Скандинавские фермеры до сих пор страдают от последствий Чернобыля
Или сколько беккерелей в украинском мясе?

Прочитав вчера статью в Forbes «Чернобыль: 33 года спустя радиоактивные осадки все еще досаждают скандинавским фермерам», я пошел на рынок, чтобы поинтересоваться у продавцов уровнем загрязненности украинского мяса. Когда я спрашивал у них о том, сколько в мясе, которое они продают, беккереллей, то на меня смотрели, как на инопланетянина. Собственно говоря, и я таким «умным» стал после того, как прочитал статью в Forbes.
Исторический мини-сериал «Черно́быль», который показал телеканал HBO, познакомил новое поколение с ядерной катастрофой, потрясшей мир в 1986 году. Об этой катастрофе мир узнал только тогда, когда атомные электростанции в Швеции - за сотни миль от Чернобыля - обнаружили высокий уровень радиации и начали задавать вопросы. Советская власть тогда молчала. Спустя 33 года радиация остается проблемой - как в Швеции, так и в Норвегии, особенно для фермеров.
Как Чернобыль ударил по сельскому хозяйству в Норвегии и Швеции
"Кто бы мог подумать, что маленькая северная норвежская горная деревня может пострадать от ядерной аварии в Европе. Ночью мы были бессильны. Чернобыльская авария показала, что наше производство продовольствия уязвимо. И это страшно", - сказала норвежской государственной телекомпании NRK овцевод Лайла Хофф из Хаттфьелльдаля. Она также рассказала о том, что все мясо в первый год после аварии подлежало уничтожению.
После аварии 1986 года радиоактивное вещество цезий-137 распространился на большую часть северной и центральной Скандинавии. Погодные условия тогда были такими, что Норвегия и Швеция оказались одними из наиболее пострадавших стран за пределами Советского Союза. В Швеции больше всего пострадали районы вокруг Уппсалы, Гевле и Вястерботтена, а в Норвегии - район между Тронхеймом и Бодё, а также горные районы на юге страны.
Радиация, воздействуя в той или иной степени на растительность, привела к тому, что пасущиеся животные, в первую очередь овцы и северные олени, подверглись радиоактивности. В мясе телят оленей уровень загрязненности доходил до 40 000 беккерелей на килограмм (Бк/кг) и до 10 000 Бк/кг в овечьем мясе. Норвежские власти установили тогда максимально допустимый уровень активности радиоактивного источника в мясе всего в 60 Бк/кг, что привело к широкому распространению практики кормления животных незагрязненными кормами. Этот процесс кормления скота на загрязненных пастбищах нерадиоактивными кормами в течение определенного периода времени для снижения радиоактивности мяса или молока называется nedfôring.
Радиоактивное вещество цезий-137 разрушается в течение многих лет с периодом полураспада, который оценивается в 30 лет. Оно все еще существует в районах, пострадавших в результате чернобыльской аварии, в том числе и на значительной части Норвегии и Швеции. Вещество поглощается из почвы растениями и грибами, которые съедают овцы, северные олени и другие пасущиеся животные.
Поэтому министерство сельского хозяйства и продовольствия Норвегии разделило страну на четыре области в связи с Nedfôring: зоны наблюдения, свободные зоны, зоны действий и охранные зоны. Первоначально существовало 145 муниципалитетов, в которых животные подлежали контролю.
Но и сегодня, в 2019 году, по-прежнему, животные в 37 норвежских муниципалитетах проходят радиационное тестирование и контроль перед тем, как их можно будет убить. Один из ведущих исследователей говорит, что потребуются еще "десятилетия" для того, чтобы отпала необходимость в контроле. То есть, перед тем как принимается решение о забое животного, его проверяют на уровень содержания беккерелей на килограмм (Бк/кг). И если он высок, то животного кормят дальше нерадиоактивными кормами.
"Мы ожидаем, что многие фермеры будут жить с так называемым Nedfôring еще долгие годы. Это означает, что животные должны получать корма без радиоактивного загрязнения, прежде чем их можно будет убить", - говорит исследователь Рунильд Гельзвик из Управления радиационной защиты и ядерной безопасности. Если содержание радионуклидов превышает безопасный предел, фермеры должны отложить убой до тех пор, пока уровень не снизится.
Опасность остается
В 2017 году шведские охотники обнаружили в Швеции стаи диких кабанов с более чем в десять раз высоким уровнем радиации. "Это самый высокий уровень, который мы когда-либо измеряли", - сказал корреспонденту the Telegraph консультант по экологии. "Дикие кабаны в поисках пищи роются в земле, а весь цезий остается в земле. Если же посмотреть на оленей и лосей, то они питаются кустарниками, а цезия там не так уж много".
В Норвегии уровни радиоактивности со временем снизились, но все еще существуют исключения. В последний раз, в 2018 году, значения, обнаруженные в мясе и молоке, вдруг удвоились. Причиной тому оказался необычайно большой урожай грибов в том году. Грибы обладают способностью поглощать много радиоактивности, в 1000 раз больше, чем растения. Эти ежегодные колебания означают, что потребуется контроль в течение многих последующих лет.
Что касается риска для людей, то "людям не нужно беспокоиться, если они не потребляют в пищу много определенных грибов, мясо оленей, дичи и озерной рыбы", - объясняет Лейф Моберг из Шведского агентства радиационной безопасности.
Кто может рассказать, как обстоят дела с этим в Украине.
- Неправильні бджоли на ринку золота Володимир Стус 03:29
- Аналіз ситуації з Ольгою Харлан під час Чемпіонату світу у серпні 2023 року Тарас Самборський вчора о 15:01
- "Водна армія": як хвиля фейків знищує репутацію за ніч Михайло Зборовський вчора о 13:39
- Нерухомість під час війни: чому інвестиції в Київ та область стають "новою класикою" Антон Мирончук вчора о 10:43
- Багатолике зло: якою буває корупція Анна Макаренко 16.10.2025 17:21
- Матриця Ейзенхауера: як відрізняти термінове від важливого та не вигорати Олександр Скнар 16.10.2025 12:00
- Енергостандарти-2025: спільна мова з ЄС Олексій Гнатенко 15.10.2025 18:47
- Штатні заявники у справах про хабарництво: між викриттям та провокацією Іван Костюк 15.10.2025 16:49
- Звільнення після закінчення контракту: як діяти та що каже судова практика Світлана Половна 15.10.2025 13:29
- Правовий статус ембріона: законодавчі прогалини та етичні виклики Леся Дубчак 14.10.2025 18:51
- Як уникнути конфліктів за бренд: основні уроки з кейсу "Галя Балувана" vs "Балувана Галя" Андрій Лотиш 14.10.2025 17:01
- Дзеркало брехні: чому пластичний скальпель не зцілить тріщини у свідомості Дмитро Березовський 14.10.2025 16:09
- Охорона спадкового майна безвісно відсутніх осіб: ключові правові нюанси Юлія Кабриль 13.10.2025 15:45
- Як встановити цифрові правила в сім’ї та навчити дитину керувати гаджетами Олександр Висоцький 13.10.2025 11:22
- Тиха енергетична анексія: як "дешеві" кредити дають іноземцям контроль над генерацією Ростислав Никітенко 13.10.2025 10:15
- Як уникнути конфліктів за бренд: основні уроки з кейсу "Галя Балувана" vs "Балувана Галя" 109
- Як ШІ трансформує грантрайтинг – і чи професійні грантрайтери ще нам потрібні 90
- Звільнення після закінчення контракту: як діяти та що каже судова практика 83
- Українська національна велика мовна модель – шанс для цифрового суверенітету 61
- Як встановити цифрові правила в сім’ї та навчити дитину керувати гаджетами 54
-
Bloomberg: Зеленський попросить у США газ в обмін на доступ до ГТС України
Бізнес 37036
-
Офіс генпрокурора закрив кожну третю кримінальну справу проти бізнесу
Бізнес 17420
-
У Києві приватизують офіс компанії, яка проєктувала майже всі станції метро
Бізнес 5558
-
Православні країни приречені жити гірше? Клімкін питає Грицака: великий подкаст
5102
-
Нацбанк запропонував ускладнити закриття ФОПів
Фінанси 3154