Есть ли будущее у альтернативного правосудия?
Альтернативное правосудие и его проблемы в правовом поле Украины… Наверное, дискуссии по этому поводу еще долго не утихнут.
Альтернативное правосудие и его проблемы в правовом поле Украины… Наверное, дискуссии по этому поводу еще долго не утихнут. Как известно, вопросы исполнения и обжалования решений третейского суда тесно связаны с соответствующими обращениями в государственные суды, что, как правило, влечет за собой перекладывание груза ответственности альтернативного правосудия на плечи государственной Фемиды, которой достаточно и своих, собственных проблем. Ни для кого не секрет, что довольно часто государственные суды становятся заложниками решений третейских судов – им приходится решать весьма сложные вопросы фактического узаконивания сомнительных решений третейских судей. Как показывает практика, зачастую третейские суды не решая споры по существу, удовлетворяют субъективные интересы третьих лиц. Более того, при отправлении третейского правосудия, нередко нарушается принцип независимости и объективности суда в решении того либо иного дела.
Конечно, все это не остается без внимания специалистов, которые пытаются спасти ситуацию с «третейством». Помнится, как-то летом сего года, состоялась встреча «всех причастных», посвященная проблематике третейских судов Украины, на которой были четко определены основные вопросы, касающиеся осуществления альтернативного правосудия в Украине и предложены некоторые пути их решения. К слову, основной причиной всех бед было названо несовершенство отечественного законодателя.
Итак, наступила осень, принесла ли она изменения в отношениях «третейский суд - государственный суд»? Скорее «да», чем «нет». Дело в том, что в сентябре депутаты наконец-то рассмотрели некоторые изменения в ГПК Украины, касательно деятельности (вернее, ее последствий) третейских судов. Речь идет о законопроекте №4806 (зарегистрирован еще в прошлом году), которым предлагается внести изменения в некоторые законодательные акты Украины об обжаловании решений третейского суда и выдаче исполнительных листов по решениям третейских судов. На сегодняшний день этот документ вполне удачно прошел первое чтение.
Безусловно, радует то, что после раздела VII ГПК «Судебный контроль за исполнением судебных решений» предлагается внести раздел VII-1 «Производство по делам об обжаловании решений третейских судов и о выдаче исполнительных листов по их решениям». Благодаря нормам этого раздела, государственные суды получат, скажем так, четкое руководство к действию, как в отношении процессуальных моментов такого производства, так и в отношении процедуры выдачи исполнительных листов. К примеру, законом о третейских судах не определен порядок обжалования решений третейских судов, хотя ст. 51 право на обжалование в компетентном суде согласно подведомственности и подсудности предусмотрено. Предлагаемыми дополнениями ГПК будут устранены проблемы в части порядка реализации права на обжалования решения третейского суда, формы и содержания, а также порядка принятия судом такой жалобы. Разумеется, не остались без внимания и подготовка дела к рассмотрению, судебное рассмотрение дела и т.д. Что же касается исполнительного производства по решениям третейских судов, то названным разделом предлагается внести главу 2, посвященную порядку выдачи исполнительных листов по решениям третейских судов, включая форму и содержание заявления о выдаче исполнительного листа, порядок рассмотрения такого заявления компетентным судом и пр.
Что ж, одну проблему, стоящую перед правосудием можно будет решить путем принятия предложенных изменений в ГПК. Вот только, почему-то, остались без внимания законодателя схожие вопросы, требующие соответствующих изменений в ХПК, вопросы, связанные с отправлением правосудия так называемыми судами «ad hoc», проблемы привлечения к дисциплинарной ответственности третейских судей и многое другое. Будем надеяться, что последуют дальнейшие шаги по усовершенствованию альтернативного правосудия – ведь это, в первую очередь, разгрузит компетентные (государственные) суды.
- Рекордні 8549 заяв на суддівські посади: що стоїть за ключовою цифрою пʼятого добору? Тетяна Огнев'юк вчора о 21:11
- Med-Arb: ефективна альтернатива традиційному врегулюванню спорів Наталія Ковалко вчора о 17:54
- Искусство наступать на грабли Володимир Стус вчора о 17:05
- Нова судова практика – відсутній обов’язок надсилання копії скарги виконавцю Андрій Хомич вчора о 16:01
- НАБУ: невиправдані надії Георгій Тука вчора о 15:48
- Податкове резидентство для енерготрейдерів з іноземними бенефіціарами Ростислав Никітенко вчора о 12:41
- Фінансова модель університетів майбутнього Віталій Кухарський вчора о 12:21
- Шукайте жінку! Білоруський варіант Євген Магда вчора о 09:09
- Спільний контроль у бізнесі: чому статус має значення? Анастасія Полтавцева 30.03.2025 19:23
- ВВК до 5 июня: нужно ли проходить людям с инвалидностью? Віра Тарасенко 30.03.2025 15:46
- ШАБАК оприлюднив свої висновки щодо трагедії 7 жовтня Георгій Тука 30.03.2025 14:16
- Цивільна конфіскація: про це варто знати, якщо ви державний службовець Тетяна Видай 28.03.2025 14:47
- Від 2 до 4 мільярдів доларів Євген Магда 28.03.2025 13:13
- Українські надра – не предмет торгу, а основа національної безпеки Олена Криворучкіна 28.03.2025 12:19
- Примусове доставлення до ТЦК: Як діє поліція та що потрібно знати Павло Васильєв 28.03.2025 11:58
- Рекордні 8549 заяв на суддівські посади: що стоїть за ключовою цифрою пʼятого добору? 1271
- Законопроєкт 13120 позбавляє дітей конституційного права на освіту 429
- Шукайте жінку! Білоруський варіант 302
- Стоїцизм папороті у перетвореннях декартової геометрії 153
- Аудит українських надр. Відзив "сплячих" ліцензій. Передача надр іноземцям 148
-
"Бояться їхати сюди". Українській компанії не вдалося перевезти з Польщі закриту фабрику
Бізнес 9184
-
Яєчний король купує американського виробника яєць Hillandale Farms за $1,1 млрд
Бізнес 7185
-
Суд відкрив провадження про банкрутство забудовника ЖК "Еврика" у Києві
доповнено Бізнес 2969
-
Кульмінація некомпетентності. Чому закрили відомого розробника ігор Monolith
Технології 2619
-
Залежність від шопінгу: чому ми купуємо більше, ніж потрібно
Життя 1987