Комментарий к "распискам на секс"
В связи с широким распространением в сети мифов и шуток об установлении необходимости расписок и пр. о согласии на секс, считаю необходимым представить следующий комментарий.
В связи с широким распространением в сети мифов и шуток об установлении необходимости расписок и пр. о согласии на секс, где даже приводятся образцы «документов», считаю необходимым представить следующий комментарий истинных нововведений.
Действительно изложена в новой редакции ст. 152 Уголовного кодекса, в соответствии с которой преступлением является совершение действий сексуального характера, связанных с вагинальным, анальным либо оральным проникновением в тело другого лица с использованием гениталий или любого иного предмета, без добровольного согласия потерпевшего лица (изнасилование). Примечательно, что указанные действия в отношении лица, не достигшего четырнадцатилетнего возраста, являются особо тяжким преступлением независимо от добровольного согласия малолетнего. Согласие считается добровольным, если оно является результатом свободного волеизъявления лица, с учётом сопутствующих обстоятельств (представляется, что в отсутствие обстановки и фактов, могущих свидетельствовать о вынужденности согласия).
В соответствии с многолетней предыдущей редакцией этого уголовного закона изнасилованием являлись половые сношения с применением физического насилия, угрозы его применения либо с использованием беспомощного состояния потерпевшего лица.
Т.е. действительно теперь принципиален и достаточен лишь факт отсутствия добровольного согласия; применение насилия индифферентно к квалификации действий по этой статье, но может, если только это не обоюдно выбранная форма действий сексуального характера, органично свидетельствовать об отсутствии добровольного согласия в процессе доказывания. Использование же беспомощного состояния потерпевшего лица является обстоятельством, отягчающим наказание, согласно ст. 67 УК.
Однако никаких расписок и им подобных форм выражения согласия на секс не требуют ни буква, ни дух закона, ни сама природа и психологизм сексуальных отношений, в свете чего такой бюрократизм явно пошлый и неуместный. К тому же, в случае применения насилия с целью склонить к половому акту вполне очевидно, что и такая расписка будет составлена под принуждением. Ведь и когда показания даны под пытками, собственноручная фраза «протокол с моих слов записан, верно» не должна менять оценку их допустимости. Кроме того, необходимо иметь в виду, что давая, например, согласие на действия сексуального характера, каковыми их лицо себе представляло, до их начала, в т.ч. на момент составления пресловутой расписки, оно может это согласие отозвать хоть и в ходе полового акта, скажем, по причине неоговоренной смены формы действий, равно как по любой другой причине или без объяснения причин, и тогда продолжение полового акта, начатого как правомерный, перерастёт в изнасилование.
Представляется, что психически полноценная личность сможет достоверно истолковать и констатировать согласие на секс, выраженное партнёром в какой-то общепринятой либо традиционной для конкретных отношений форме, или соответствующей конкретной обстановке форме – вербальным, поведенческим (близким к конклюдентным действиям) способом.
Вообще уточнение признаков изнасилования в национальном праве явилось отражением цивилизационных тенденций и эволюции передовых правовых систем. Насилие должно было трактоваться более широко – как посягательство на половую автономию человека при отсутствии его добровольного согласия. Имплементация соответствующих конструкций в национальное законодательство обусловлена также стремлением Украины реализовать положения Конвенции Совета Европы о предотвращении насилия в отношении женщин и домашнего насилия и борьбе с этими явлениями.
Тем, кто излишне беспокоится в связи с изменением квалифицирующих признаков изнасилования, следует напомнить, что в Украине действует презумпция невиновности: никто не обязан доказывать свою невиновность (доказывать наличие согласия в рассматриваемом случае). Помимо этого, для лжепотерпевшего лица предусмотрена уголовная ответственность за заведомо ложное сообщение о совершении преступления.
- Корпоративний добробут: турбота про співробітників чи форма м’якого контролю? Анна Пархоменко 15:04
- Як AI змінює структуру бізнесу: замість відділів – малі команди і агентні системи Юлія Гречка 14:07
- Жіноче лідерство в українському бізнесі: трансформація, яка вже відбулася Наталія Павлючок 09:50
- Проведення перевірок в частині вчинення мобінгу: внесено зміни до законодавства Анна Даніель 01:16
- Суд не задовольнив позов батька-іноземця про зміну місця проживання дитини Юрій Бабенко вчора о 17:15
- Як повернутись до програмування після довгої IT-перерви Сергій Немчинський вчора о 16:39
- Моральна шкода за невиконання рішення суду Артур Кір’яков вчора о 14:21
- Путінський режим знову показує своє справжнє обличчя: цього разу – проти азербайджанців Юрій Гусєв вчора о 10:51
- Зелений прорив 2025: як відновлювана енергетика відкриває шлях для України Ростислав Никітенко вчора о 10:22
- "Розумні строки" протягом 1200 днів: чому рішення у справі стає недосяжним Максим Гусляков 28.06.2025 20:49
- Мир начал избавляться от иллюзий, связанных с ИИ Володимир Стус 27.06.2025 23:54
- Триваюче правопорушення – погляд судової практики Леся Дубчак 27.06.2025 16:19
- Дике поле чи легальна сила: навіщо Україні закон про приватні військові компанії (ПВК)? Галина Янченко 27.06.2025 16:03
- Реформа "турботи" Андрій Павловський 27.06.2025 12:07
- Оцінка девелоперського проєкту з позиції мезонінного інвестора, як визначити дохідність Роман Бєлік 26.06.2025 18:39
- Президент поза строком: криза визначеності й мовчання Конституційного суду України 731
- "Розумні строки" протягом 1200 днів: чому рішення у справі стає недосяжним 309
- Реформа "турботи" 239
- Житлово-будівельні товариства: як знизити ризики у новому житловому будівництві 117
- Краще пізно, ніж бідно: чому після 40 саме час інвестувати в фондовий ринок 107
-
Літній базовий гардероб – 2025: як зібрати стильну і зручну капсулу – пояснює стилістка
Життя 7874
-
На Черкащині викрили незаконний видобуток каолінів: за майже три роки – 14 000 тонн
Бізнес 6498
-
21 удар по одному заводу. У Дрогобичі розповіли про наймасштабнішу атаку за час війни
Бізнес 5198
-
Антиамбітність – не лінь, а вибір: чому slow success набирає обертів
Життя 4266
-
Втратив бізнес в окупації та пережив два інсульти. Як ветеран відкрив поліграфічну фірму в Одесі
Бізнес 3360