Внедрение онлайн-петиций, как инструмента общественного влияния
По мнению экспертов, в рамках государства электронные петиции могут стать прогрессивным механизмом общественного воздействия на власть.
Когда на что-то повлиять не в силах – влияй на то, на чтоспособен повлиять.
Д. Вильсон
В условиях развитияинформационного общества, применения современных компьютерных технологий, активногоиспользования интернета и социальных сетей мировые державы уже достаточно давностали обращаться к различным формам непосредственной демократии, в частности, ктакому инструменту общественного влияния на принятие политических решений, какэлектронные петиции, которые в последнее время приобретают все большуюпопулярность.
В ходе реформированиявсей правовой системы внедрением онлайн-петиций в государственный механизм заняласьи наша страна, где некоторое время назад Верховная Рада приняла соответствующийзакон. Для Украины это новая форма политического влияния, с помощью которойможно обратиться к власти - к президенту, правительству, министрам или же ворганы местного самоуправления. По мнению экспертов, в рамках государства такиепетиции могут стать прогрессивным механизмом общественного воздействия, которыйупростит волеизъявление украинцев. Так, каждый гражданин Украины имеет право разместитьпетицию на официальных сайтах органов государственной власти, и если обращениенаберет достаточное количество подписей (в масштабах поселка - 50, в масштабахстраны – 25 тысяч), оно должно быть рассмотрено в обязательном порядке.
С точки зрения закрепленияна законодательном уровне механизма внесения, подписания, рассмотрения онлайн-петиций,а также в связи с расширением круга обязанностей государственных органов дляУкраины представляет большой интерес накопленный опыт правового регулирования такихпетиций в ведущих странах Запада. К примеру, наиболее развитыми ирезультативными можно считать системы организации подачи и рассмотренияонлайн-петиций в Великобритании, Германии и США.
Так, в 2006 году Великобританиястала одной из первых стран, где площадка онлайн-петиций была запущена нагосударственном уровне. Тем не менее, в скором времени власти признали правительственныйпортал несовершенным, поэтому он был закрыт и возобновил свою работу в 2011году с более логично и подробно прописанными правилами подачи петиций, их поддержаниягражданами и реагирования власти на них. Следует заметить, что системаонлайн-петиций в этой стране несколько отличается от организации ее работы вУкраине: так, после публикации на сайте британского правительства петиция должнаполучить поддержку более 100 тысяч человек. Если обращению удастся собратьтакое количество подписей, оно будет вынесено на слушания в парламент, где будетлибо отклонено, либо получит дальнейший ход. Так, за время существованиясервиса наиболее популярной стала петиция с требованием не вводить плату дляавтомобилистов за пользование дорогами, которая собрала 2 миллиона подписей.
В Германии страница дляразмещения онлайн-петиций была создана на сайте Бундестага относительно недавно- в 2011 году. Процедура подачи и рассмотрения электронных петиций такова: сначалаобращение анализирует специальная петиционная комиссия, в которую входятдепутаты федерального парламента, и если оно соответствует всем критериямподачи, то его публикуют. Если после публикации под петицией подпишутся более50 тысяч человек, она будет рассмотрена на открытом заседании петиционной комиссиив присутствии ее инициаторов, а в некоторых случаях и министров правительства.В итоге комиссия может переправить предложение на слушания в Бундестаг сосвоими рекомендациями. Примечательно также, что размещать петиции можно нетолько на правительственных ресурсах, но и на независимых платформах – это неимеет особого значения, поскольку к своим гражданам и к их обращениям вГермании всегда относятся с уважением и вниманием. И хотя по утверждениюнемецких экспертов онлайн-петиции не слишком влияют на политические решения,благодаря простоте их использования многие граждане начинают принимать участиев политических процессах, что идет на пользу немецкой демократии.
Если обратиться к опытуСША, то на сайте Белого дома с 2011 года также существует специальный раздел,где каждый может составить свое обращение к администрации президента страны, иесли петиция набирает 25 тысяч подписей, на нее обязаны дать официальный ответ,приняв к сведению требование граждан. Дополнительно стоит отметить широкоераспространение и эффективную работу в Штатах независимых сайтов, на которыхграждане размещают петиции и собирают подписи под ними.
Итак то, что институт электронныхпетиций является одним из наиболее значительных современных инструментовполитического влияния, не вызывает никакого сомнения. Как показывает мировойопыт, ранее эти обращения нечасто приводили к политическим сдвигам, однакосейчас, благодаря средствам массовой информации и, в первую очередь, соцсетям,ситуация начала стремительно меняется. Радует также тот факт, что изменения вэтой сфере не обошли стороной и Украину, которая сегодня внедряет механизмыпрямой демократии, находясь в процессе совершенствования правовогорегулирования всех сфер жизни и сближения законодательства с Европейским Союзом.
- Як мислити ефективніше: техніка шести капелюхів Едварда де Боно Олександр Скнар 09:36
- П’ять років поза Конституцією: як Україна втратила баланс влади і підтримку світу Валерій Карпунцов вчора о 21:18
- "FPV на арабіці": акцизний податок на каву як інструмент поповнення військового бюджету Кароліна Холявко вчора о 18:58
- Королівство кривих дзеркал: як абсурд став нашою нормою Дана Ярова вчора о 18:19
- Гроші що не сплять, або еволюція хедж-фондів з середини ХХ сторіччя до сьогодення Ольга Ярмолюк вчора о 17:12
- PR Тренди 2026: фокус на розвиток бізнесу та окупність інвестицій Ірина Кононенко вчора о 14:03
- Криза стала рутиною: комерція в умовах постійних змін Наталія Церковникова вчора о 11:17
- Судовий щит проти відключення: кого реально захищають нові правила НКРЕКП Олексій Гнатенко вчора о 08:14
- Метод м’якої сили у перемовинах: як впливати тихо і змінювати правила гри Ангеліна Біндюгіна вчора о 02:01
- ШІ у дитячих книжках: загроза чи інструмент повернення до читання? Віктор Круглов 02.12.2025 14:51
- Як WSJ вибудовує наратив операції "Павутина" та образ її ключового лідера Христина Кухарук 02.12.2025 10:23
- Мікрокроки, що змінюють життя: як формувати звички без зривів і надзусиль Олександр Скнар 02.12.2025 09:11
- Як оформити спадщину на нерухомість в Україні, перебуваючи за кордоном Павло Васильєв 01.12.2025 14:17
- Як бізнес втрачає контроль під час війни: практичні кейси антирейдерського захисту Андрій Лотиш 01.12.2025 13:41
- Як просити підвищення зарплати без істерик та ультиматумів Олександр Висоцький 01.12.2025 13:09
- ВЛК у військовому квитку відсутня: чи може роботодавець взяти працівника 1448
- Мікрокроки, що змінюють життя: як формувати звички без зривів і надзусиль 256
- П’ять років поза Конституцією: як Україна втратила баланс влади і підтримку світу 194
- Як WSJ вибудовує наратив операції "Павутина" та образ її ключового лідера 156
- Управління ризиками. Чому старі стратегії можуть знищити новий проєкт 137
-
Перша реакція на "Аватар 3": що кажуть критики про "Вогонь і попіл" Кемерона
Життя 17312
-
Зять і "розумник" Трампа. Хто такий Джаред Кушнер і як він пов'язаний з Росією
4294
-
Укрпошта отримала письмове застереження від НБУ
Бізнес 4051
-
"Повний треш". Заступник Садового показав проєкт забудови передмістя Львова
Бізнес 3470
-
"Все під землю". Сухомлин заявив про неминучість використання досвіду Кореї в Україні
Бізнес 3032
