Авторські блоги та коментарі до них відображають виключно точку зору їхніх авторів. Редакція ЛІГА.net може не поділяти думку авторів блогів.
14.07.2016 16:07

Битва за деофшоризацию

Співзасновник інвестиційно-консалтингової групи BPT Group, адвокат

Все политические силы страны сплотились перед лицом нешуточной угрозы, которую представляют собой офшорные компании. По мнению журналистов, «икспердов», политических обозревателей, социологических исследователей, участников ток-шоу и бабок, сидящих во двор

Все политические силы страны сплотились перед лицом нешуточной угрозы, которую представляют собой офшорные компании. По мнению журналистов, «икспердов», политических обозревателей, социологических исследователей, участников ток-шоу и бабок, сидящих во дворах на скамейках у подъездов, все беды страны заключены в офшорах. И если их не победить прямо сейчас, то нас ждет развал, хаос и общее обнищание.

Мы BPT GROUP, будучи экспертами в офшорном бизнесе, заявляем, что уровень дискуссии в обществе находится на таком уровне некомпетентности, что не оставляет возможности выработать сколь-нибудь корректное решение, опирающееся на законодательство международные соглашения. Уровень решений колеблется от «запретить» до «непущать» и является основой для политического популизма и демагогии. Если решение проблем во всех остальных сферах государственного управления находится на таком же уровне, то становится понятной причина наших неудач.

Но будет справедливо, если мы напишем только о том, в чем разбираемся очень хорошо. Мы всегда следуем этому принципу, делаем только то, во что верим и что хорошо знаем. Не видим причин отступать от принципа, который развивает наш бизнес более 10 лет.

Поэтому главный тезис данной статьи состоит в том, что пока вы накапливали силы и резервы, готовились морально и физически, чистили и совершенствовали свое оружие, ломали копья в телеэфирах, деофшоризация экономики была произведена международным сообществом. Битва выиграна так и не начавшись. Война еще нет.

Деофшоризация уже де факто состоялась. Поэтому продолжающаяся война с офшорами - это не что иное, как сражение с ветряными мельницами, в первую очередь в результате всепоглощающей некомпетентности «борцунов». Давайте разложим проблему на составляющие, которые решает бизнес используя офшоры, а на таже на способы и инструменты решения этих проблем, и посмотрим какие изменения произошли в мире и какие последствия повлекли за собой.

Прежде чем бороться с каким-нибудь явлением, необходимо понять, что оно из себя представляет. Офшоризация экономики ­– это вовлеченность в национальный хозяйственный оборот резидентов под видом иностранных лиц или с использованием иностранных правовых конструкций, направленных на оптимизацию деятельности хозяйствующих субъектов и снижение общего уровня рисков, связанных с этой деятельностью.

Ну и было бы логично, не откладывая в долгий ящик, определиться с дефиницией деофшоризации. Итак, деофшоризация - это комплекс государственных мероприятий, в первую очередь в законодательной и правоприменительной областях, направленных на снижение участия в хозяйственном обороте нерезидентов, прямо или опосредованно принадлежащих резидентам. Если это определение принять за основу, то становится понятно, что деофшоризация не предполагает запрет или борьбу с офшорными инструментами, но в первую очередь с последствиями использования этих инструментов для экономики страны в виде оттока капитала и уклонения от уплаты налогов. Для того чтобы разобраться с этими явлениями и последствиями, необходимо вернуться к истокам и рассмотреть причины и цели использования офшорных компаний. На сегодняшний день BPT GROUP имеет в своем активе 39 реализованных комплексных проектов по реструктуризации бизнеса. И огромное количество более мелких проектов. Такой опыт позволяет нам анализировать практически все аспекты использования офшорных инструментов.

Офшорные компании в ведении бизнеса использовались для решения всего двух принципиально разных задач. Во-первых, это инструмент оптимизации налогообложения, который использовался только во внешнеэкономической деятельности и не мог быть использован внутри страны и при проведении торговых операций между резидентами.

Во-вторых, это инструмент повышения безопасности бизнеса, который позволял вывести собственника как физическое лицо из структуры владения и заменить его нерезидентом, что давало возможность задействовать международные соглашения и международные суды для защиты активов внутри страны, а также позволял хранить заработанные средства в безопасном месте. Образованному читателю не нужно объяснять от каких рисков и каких опасностей прячутся бизнесмены в офшорах, так что учитывая положение дел в стране с правопорядком, соблюдением законности и судебной защитой прав, такие действия не могут быть ни аморальными, ни даже осуждаемыми. Более того, при соблюдении соответствующих процедур они будут еще и полностью законными.

Разберемся сначала с оптимизацией налогообложения внешнеэкономической деятельности. Существует всего два вида этой деятельности – ввоз (импорт) и вывоз (экспорт) товара, остальные варианты только производные от этих двух. Очень показательная ситуация, иллюстрирующая причины использования офшоров, о которых не говорят эксперты, возникает при импорте товара. Эти причины в первую очередь сокрыты в правоприменительной практике, действующей на территории страны, и только во вторую очередь связаны с желанием что-то оптимизировать. Напомним, что при импорте товар должен пройти таможенную очистку (таможенные пошлины), также нужно заплатить налог на добавленную стоимость в соответствии с п. В ст. 185 НК Украины. При этом база налогообложения определяется в соответствии со ст. 190.1 «Базой налогообложения для товаров, которые ввозятся на таможенную территорию Украины, является договорная (контрактная) стоимость, но не ниже таможенной стоимости этих товаров, определенной в соответствии с разделом 3 Таможенного кодекса Украины, с учетом пошлины и акцизного налога, подлежащих уплате и включающихся в цену товаров»

Обратите внимание на формулировку. В соответствии с контрактной стоимостью, но не ниже таможенной. Таможенный кодекс Украины содержит шесть методов определения таможенной стоимости товара, при этом цена договора является основным методом, а каждый последующий является дополнительным и применяется тогда, когда остальные не позволяют определить таможенную стоимость. Среди методов есть способ определения стоимости товара на основании идентичной стоимости похожего товара. Для людей, занимающихся таможенным оформлением грузов, уже лет 15 не секрет, что таможня использует метод аналогии как основной. Но даже это она делает без учета норм законодательства, просто выбирая из базы аналогичный товар. Даже принятие новой редакции таможенного кодекса принципиально составляющую не изменило.

К чему это приводит на практике? К ситуации, когда товар куплен за 100 евро, а таможенная стоимость определяется исходя из цены в 200 или даже 300 евро. И исходя из этой стоимости оплачиваются таможенные платежи и НДС, и размер таких платежей в два - три раза превышает размер платежей, рассчитанных на основании контрактной стоимости товара. Вы еще следите за мыслью? В результате такой правоприменительной практики у бизнесмена возникает ситуация, когда НДС и таможенные пошлины рассчитываются исходя из стоимости далекой от реальной себестоимости. Причем я не встречал фактов,когда таможенная стоимость была ниже себестоимости. Только выше. Если оставить ситуацию так как есть, то в последствии возникнет еще и налог на прибыль, который будет рассчитан исходя из реальной (контрактной стоимости) товара. Где же тут справедливость со стороны государства? Вот и бизнесмен думает так же. Уж если ему пришлось платить по завышенным ставкам, то почему бы не компенсировать потери путем уменьшения налога на прибыль и не сделать так, чтобы контрактная стоимость соответствовала таможенной? И тут конечно поможет офшор, который возьмет на себя функции посредника и перепродаст товар по более высокой цене. Тем самым оптимизируется налог на прибыль и часть прибыли попадает на счет офшорной компании, где и оседает без налогов.

Давайте помечтаем и разберемся, как бы работала деофшоризация в этом конкретном случае импорта товара. Вся цепочка импорта от производителя до продавца в Украине имеет много составляющих. Это:

1. Юридические лица (производитель, посредник - офшор, импортер)

2. Банковская система (банк производителя, банк офшорной компании и банк импортера)

3. Государственные органы выполняющие контрольные и регуляторные функции (таможенная служба государства, где находится производитель, таможенная служба государства импортера)

К сожалению объем статьи не позволяет достаточно углубиться в исследование схемы, поэтому ограничим свои изыскания анализом принципиальных аспектов схемы функционирования импорта.

На сегодняшний день в налоговом кодексе действовала только одна (не считая Т.Ц.О.) антиофшорная норма, которая запрещала относить на затраты стоимость товара купленного у офшора в размере более 85% от стоимости. Для того чтобы исключить возможность использования офшора в этой схеме, необходимо сделать несколько последовательных действий (часть из них уже проделана со стороны государства), а именно:

- привести работу налоговых органов в соответствие с законодательством, лишив таможенную службу возможности на свое усмотрение устанавливать таможенную стоимость. Для этого нужно лишить налоговый орган права в одностороннем порядке определять таможенную стоимость;

- нормативными актами НБУ ограничить возможность проведения банковских платежей, получателями которых являются компании, зарегистрированные в офшорных зонах;

- обеспечить прозрачность формирования таможенной стоимости, в том числе и путем взаимодействия таможенных органов Украины с таможенными органами страны производителя.

Эти простые решения разрушат привычную схему импорта товаров. Но на самом деле все еще проще. Даже эти действия отстают от тенденций, существующих в мировой банковской системе.

Мы неспроста обратили внимание на существование в схеме банка, обслуживающего офшорную компанию. Для вас не будет открытием, что прибалтийские государства со своей банковской системой выполняют функции регионального расчетного центра и большая часть счетов офшорных компаний находится именно там. На сегодняшний день они практически отказались (под давлением регулятора) от возможности открывать банковские счета для целого ряда офшорных юрисдикций. А западноевропейские банки уже достаточно давно отказывают в расчетно-кассовом обслуживании офшорных компаний.

Ну и самый главный аргумент - обычная практика работы с офшорами состоит в том, что банковские счета компании открываются не в той стране где зарегистрирована компания. НБУ в письме от 18.12.2015 г. № 25-02002/101317 «Об использовании индикаторов подозрительных финансовых операций» определил перечень операций, по которым банки должны делать всесторонний анализ и проверку документов своих клиентов. Под дополнительный контроль попали операции, банк контрагента по финансовой операции зарегистрирован в странах Балтии или офошорах (а сам клиент - резидент другой страны для требования по странам Балтии). В этом случае банк не будет проводить операции без детального документального анализа всех контрагентов таких сделок - как отправителя, так и получателя валюты. А НБУ хотя еще в ручном режиме но отказывает в покупке валюты.

В целом же такая практика соответствует международным стандартам и создает для работы с офшорными юрисдикциями не комфортные условия, что приводит к постепенному выдавливанию офшорных юрисдикций и схем внешнеэкономической деятельности.

Таким образом, на этом простом примере, а таких примеров мы можем привести не один десяток, мы показали как на самом деле работает деофшоризация. 

Відправити:
Якщо Ви помітили орфографічну помилку, виділіть її мишею і натисніть Ctrl+Enter.
Останні записи