home-icon
Авторські блоги та коментарі до них відображають виключно точку зору їхніх авторів. Редакція ЛІГА.net може не поділяти думку авторів блогів.
18.03.2021 17:29

Вперед к налоговому рабству. Часть I

Доцент кафедри фінансів, обліку та аудиту та банківської справи Донецького державного університету управління, м. Маріуполь

Сущность и тенденции налогового рабства в Украине, а также мнимые и реальные действия по противодействию ему

Налоги всегда были и навсегда останутся нескончаемой темой в разговорах о тяжелой жизни. Интересом к ним проникся и крупнейший информационный портал "Лига.net". По его исследованию, за последние 10 лет больше всего собрано за счет НДС - 38% поступлениями в сводный бюджет Украины. Далее идут акцизный налог (12%) и налог с доходов физических лиц (11%). И лишь четвертое место занимает налог на прибыль – всего  10%. К 11%% можно было бы относится, как к неизбежности, существующей во имя нашего блага, но они дают ложную картину.

На самом же деле, при современной системе налогообложения, все суммы НДС в конечном итоге уплачивают физические лица. Ибо по ставке 20% он включается в цену почти любой продажи. То же можно сказать и про акциз. Большая его часть, особенно при покупках алкогольных и табачных изделий, уплачивается именно физическими лицами. Таким образом, за счет их средств, делает вывод "Лига.net", формируется 60% доходной части сводного бюджета страны. Такие результаты полностью совпадают с моими наблюдениями (см. мой блог о налоговом бремени физических лиц).

Сопоставляя 60% доходов от физических лиц с 10%-ми поступлениями от налога на прибыль, можно увидеть, что основной плательщик, юридические лица, оказывается, как бы, не у дел. И хотя у него сосредоточились превалирующие материально-финансовые ресурсы в масштабах государства, практически он отстранился от наполнения государственного бюджета.

Это ли не налоговое рабство, когда формировать бюджет приходится, преимущественно, физическим лицам! В это же время юридические лица, которые аккумулируют главные финансовые ресурсы страны, оказываются на третьих ролях. Мы часто возмущаемся, как это так, выводятся из страны через офшоры и через другие неурегулированные каналы огромные деньги. А ведь возможности для этого создаются именно благодаря незначительным налоговым поступлениям юрлиц. А все потому, что государство закрывает глаза на их действия. Таким образом, к физическим лицам возникает отношение, как к налоговым рабам. Поэтому нам следует изучать деятельность государства на предмет противодействия данной тенденции. При этом следует проанализировать каждое действия правительства, направленное или на устранение налогового рабства, либо на его усиление.

Превалирование налоговых сборов с физических лиц характерно для многих цивилизованных стран – США, Дании, Англии и т.д. Все это свидетельствует про то, что налоговое рабство физических лиц имеет повсеместное распространение. Но такой вывод не означает, что у нас в стране нам не следует бороться с ним.

Понятие «налоговое рабство» возникло в начале XIX века. И до сего времени его используют лица, которые призывают к отказу от системы налогообложения. Они считают, что ее существование делает общество не свободным, ведет к неравенству людей. Полагают, что лицо, присваивающее чужие деньги, т.е. использующее налоги, относится к остальным лицам общества, как рабам.

Приверженцы этой теории считают, что люди платят налоги не для удовлетворения своих потребностей, а ради обогащения правительства и приближенных ему групп особей. Сторонниками таких взглядов были, в свое время, анархисты. Поборниками соответствующих воззрений оказывались, как ни странно, очень обеспеченные люди. Так, например, граф Лев Толстой тоже считал налоги рабством. Но его можно понять – крупный землевладелец, плательщик значительных сумм, с которыми было жалко расставаться, располагающий информацией о неблаговидном их использовании, по его мнению, царским правительством. И вообще, все сторонники этой теории всегда были весьма состоятельные лица, которые всегда были в состоянии удовлетворить свои социальные потребности самостоятельно, без налоговой системы.

Оправдать такие взгляды может только упрек в нецелевом использовании налоговых средств. И действительно, на слуху у всех многочисленные проявления коррупции в государстве. Перекрой сейчас доступ к бюджетным средствам – и целые пласты бизнеса, огромные с точки зрения национальной экономики, прикажут долго жить на радость всей стане. Но сейчас пока не об этом речь.

 В настоящее время термином «налоговое рабство» пользуются для аналитики бюджетных нагрузок на физических лиц. Сама эта терминология в публикациях встречается редко. Но вот в YouTube она достаточно распространена именно для таких целей – можете погуглить, уважаемый читатель, и сами в этом убедиться. У нас же несколько иная задача – проанализировать стремление государства решить свои проблемы, используя механизмы снижения налогового бремени физических лиц.

Основными путями снижения налогового рабства является уменьшение налогов с физических лиц, повышение обязательности уплаты налогов юридическими лицами, в первую очередь, налога на прибыль и НДС, а также повышение ответственности за хищение налоговых средств из бюджета.

Снижение налогов с физлиц сейчас никак не обговаривается, поэтому данную тему развивать пока нет смысла. В нашем случае полезнее обратить внимание на действия государства, имеющие последствия скрытого усиления налогового бремени на физических лиц.

Именно таким оказался вводимый так называемый «налог на электронные услуги». Свое название он получил в Украине из предположения, что будет уплачиваться такими крупными поставщиками электронных услуг, как Google, Microsoft, Facebook, Netflix и прочими мировыми техногигатами. Украинским законом предусматривалось, что они будут платить налог в виде НДС. Даже подсчитана сумма годового прироста налоговых поступлений от такой новации – 3 млрд. грн.

Довольно любопытна (с точки зрения уменьшения налогового рабства физических лиц) история появления этого обязательного платежа. По расчетам еще 2010 года, в мировом сообществе поставщикам электронных услуг вменялось в обязанность платить иностранным государствам налог от доли извлекаемой там прибыли. А они огромные. Например, в 2011 году компания Google получила в Англии 2,5 млрд. фунтов стерлингов. При ставке 20% читатель может сам подсчитать на что рассчитывал Туманный Альбион. Но это только от одного поставщика. И можете, уважаемый читатель, сопоставить с финансовыми ожиданиями Украины.

Однако дальнейшее сопоставление окажется еще более удручающим. Вместо налога на прибыль в Украине вознамерились удерживать НДС. И при этом налоговые требования предполагалось предъявлять только по услугам, предоставляемым лишь физическим лицам. Таким образом, именно они и становятся реальными плательщиками налога. Именно с них техногиганты будут удерживать налог. Так что в итоге налоговое рабство физических лиц очередной раз увеличится на 3 млрд. грн.

Еще более сакраментальной становится история с игнорированием  юридическими лицами налога на прибыль. Огромные неплатежи объясняются абсолютной не обязательностью его уплаты. Более того, при действующей системе налогообложения он потерял свойство налога, как обязательного платежа, и перешел в категорию «хочу – плачу, хочу – нет!». Предприятия платят его, если заинтересованы в такой транзакции. А такое желание возникает не часто. Как правило, если необходимо показать прибыль при уплате дивидендов на ценные бумаги, или за участие в бизнесе.

С чем же связана такая метаморфоза… А с тем, что сегодня прибыль рассчитывается по методике бухгалтерского учета. При ней достоверно учитываются только факт осуществления расходов. Но совершенно не учитывают цели их осуществления. Ими может быть или поддержание простого воспроизводства предприятия (обеспечение деятельности предприятия в неизменных масштабах), либо расширение его. По экономической природе предпринимательства, наращивание объемов деятельности предприятия, увеличение количества и качества их зданий и сооружений, должно производиться за счет финансовых вложений, оставшихся после уплаты налога на прибыль. Существующими налоговыми правилами этим требованием пренебрегают. Особенности механизма, как бы подталкивающего к отказу от уплаты налога на прибыль, можно посмотреть в моей статье, размещенной в блоге.

Для прояснения нашей проблемы следует сказать пару слов о том, как именно рассчитывается налог на прибыль. Я сознательно иду на такой шаг, напрягая мыслительную деятельность читателя – ведь нам нужно повышать свою экономическую грамотность. Чтоб посчитать его, берут сумму прибыли предприятия (скажем, П), и умножают на величину ставки налога на прибыль (СНП – сегодня в большинстве случаев это 18%). В свою очередь, П – это разница между доходами (Д) и затратами (З) предприятия. И если к этим затратам отнести все его расходы, включая, скажем, покупку черной икры для новогодних корпоративов, то прибыли у предприятия вроде бы не окажется. И налога на прибыль тоже не будет, как вроде бы оно плохо работает. А ведь черную икру работники скушали (смачного им!), хотя она вовсе и не является производственными затрата.

Чтоб исключить такую ситуацию, следует к затратам, т.е. к З, относить только те расходы, без которых предприятию не обойтись в производстве. Поскольку расходы на черную икру таковыми не являются, значит, предприятию понадобится сначала заплатить налог на прибыль, а уж потом из оставшихся средств купить вкусность. Следовательно, черную икру покупайте, однако прежде налог на прибыль заплатите!

 

-- Продолжение следует --

Відправити:
Якщо Ви помітили орфографічну помилку, виділіть її мишею і натисніть Ctrl+Enter.
Останні записи