Европейская стратегия партнёрства - либерализация рынка природного газ
Когда Европа в конце апреля одобрила план по либерализации энергетического рынка, так называемый "третий пакет", стало совершенно определённо ясно – Европа намерена изменить формат партнёрства со многими энергетическими компаниями и привести их в соответст
Когда Европа в конце апреля одобрила план по либерализации энергетического рынка, так называемый "третий пакет", стало совершенно определённо ясно – Европа намерена изменить формат партнёрства со многими энергетическими компаниями и привести их в соответствие с Энергетической стратегией ЕС.
Документ, принятый на заседании Евросоюза 22 апреля, значительно ограничивает возможность добывающих компаний владеть распределительными сетями. Такие ограничения будут распространятся и на иностранные компании, работающие в Евросоюзе. На внедрение этих правил европейским странам предоставляется 3,5 года.
Новая политика Европы призвана обеспечить безопасность и независимость европейской энергетики, а также способствовать защите окружающей среды. Тенденции на мировых энергетических рынках и внутренние процессы Европы меняют приоритеты энергетической политики, как отдельных стран ЕС, так и ЕС в целом. Основные акценты отныне делаются на диверсификацию источников поставок энергоресурсов и обеспечение энергобезопасности. Европейский Союз является важным участником мирового рынка энергоресурсов. Частица мирового потребления энергии в странах ЕС составляет 14-15%, в то время как на его территории проживает лишь 6% населения. ЕС потребляет 19% нефти, 16% природного газа, 10% угля, 35% урана.
За уровнем потребления энергоресурсов ЕС находится на втором месте в мире, в то же время по уровню их импорта – на первом. Таким образом, вся энергетическая политика Европы направлена на минимизацию рисков, связанных с энергоснабжением. Особое внимание члены Евросоюза уделяют конкуренции со стороны поставщиков природного газа. Европейские потребители всё активнее уходят от практики обеспечения потребностей в энергоресурсах крупными холдингами, которые аккумулируют в своей деятельности, как добычу, так и поставки и продажу углеводородов.
По мнению многих европейских экспертов рынка энергоресурсов, сосредоточение всех видов бизнеса в энергетической сфере в руках одного крупного холдинга способствует монополизации рынка и ведёт к спекуляциям цен на природный газ и другие энергоресурсы. В тоже время можно определённо утверждать, что наличие нескольких крупных поставщиков будет усиливать конкуренцию между компаниями, которые смогут удерживать свои позиции только рыночно обоснованными ценами.
Можно прогнозировать, что качественные изменения в энергетической политике мы сможем скоро увидеть и в Украине. В первую очередь об этом будет свидетельствовать выполнение Украиной требований, предъявленных нам в контексте выполнения Брюссельской декларации, а именно – отделение в независимую структуру оператора газотранспортной системы. Ведь для того, чтобы получить средства на модернизацию ГТС нам придётся следовать именно европейским требованиям.
Либерализация рынка природного газа стала одной из основных целей деятельности Ассоциации «Газовые трейдеры Украины». Как мы уже отмечали, государственная монополия в газовом бизнесе ограничивает возможности независимых трейдеров и лишает возможности потребителей свободного выбора поставщика природного газа. В тоже время, эффективность частного капитала в такой сфере, например, как газодобыча свидетельствует лишь о том, что позицию исключительного государственного управления отраслью необходимо пересматривать. Возможно, что основные приоритеты Европейского союза в реформировании энергетического рынка будут учтены при формировании основных положениях проекта закона «Об основах функционирования рынка природного газа», который, по словам заместителя министра топлива и энергетики Украины Бурзу АЛИЕВА, сейчас активно разрабатывается. По словам господина Алиева, в рамках работы над законопроектом идет параллельная работа над тем, чтобы разрабатываемый сейчас законопроект и концепция реформирования рынка газа учитывали, в том числе, и рекомендации Евросоюза.
Однако для окончательного формирования проекта Закона необходимо учесть предложения и видение развития рынка всех компаний, работающих в сфере добычи, реализации и транспортировки природного газа в Украине. Только таким путём можно создать оптимальную модель рынка природного газа Украины, выработать единые требования к компаниям, обеспечить равные условия для всех участников рынка. На сегодняшний день существует достаточно много недоразумений в элементарных вопросах. Европейцы используют другие определения, например, не понимают общий термин «население» в качестве газопотребителей, покупателей газа. Также достаточно сложно объяснить представителям ЕС, почему должно быть несколько цен на один и тот же товар — газ, и что такое система перекрёстного субсидирования.
Таким образом, считаю, что данный законопроект, определяющий будущую модель рынка природного газа в Украине и формирующий пути реформирования энергетической сферы должен пройти публичное обсуждение экспертами рынка природного газа Украины. И лишь после этого Министерство топлива и энергетики могло бы сформировать модель энергетической стратегии Украины, которая была бы приемлемой как для участников внутреннего рынка, так и понятной для наших контрагентов.
- Багатолике зло: якою буває корупція Анна Макаренко вчора о 17:21
- Матриця Ейзенхауера: як відрізняти термінове від важливого та не вигорати Олександр Скнар вчора о 12:00
- Енергостандарти-2025: спільна мова з ЄС Олексій Гнатенко 15.10.2025 18:47
- Штатні заявники у справах про хабарництво: між викриттям та провокацією Іван Костюк 15.10.2025 16:49
- Звільнення після закінчення контракту: як діяти та що каже судова практика Світлана Половна 15.10.2025 13:29
- Правовий статус ембріона: законодавчі прогалини та етичні виклики Леся Дубчак 14.10.2025 18:51
- Як уникнути конфліктів за бренд: основні уроки з кейсу "Галя Балувана" vs "Балувана Галя" Андрій Лотиш 14.10.2025 17:01
- Дзеркало брехні: чому пластичний скальпель не зцілить тріщини у свідомості Дмитро Березовський 14.10.2025 16:09
- Охорона спадкового майна безвісно відсутніх осіб: ключові правові нюанси Юлія Кабриль 13.10.2025 15:45
- Як встановити цифрові правила в сім’ї та навчити дитину керувати гаджетами Олександр Висоцький 13.10.2025 11:22
- Тиха енергетична анексія: як "дешеві" кредити дають іноземцям контроль над генерацією Ростислав Никітенко 13.10.2025 10:15
- Свідомість, простір-час і ШІ: що змінила Нобелівка-2025 Олег Устименко 13.10.2025 10:06
- Як мислити не про грант, а про розвиток: 5 стратегічних запитань до проєкту Олександра Смілянець 13.10.2025 09:56
- Бібліотека в кожній школі: чому британська ініціатива важлива для майбутнього Віктор Круглов 13.10.2025 09:52
- Українська національна велика мовна модель – шанс для цифрового суверенітету Світлана Сидоренко 13.10.2025 03:31
- Як скасувати незаконний розшук ТЦК через суд: алгоритм дій та приклади рішень 179
- Як грантрайтинг змінює жіноче підприємництво в Україні і чому цьому варто вчитись 129
- Як уникнути конфліктів за бренд: основні уроки з кейсу "Галя Балувана" vs "Балувана Галя" 100
- Як ШІ трансформує грантрайтинг – і чи професійні грантрайтери ще нам потрібні 82
- Звільнення після закінчення контракту: як діяти та що каже судова практика 68
-
У туристичній сфері – новий тренд: ноктуризм. У чому його унікальність і чи варто спробувати
Життя 3377
-
"Зеленський – лузер? Думаю, що ні. Він – популіст". Новий випуск "Клімкін питає"
3135
-
Польські ЗМІ назвали Сільпо претендентом на мережу Carrefour. У Fozzy Group спростували
оновлено Бізнес 2799
-
"Продажі декоративної косметики більші на 35%, ніж до війни". Інтерв’ю з керівницею Eva
Бізнес 2479
-
Нацкомісія виступила проти перейменування копійки: затратно і немає практичної користі
Фінанси 1820