Почему мир столкнулся с катастрофической нехваткой чипов?
И как крупные компании допустили зависимость от китайских производителей микросхем?
В 2021 году мир столкнулся с дефицитом микросхем, которые используют для производства ноутбуков и телефонов, машин, бытовой техники. Основные причины — пандемия и торговая война между Китаем и США. В этом блоге я попытаюсь понять, почему крупные компании допустили зависимость от китайских производителей чипов, и смогут ли миллионные инвестиции ускорить решение этого дефицита.
Начнем с причин. Пандемия спровоцировала высокий спрос на электронную продукцию, а также “закрыла” большие производства микросхем в Китае и по всему миру. Торговая война также ударила по китайским производителям полупроводников. США запретили передавать технологии и заказывать схемы у бывшего восточного партнера. Тогда производители начали испытывать первый производственный дефицит. Заказ микросхем начали переносить в Тайвань, Южную Корею, Малайзию, где тоже расположены крупные производства. Однако заводы не могли справиться с таким объемом. Спрос превысил предложение. Почему же Apple, BMW, WAG, Microsoft и другие мировые лидеры поставили себя в зависимость от Китая?
Главная причина — выгодней и дешевле отдать производство на аутсорс другим компаниям, чем заниматься этим самостоятельно. Никто не предвидел проблему ограниченности мощностей. В мире существует всего три крупных производителя чипов оперативной памяти: Samsung, Micron и Hynix. Если производитель чипов не может удовлетворить спрос, им просто некуда идти. Также проблема в том, что такие компании как AMD — производитель центральных и графических процессоров — не имеют собственного производства. В 2009 году компания закрыла производство и размещает заказы на мощностях других организаций. А в ситуации дефицита аутсорсинговые компании просто физически не способны выполнить заказы всех клиентов.
Компании отказываются от собственных производств, потому что все упирается в миллиардные инвестиции. Согласно отчету Ассоциации полупроводниковой промышленности за сентябрь 2020 года, в 1990 году США производили 37% мировых поставок микросхем. Сейчас на долю страны приходится всего 12% мирового производства. Стало дешевле строить предприятия по производству микросхем за пределами США, так как иностранные правительства предлагают более привлекательные финансовые стимулы для строительства заводов по производству полупроводников — налоговые льготы и гранты. В таких странах, как Азия, также меньше регулирования.
Изготовление компьютерных микросхем — сложный процесс. Также сложно и дорого строить новые предприятия по производству жизненно важного кремниевого компонента, что означает, что компаниям приходится полагаться на существующие предприятия. Новый завод по производству полупроводников может стоить до $20 млрд. Сейчас Джо Байден осознает проблему и угрозы, связанные с чрезмерной зависимостью от иностранного производства. В рамках плана по созданию инфраструктуры на сумму $2 трлн выделено $50 млрд на стимулирование внутреннего производства микросхем. Пока план на начальной стадии реализации, однако видимые результаты США могут получить только в долгосрочной перспективе. Что касается Украины, дефицит только подбирается к нам. Сейчас мы можем почувствовать его, если захотим купить новый айфон или заказать машину, которую придется ждать несколько месяцев.
Бизнес просчитывает экономическую выгоду, и иногда учет политических, экологических, чрезвычайных факторов не покрывает многолетние периоды. Сейчас многие компании оказались в затруднительном положении, а их инвестиционные проекты в производство могут облегчить положение через годы. Назовем это уроком на будущее, который сейчас обходится многим в миллионы.
- НеБезМежне право Сергій Чаплян вчора о 21:44
- Недоторканні на благо оборони: головне — правильно назвати схему Дана Ярова вчора о 19:33
- Корпоративний добробут: турбота про співробітників чи форма м’якого контролю? Анна Пархоменко вчора о 15:04
- Як AI змінює структуру бізнесу: замість відділів – малі команди і агентні системи Юлія Гречка вчора о 14:07
- Жіноче лідерство в українському бізнесі: трансформація, яка вже відбулася Наталія Павлючок вчора о 09:50
- Проведення перевірок в частині вчинення мобінгу: внесено зміни до законодавства Анна Даніель вчора о 01:16
- Суд не задовольнив позов батька-іноземця про зміну місця проживання дитини Юрій Бабенко 30.06.2025 17:15
- Як повернутись до програмування після довгої IT-перерви Сергій Немчинський 30.06.2025 16:39
- Моральна шкода за невиконання рішення суду Артур Кір’яков 30.06.2025 14:21
- Путінський режим знову показує своє справжнє обличчя: цього разу – проти азербайджанців Юрій Гусєв 30.06.2025 10:51
- Зелений прорив 2025: як відновлювана енергетика відкриває шлях для України Ростислав Никітенко 30.06.2025 10:22
- "Розумні строки" протягом 1200 днів: чому рішення у справі стає недосяжним Максим Гусляков 28.06.2025 20:49
- Мир начал избавляться от иллюзий, связанных с ИИ Володимир Стус 27.06.2025 23:54
- Триваюче правопорушення – погляд судової практики Леся Дубчак 27.06.2025 16:19
- Дике поле чи легальна сила: навіщо Україні закон про приватні військові компанії (ПВК)? Галина Янченко 27.06.2025 16:03
- Президент поза строком: криза визначеності й мовчання Конституційного суду України 741
- "Розумні строки" протягом 1200 днів: чому рішення у справі стає недосяжним 382
- Реформа "турботи" 251
- Житлово-будівельні товариства: як знизити ризики у новому житловому будівництві 120
- Краще пізно, ніж бідно: чому після 40 саме час інвестувати в фондовий ринок 114
-
На Черкащині викрили незаконний видобуток каолінів: за майже три роки – 14 000 тонн
Бізнес 7495
-
Найдорожчі весілля в історії: 5500 дронів, верблюди й нескінченна розкіш Безоса, Амбані та Чарльза
Життя 6054
-
21 удар по одному заводу. У Дрогобичі розповіли про наймасштабнішу атаку за час війни
Бізнес 5404
-
Антиамбітність – не лінь, а вибір: чому slow success набирає обертів
Життя 4316
-
"Гарантії безпеки" Кадирової представлять Україну на 61-й Венеційській бієнале: деталі
Життя 4054