющиеся медиками, не могут нести ответственности за поданные ими сведения, поскольку они не имеют соответствующего образования. Речь даже не о «злом умысле» - сознательном утаивании данных. Известно, что covid-19 нередко имеет бессимптомное течение, особенно у детей. Умолчим о том, что для многих семей карантин стал ударом по финансовой стабильности. Мало того, для многих родителей вопрос стоит так: или они выходят на работу «еще вчера», приведя в садик ребенка с легким насморком, либо завтра этому же самому ребенку будет нечего положить в тарелку и не на что купить лекарства! А значит…
3. Родители, которых не тестировал, приходят в садик, как минимум, один раз – для передачи «опросника», и эти документы затем проходят через целый ряд рук.
4. Ответственность работников садика за данные в опросниках. Проверить данные, вписанные родителями, работники садика не в состоянии. Они не имеют ни лаборатории, ни детекторов лжи; при этом понятно, что они заинтересованы в начале работы садика. Однако именно они – воспитатели, медработники, руководители – эти сведения подают «наверх». А значит – они, в конце концов, несут ответственность за их правдивость. Но каким образом – условно говоря, «что будет, если…?». Нигде об этом речи нет.
Возможно, альтернативой «опросников» должны были стать хотя бы экспресс-тесты. Но, видимо, это дорого для нашего государства и столицы. Поэтому их заменили «условно бесплатные», хотя и, по сути, бесполезные «опросники».
Хотя суеты и хаоса они, конечно, добавили, и родителям, и сотрудников садиков, еще раз подтвердив, для чиновников процессе – явно важнее результата.
Сумасшедшая неделя
На сайте КГГА опубликована оптимистическая информация о том, что по состоянию на 3 июня 2020 года начали работать более 450 детских садов столицы. О том, как с 25 мая (даты публикации Приказа №83, давшего старт процессам подготовки садиков к работе) до 1 июня, когда первые садики стали открываться, проводилась работа с опросниками, остается только догадываться.
Предположительный тайминг сбора и обработки «опросников»:
25. 05 (понедельник) – публикация Приказа №83;
26. 05 (вторник) – уведомление о сборе «опросников» от руководителей садиков – воспитателям, от воспитателей – родителям;
27. 05 (среда) - сбор опросников от родителей и сотрудников;
28. 05. (четверг) - анализ данных медсестрой садика, подача статистических данных руководителю;
29.05 (пятница)– согласование с мониторинговой группой (как вы думаете, она существует?), обработка данных в районном управлении образования;
01.06. (понедельник) – получение «Разрешения», оформление «Акта готовности».
Это единственный вариант, который укладывается хоть в какую-то логику. Он требует по-военному четкой и слаженной работы всех вовлеченных сторон. В совершенно уникальной ситуации. В нашей-то стране. Вы в это верите?
Выводы
Думаю, выводы напрашиваются сами. Очевидно, что организовать, провести дезинфекцию, подготовить всю документацию и запустить аж 450 детских садиков - нереально. Формально – можно.
Только вопрос: зачем открываем сады – чтобы дети были в безопасности, и взрослые могли выйти на работу, или все-таки для статистики? Если для статистики – то у КГГА все вышло просто отлично! Вот только детей жалко. Они не виноваты в глупости взрослых. И статистика последних дней об этом явно говорит.
- Судовий захист при звернені стягнення на предмет іпотеки, якщо таке майно не відчужено Євген Морозов 13:02
- Система обліку немайнової шкоди: коли держава намагається залікувати невидимі рани війни Світлана Приймак 11:36
- Чому енергетичні та газові гіганти обирають Нідерланди чи Швейцарію для бізнесу Ростислав Никітенко 08:47
- 1000+ днів війни: чи достатньо покарати агрессора правовими засобами?! Дмитро Зенкін вчора о 21:35
- Горизонтальний моніторинг як сучасний метод податкового контролю Юлія Мороз вчора о 13:36
- Ієрархія протилежних правових висновків суду касаційної інстанції Євген Морозов вчора о 12:39
- Чужий серед своїх: право голосу і місце в політиці іноземців у ЄС Дмитро Зенкін 20.11.2024 21:35
- Сталий розвиток рибного господарства: нові можливості для інвестицій в Україні Артем Чорноморов 20.11.2024 15:59
- Кремль тисне на рубильник Євген Магда 20.11.2024 15:55
- Судова реформа в контексті вимог ЄС: очищення від суддів-корупціонерів Світлана Приймак 20.11.2024 13:47
- Як автоматизувати процеси в бізнесі для швидкого зростання Даніелла Шихабутдінова 20.11.2024 13:20
- COP29 та План Перемоги. Як нашу стратегію зробити глобальною? Ксенія Оринчак 20.11.2024 11:17
- Ухвала про відмову у прийнятті зустрічного позову підлягає апеляційному оскарженню Євген Морозов 20.11.2024 10:35
- Репарації після Другої світової, як передбачення майбутнього: компенсації постраждалим Дмитро Зенкін 20.11.2024 00:50
- Що робити під час обшуку? Сергій Моргун 19.11.2024 19:14
-
Віктор Ющенко та партнери відчужили право на видобуток газу на Полтавщині
Бізнес 128129
-
"Ситуація критична". У Кривому Розі 110 000 жителів залишаються без опалення
Бізнес 20869
-
Британія утилізує п'ять військових кораблів, десятки гелікоптерів і дронів задля економії
Бізнес 9084
-
За вітраж Тіффані троє учасників торгів змагалися 6 хвилин – його продали за $12,48 млн: фото
Життя 8684
-
Як тренування в спортзалі можуть нашкодити: помилки початківців
Життя 7536