Внедрение онлайн-петиций, как инструмента общественного влияния
По мнению экспертов, в рамках государства электронные петиции могут стать прогрессивным механизмом общественного воздействия на власть.
Когда на что-то повлиять не в силах – влияй на то, на чтоспособен повлиять.
Д. Вильсон
В условиях развитияинформационного общества, применения современных компьютерных технологий, активногоиспользования интернета и социальных сетей мировые державы уже достаточно давностали обращаться к различным формам непосредственной демократии, в частности, ктакому инструменту общественного влияния на принятие политических решений, какэлектронные петиции, которые в последнее время приобретают все большуюпопулярность.
В ходе реформированиявсей правовой системы внедрением онлайн-петиций в государственный механизм заняласьи наша страна, где некоторое время назад Верховная Рада приняла соответствующийзакон. Для Украины это новая форма политического влияния, с помощью которойможно обратиться к власти - к президенту, правительству, министрам или же ворганы местного самоуправления. По мнению экспертов, в рамках государства такиепетиции могут стать прогрессивным механизмом общественного воздействия, которыйупростит волеизъявление украинцев. Так, каждый гражданин Украины имеет право разместитьпетицию на официальных сайтах органов государственной власти, и если обращениенаберет достаточное количество подписей (в масштабах поселка - 50, в масштабахстраны – 25 тысяч), оно должно быть рассмотрено в обязательном порядке.
С точки зрения закрепленияна законодательном уровне механизма внесения, подписания, рассмотрения онлайн-петиций,а также в связи с расширением круга обязанностей государственных органов дляУкраины представляет большой интерес накопленный опыт правового регулирования такихпетиций в ведущих странах Запада. К примеру, наиболее развитыми ирезультативными можно считать системы организации подачи и рассмотренияонлайн-петиций в Великобритании, Германии и США.
Так, в 2006 году Великобританиястала одной из первых стран, где площадка онлайн-петиций была запущена нагосударственном уровне. Тем не менее, в скором времени власти признали правительственныйпортал несовершенным, поэтому он был закрыт и возобновил свою работу в 2011году с более логично и подробно прописанными правилами подачи петиций, их поддержаниягражданами и реагирования власти на них. Следует заметить, что системаонлайн-петиций в этой стране несколько отличается от организации ее работы вУкраине: так, после публикации на сайте британского правительства петиция должнаполучить поддержку более 100 тысяч человек. Если обращению удастся собратьтакое количество подписей, оно будет вынесено на слушания в парламент, где будетлибо отклонено, либо получит дальнейший ход. Так, за время существованиясервиса наиболее популярной стала петиция с требованием не вводить плату дляавтомобилистов за пользование дорогами, которая собрала 2 миллиона подписей.
В Германии страница дляразмещения онлайн-петиций была создана на сайте Бундестага относительно недавно- в 2011 году. Процедура подачи и рассмотрения электронных петиций такова: сначалаобращение анализирует специальная петиционная комиссия, в которую входятдепутаты федерального парламента, и если оно соответствует всем критериямподачи, то его публикуют. Если после публикации под петицией подпишутся более50 тысяч человек, она будет рассмотрена на открытом заседании петиционной комиссиив присутствии ее инициаторов, а в некоторых случаях и министров правительства.В итоге комиссия может переправить предложение на слушания в Бундестаг сосвоими рекомендациями. Примечательно также, что размещать петиции можно нетолько на правительственных ресурсах, но и на независимых платформах – это неимеет особого значения, поскольку к своим гражданам и к их обращениям вГермании всегда относятся с уважением и вниманием. И хотя по утверждениюнемецких экспертов онлайн-петиции не слишком влияют на политические решения,благодаря простоте их использования многие граждане начинают принимать участиев политических процессах, что идет на пользу немецкой демократии.
Если обратиться к опытуСША, то на сайте Белого дома с 2011 года также существует специальный раздел,где каждый может составить свое обращение к администрации президента страны, иесли петиция набирает 25 тысяч подписей, на нее обязаны дать официальный ответ,приняв к сведению требование граждан. Дополнительно стоит отметить широкоераспространение и эффективную работу в Штатах независимых сайтов, на которыхграждане размещают петиции и собирают подписи под ними.
Итак то, что институт электронныхпетиций является одним из наиболее значительных современных инструментовполитического влияния, не вызывает никакого сомнения. Как показывает мировойопыт, ранее эти обращения нечасто приводили к политическим сдвигам, однакосейчас, благодаря средствам массовой информации и, в первую очередь, соцсетям,ситуация начала стремительно меняется. Радует также тот факт, что изменения вэтой сфере не обошли стороной и Украину, которая сегодня внедряет механизмыпрямой демократии, находясь в процессе совершенствования правовогорегулирования всех сфер жизни и сближения законодательства с Европейским Союзом.
- Багатолике зло: якою буває корупція Анна Макаренко вчора о 17:21
- Матриця Ейзенхауера: як відрізняти термінове від важливого та не вигорати Олександр Скнар вчора о 12:00
- Енергостандарти-2025: спільна мова з ЄС Олексій Гнатенко 15.10.2025 18:47
- Штатні заявники у справах про хабарництво: між викриттям та провокацією Іван Костюк 15.10.2025 16:49
- Звільнення після закінчення контракту: як діяти та що каже судова практика Світлана Половна 15.10.2025 13:29
- Правовий статус ембріона: законодавчі прогалини та етичні виклики Леся Дубчак 14.10.2025 18:51
- Як уникнути конфліктів за бренд: основні уроки з кейсу "Галя Балувана" vs "Балувана Галя" Андрій Лотиш 14.10.2025 17:01
- Дзеркало брехні: чому пластичний скальпель не зцілить тріщини у свідомості Дмитро Березовський 14.10.2025 16:09
- Охорона спадкового майна безвісно відсутніх осіб: ключові правові нюанси Юлія Кабриль 13.10.2025 15:45
- Як встановити цифрові правила в сім’ї та навчити дитину керувати гаджетами Олександр Висоцький 13.10.2025 11:22
- Тиха енергетична анексія: як "дешеві" кредити дають іноземцям контроль над генерацією Ростислав Никітенко 13.10.2025 10:15
- Свідомість, простір-час і ШІ: що змінила Нобелівка-2025 Олег Устименко 13.10.2025 10:06
- Як мислити не про грант, а про розвиток: 5 стратегічних запитань до проєкту Олександра Смілянець 13.10.2025 09:56
- Бібліотека в кожній школі: чому британська ініціатива важлива для майбутнього Віктор Круглов 13.10.2025 09:52
- Українська національна велика мовна модель – шанс для цифрового суверенітету Світлана Сидоренко 13.10.2025 03:31
- Як скасувати незаконний розшук ТЦК через суд: алгоритм дій та приклади рішень 180
- Як грантрайтинг змінює жіноче підприємництво в Україні і чому цьому варто вчитись 133
- Як уникнути конфліктів за бренд: основні уроки з кейсу "Галя Балувана" vs "Балувана Галя" 101
- Як ШІ трансформує грантрайтинг – і чи професійні грантрайтери ще нам потрібні 83
- Звільнення після закінчення контракту: як діяти та що каже судова практика 69
-
У туристичній сфері – новий тренд: ноктуризм. У чому його унікальність і чи варто спробувати
Життя 3572
-
"Зеленський – лузер? Думаю, що ні. Він – популіст". Новий випуск "Клімкін питає"
3260
-
Польські ЗМІ назвали Сільпо претендентом на мережу Carrefour. У Fozzy Group спростували
оновлено Бізнес 2850
-
"Продажі декоративної косметики більші на 35%, ніж до війни". Інтерв’ю з керівницею Eva
Бізнес 2513
-
Офіс генпрокурора закрив кожну третю кримінальну справу проти бізнесу
Бізнес 1874