Отдельные вопросы возврата валютной выручки в Российской Федерации
Многие украинские компании, расположенные в Крыму, были вынуждены перевести свою деятельность в российское законодательное поле. Такие компании продолжают работу с украинскими контрагентами уже на «внешнеэкономических условиях» и, соответственно, сталкив
Многие украинские компании, расположенные в Крыму, были вынуждены перевести свою деятельность в российское законодательное поле.
Такие компании продолжают работу с украинскими контрагентами уже на «внешнеэкономических условиях» и, соответственно, сталкиваются с рядом «валютных» вопросов. В частности, о возврате валютной выручки в РФ или, как определено российским законодательством, – репатриации резидентами иностранной валюты и валюты Российской Федерации (далее – возврат валютной выручки).
В данном материале и рассмотрим некоторые из упомянутых вопросов.
Установлен ли российским законодательством максимальный срок возврата валютной выручки?
В Российской Федерации на законодательном уровне максимальный срок возврата валютной выручки не установлен, срок привязан к условиям договора.
Это определено Федеральным Закон «О валютном регулировании и валютном контроле» от 10.12.2003 г. № 173-ФЗ.
Его ст. 19 «Репатриация резидентами иностранной валюты и валюты Российской Федерации» содержит отсылку к сроку, предусмотренному внешнеэкономическим договором, а именно: «При осуществлении внешнеторговой деятельности резиденты, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, обязаны в сроки, предусмотренные внешнеторговыми договорами (контрактами), обеспечить:
1) получение от нерезидентов на свои банковские счета в уполномоченных банках иностранной валюты или валюты Российской Федерации, причитающейся в соответствии с условиями указанных договоров (контрактов) за переданные нерезидентам товары, выполненные для них работы, оказанные им услуги, переданные им информацию и результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права на них;
2) возврат в Российскую Федерацию денежных средств, уплаченных нерезидентам за неввезенные в Российскую Федерацию (неполученные на территории Российской Федерации) товары, невыполненные работы, неоказанные услуги, непереданные информацию и результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права на них».
При этом фраза «если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом», закрепленная в ч. 1 упомянутой статьи, относится не к вопросу срока, а к случаям, когда обязанность зачисления средств на счет не установлена. Так, случаи, при которых резиденты вправе не зачислять на свои банковские счета в уполномоченных банках иностранную валюту или валюту Российской Федерации, устанавливает ч. 2 ст. 19 этого Закона.
Какой размер пени (штрафа) установлен в РФ за несвоевременный возврат валютной выручки?
Ответственность за несвоевременный возврат валютной выручки в РФ предусмотрена ч. 4 и 5 ст. 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях:
«4. Невыполнение резидентом в установленный срок обязанности по получению на свои банковские счета в уполномоченных банках иностранной валюты или валюты Российской Федерации, причитающихся за переданные нерезидентам товары, выполненные для нерезидентов работы, оказанные нерезидентам услуги либо за переданные нерезидентам информацию или результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права на них, – влечет наложение административного штрафа на должностных лиц и юридических лиц в размере одной стопятидесятой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от суммы денежных средств, зачисленных на счета в уполномоченных банках с нарушением установленного срока, за каждый день просрочки зачисления таких денежных средств и (или) в размере от трех четвертых до одного размера суммы денежных средств, не зачисленных на счета в уполномоченных банках.
5. Невыполнение резидентом в установленный срок обязанности по возврату в Российскую Федерацию денежных средств, уплаченных нерезидентам за не ввезенные в Российскую Федерацию (не полученные в Российской Федерации) товары, невыполненные работы, неоказанные услуги либо за непереданные информацию или результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права на них, – влечет наложение административного штрафа на должностных лиц и юридических лиц в размере от трех четвертых до одного размера суммы денежных средств, не возвращенных в Российскую Федерацию».
При этом процентная ставка рефинансирования (учетная ставка), привязка к которой указана в ч. 4 ст. 15.25 этого Кодекса, с 14 сентября 2012 года равна 8,25 % годовых.
Предусмотрена ли законодательством РФ уголовная ответственность за невозврат валютной выручки?
Статья 193 Уголовного кодекса РФ предусматривает ответственность за уклонение от исполнения обязанностей по репатриации денежных средств в иностранной валюте или валюте Российской Федерации.
Так, ч. 1 ст. 193 установлена ответственность за уклонение от исполнения обязанностей по репатриации денежных средств в крупном размере (превышает 6 млн. рублей) – штраф в размере от двухсот тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до трех лет, либо принудительные работы на срок до трех лет, либо лишение свободы на срок до трех лет.
Согласно ч. 2 ст. 193 предусмотрена ответственность за уклонение от исполнения обязанностей по репатриации денежных средств в особо крупном размере (превышает 30 млн. рублей) – лишение свободы на срок до пяти лет со штрафом в размере до одного миллиона рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до пяти лет либо без такового.
Кроме этого, ст. 193.1 Уголовного кодекса РФ предусмотрена ответственность за перевод денежных средств на счета нерезидентов с использованием подложных документов, а именно: ч. 1 ст. 193.1 предусматривает ответственность за указанное деяние в виде штрафа в размере от двухсот тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до трех лет, либо принудительных работ на срок до трех лет, либо лишения свободы на срок до трех лет; ч. 1 ст. 193.1 предусматривает ответственность за указанное деяние, совершенное в крупном размере (превышает 6 млн. рублей), группой лиц, с использованием фиктивного юридического лица, в виде лишения свободы на срок до пяти лет со штрафом в размере до одного миллиона рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до пяти лет либо без такового; ч. 3 ст. 193.1 предусматривает ответственность за указанное деяние, совершенное в особо крупном размере (превышает 30 млн. рублей), организованной группой, в виде лишения свободы на срок от пяти до десяти лет со штрафом в размере до одного миллиона рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до пяти лет либо без такового.
Останавливает ли начисление штрафных санкций за невозврат валютной выручки в РФ подача иска в суд на нерезидента и получение положительного решения суда?
В соответствии с ч. 4 ст. 4 Закона Украины «О порядке осуществления расчетов в иностранной валюте» от 23.09.94 г. № 185/94-ВР - в случае принятия судом решения об удовлетворении иска, пеня за нарушение сроков, предусмотренных ст. 1 и 2 этого Закона или установленных Национальным банком Украины в соответствии с указанными статьями, не уплачивается с даты принятия иска к рассмотрению судом.
Российское законодательство не имеет подобного положения.
В то же время, обращение в суд может свидетельствовать о совершении резидентом всех зависящих от него действий для получения денежных средств от нерезидента, то есть может свидетельствовать об отсутствии вины, а значит и об отсутствии оснований для привлечения к административной и уголовной ответственности.
Предотвратить привлечение к ответственности можно, в частности, путем своевременного изменения условий контракта в части срока оплаты.
Это подтверждается выводами судебных органов РФ, в частности, Третьего арбитражного апелляционного суда:
1. Событие административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 15.25 КоАП РФ, отсутствует, если стороны с соблюдением требований гражданского законодательства изменили условия контракта в части срока оплаты поставленного товара до наступления обязанности перечисления денежных средств за поставленный товар на расчетный счет.
2. Заключение дополнительного соглашения об изменении сроков уплаты за переданный нерезиденту товар, при условии репатриации валютной выручки, свидетельствует о принятии резидентом мер для получения валютной выручки.
3. Невнесение изменений в паспорт сделки и непредставление административному органу дополнительного соглашения к контракту, направленного на изменение срока оплаты за отгруженную по контракту продукцию, при условии соблюдения срока поступления на счет общества валютной выручки в соответствии с внесенными таким соглашением изменениями, свидетельствует об отсутствии в бездействии общества признаков противоправного поведения и состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 15.25 КоАП РФ».
Как видим, регулирование вопросов возврата валютной выручки в Российской Федерации отличается от регулирования в Украине. К таким законодательным отличиям следует быть готовыми предприятиям из Крыма.
Сергей Лисица, адвокат
Татьяна Старцева, юрист
- Управління змінами: як лідери перетворюють виклики на можливості зростання Олександр Скнар вчора о 23:40
- Бути чоловіком в Україні: фінансові виклики та можливості їх подолання. Частина 2 Інна Бєлянська вчора о 19:29
- Чи готове українське законодавство до залучення іноземних працівників? Олексій Волохов вчора о 19:24
- Інвестор на роздоріжжі: як українці розподіляють капітал у 2025-му році Аліна Золотар вчора о 16:18
- Борги під час війни: як правильне управління заборгованістю рятує бізнес від краху Михайло Луців вчора о 15:48
- Грантова екосистема технічного бізнесу: як вибудувати шлях від R&D до стратегій Олександра Смілянець вчора о 12:41
- "Прихисток.Робота": нова платформа, на якій переселенці можуть знайти і роботу, і житло Галина Янченко вчора о 12:36
- Компенсація за форму та спорядження: роз’яснення для військовослужбовців Юлія Кабриль 29.10.2025 16:21
- Дует безпеки: як комплаєнс та служба безпеки захищають компанію Ігор Шевцов 29.10.2025 12:50
- Рятівники ухилянтів v судді-викривачі. На чиєму боці Вища рада правосуддя? Лариса Гольник 28.10.2025 19:56
- Мобілізація на папері: чому український бізнес все ще живе в мирний час Дана Ярова 28.10.2025 16:05
- Чому корпоратив треба планувати вже сьогодні та скільки він коштує Олексій Куліков 28.10.2025 14:41
- Радіодиктант без єдності: чому цьогорічний текст викликав хвилю критики Христина Кухарук 27.10.2025 20:14
- Суд захистив право дитини жити з батьком: рішення Верховного Суду Юрій Бабенко 27.10.2025 17:27
- Тренди фінтеху: як технології розширюють можливості малого і середнього бізнесу Любов Даниліна 27.10.2025 14:26
- Рятівники ухилянтів v судді-викривачі. На чиєму боці Вища рада правосуддя? 291
- Радіодиктант без єдності: чому цьогорічний текст викликав хвилю критики 237
- Детінізація ринку оренди житла: як перетворити "сіру зону" на прозорий сектор 191
- Бути чоловіком в Україні: фінансові виклики та можливості їх подолання. Частина 2 138
- Чесна конкуренція – це не лише про розбудову ринків: роздуми про політику та легітимність 107
-
Трамп та Сі встановлюють нові правила. П’ять фактів про зустріч, на яку чекали шість років
50868
-
Сі й Трамп домовилися говорити – і це змінює сценарій завершення війни
Думка 8327
-
Пітятка, між’яр’я і пес Патрон: як ми писали новий текст Євгенії Кузнєцової і що в ньому побачили
Життя 7028
-
Продавець кирок і лопат. Як Nvidia стала першою компанією з вартістю в $5 трлн
Технології 4939
-
Польща почала будувати завод 155-мм снарядів за 100 км від кордону з Україною – фото
Бізнес 4144
