Что такое гуманитарная интервенция ?
Тот факт, что с каждым днем международное право создает все большую конкуренцию национальному праву, особенно когда речь идет о защите прав и свобод человека, не вызывает сомнений.
Помоги себе сам, и друзья тебя больше полюбят.
Дж.Свифт
Некоторое время назад вэфире программы Face the Nation телеканала CBS госсекретарь США Джон Керри увереннозаявил о том, что «в XXI веке нельзя вести себя как в XIX, вторгаясь в другуюстрану под полностью сфабрикованным предлогом». Безусловно, сегодня сообщество развитыхстран более привержено идеалам мира, чем в конце XIX века, и старательно придерживаетсяправовых норм. Но, тем не менее, следует признать, что современная действительностьдалека от безупречной утопической картины мирового порядка, описанной Керри. Идеяfair play (англ. честная игра), невзирая на всю своюпривлекательность и очевидную эффективность, в международной политикепрактически отсутствует и все чаще подменяется двойными стандартами, в томчисле позиционируя интервенцию в дела суверенного государства как актгуманизма.
Тот факт, что с каждымднем международное право создает все большую конкуренцию национальному праву,особенно когда речь идет о защите прав и свобод человека, не вызывает сомнений.Так, в конце ХХ века в политике ввели новый термин – «гуманитарная интервенция», котораясогласно определению означает вооруженное вмешательство одного или группыгосударств, или международной организации на территорию другого государства. Примечательно,что такое вмешательство может осуществляться без согласия или вопреки волегосударства, но всегда с благой целью обеспечения соблюдения минимальногогуманитарного стандарта граждан (право на жизнь, право на физическуюнеприкосновенность, запрещение рабства и т.д.) и для предотвращения ситуаций,развитие которых чревато преступлениями против человечности. Однако немаловажнымдополнением к сути этого понятия является противоречие принципу неприменениясилы или угрозы силой и формирование нового отношения к нерушимостигосударственного суверенитета, что вводит концепт гуманитарных интервенций внепримиримый диссонанс с международным правом.
Каким же образомопределяется правомочность вмешательства? Кто решает вопросы подобного толка? Икакова участь несогласного (или согласного) государства –гуманистический рай или гуманитарная катастрофа?
Гуманитарная интервенциясчитается легитимной, если она предпринимается с благородными намерениями - радипрекращения геноцида, религиозных или этнических чисток и т.д., исанкционирована либо структурами ООН, резолюции которых обладают особеннымправовым влиянием, либо авторитетными региональными международнымиорганизациями. В ходе выполнения гуманитарной миссии осуществляетсядолговременная оккупация территории и установление внешнего контроля над ней,что считается важнейшим фактором реализации прав и свобод человека. Исходинтервенции предполагает наступление мира в проблемном регионе, но как показываетпрактика, и особенно ярко это демонстрируют примеры событий в Ираке, Ливии,Югославии и Косово, зачастую ожидаемый эффект носит кратковременный характер. Вмешательство«третьей силы» не только не помогает стабилизировать ситуацию, но и оставляет послесебя разруху, хаос и массовую гибель населения. Поэтому совершеннонебезосновательно многие современные эксперты считают гуманитарную интервенциюсерьезной угрозой. Ведьв условиях глобализации и разворачивания информационной войны, в которой частоиспользуют ложную развединформацию и сфабрикованные доказательства, вмешательствов дела какого-либо государства все чаще становится обычной практикой. Темболее, благовидный предлог легко находится, когда это касается чьих-либостратегических интересов, амбиций или желания подчинить своему диктату.
- Основні аспекти угод злиттів та поглинань (M&A), Тренд - 2025. Артем Ковбель 02:12
- Адвокатура в Україні потребує невідкладного реформування Лариса Криворучко 01:14
- Ретинол і літо: якими ретиноїдами можна користуватися влітку Вікторія Жоль вчора о 09:44
- К вопросу о гегелевских законах диалектики. Дискуссия автора с ИИ в чате ChatGPT Вільям Задорський вчора о 06:23
- Рекордні 8549 заяв на суддівські посади: що стоїть за ключовою цифрою пʼятого добору? Тетяна Огнев'юк 31.03.2025 21:11
- Med-Arb: ефективна альтернатива традиційному врегулюванню спорів Наталія Ковалко 31.03.2025 17:54
- Искусство наступать на грабли Володимир Стус 31.03.2025 17:05
- Нова судова практика – відсутній обов’язок надсилання копії скарги виконавцю Андрій Хомич 31.03.2025 16:01
- НАБУ: невиправдані надії Георгій Тука 31.03.2025 15:48
- Податкове резидентство для енерготрейдерів з іноземними бенефіціарами Ростислав Никітенко 31.03.2025 12:41
- Фінансова модель університетів майбутнього Віталій Кухарський 31.03.2025 12:21
- Шукайте жінку! Білоруський варіант Євген Магда 31.03.2025 09:09
- Спільний контроль у бізнесі: чому статус має значення? Анастасія Полтавцева 30.03.2025 19:23
- ВВК до 5 июня: нужно ли проходить людям с инвалидностью? Віра Тарасенко 30.03.2025 15:46
- ШАБАК оприлюднив свої висновки щодо трагедії 7 жовтня Георгій Тука 30.03.2025 14:16
-
"Бояться їхати сюди". Українській компанії не вдалося перевезти з Польщі закриту фабрику
Бізнес 79169
-
Зернова асоціація попередила про ризик "технічної зупинки" агроекспорту з України
Бізнес 5833
-
Equinor запустила родовище у Баренцевому морі: потужність – 220 000 барелів нафти на добу
Бізнес 5153
-
Порошенко показав декларацію за 2024 рік: заробив понад 4 млрд грн
Бізнес 4288
-
Зберегти картини Пимоненка. Як у Сумах евакуюють цінні музейні об’єкти на тлі новин про наступ
4013